• Головна
  • Бенцион Рубштейн и спасение еврейских реликвий в годы Первой мировой войны. Часть 2
14:56, 17 вересня 2014 р.

Бенцион Рубштейн и спасение еврейских реликвий в годы Первой мировой войны. Часть 2

Работу по опросу беженцев, розыску и спасению еврейских реликвий, культовых синагогальных предметов, принадлежащих различным иудейским общинам, в годы Первой Мировой войны в Кременчуге, с горячим энтузиазмом, проводил наш земляк - крюковчанин Б.М. Рубштейн (уполномоченный по эвакуации национальных реликвий Еврейского Историко-Этнографического Общества) и его помощник - Ю.Р. Леринман ( к сожалению, сведениями о нем автор статьи пока не располагает).
Рубштейн, 10 июня:
«Я уже сообщал, что еврейская община этого местечка отказывается передать нам на хранение пинкос погребального братства, но она согласилась вручить его мне на некоторое время для просмотра. Я просмотрел его, но ничего такого, что могло бы иметь исторический интерес или какой-нибудь другой интерес, я там не нашел. Я, тем не менее, дал списать устав этого братства, который переписан из более древнего пинкоса (от 1798 года)».
*мнойра – менора
Зельва, местечко Гродненской губернии
Леринман, Кременчуг 16 августа:
«По словам [проживающего в Кременчуге] беженца из Зельвы, крупного лесопромышленника г. Бородицкого, вся утварь, принадлежащая общине, осталась на месте».
Ивенец, местечко Минской губернии
Рубштейн, 7 февраля:
«Отказались доверить Обществу свою серебряную синагогальную утварь. “Сейфер-Тойрес” увезены (часть) в Минск. “Пинкос” также увезен в Минск и передан на хранение частному лицу».
Рубштейн, Кременчуг, 12 августа.
Мыши съели примерно треть свитка Торы, оставленного беженцами местечка в одной из синагог Минска. Свиток передан на хранение группе Рубштейна.
Клецк, местечко Минской губ
Рубштейн, 10июня:
«Местечко находится недалеко от боевой линии, и я поэтому приступил к вывозу оттуда еврейских религиозных ценностей и памятников старины. Пока нам доставлены 2 ящика с 18 Сейфер-Тойрес. Ожидаю на будущей неделе прибытие остальных Сейфер-Тойрес, синагогальных библиотек и прочей синагогальной утвари. Я… не имел возможности лично руководить эвакуацией – для въезда в Клецк требуется особое разрешение военных властей – и, желая иметь там заинтересованное лицо, я обещал отпустить двум раввинам этого местечка 60 руб. для эвакуации их собственных библиотек, но с тем, чтобы они передали нам на хранение всю без исключения имеющуюся у них синагогальную утварь и памятники старины».
Д. 73. Л. 118
Койданово, местечко Минской губернии
Рубштейн, 7 февраля:
«Все синагогальное добро и общинный “пинкос” нам переданы на хранение. Осталась лишь синагогальная утварь и библиотека (в которой имеются очень ценные книги и библиографические редкости) койдановского “цадика”. Сам цадик умер, а семья живет в Минске. Идет междоусобица из-за “цадиковского” престола, и это мешает сговориться со сторонами относительно эвакуации этих книг. Сефер Тойрес не вывезены».
Копелево, местечко Курляндской губернии.
Рубштейн, 30 июля:
«Когда в поисках за пинкосами я отправился в один из сырых погребов м. Креславки, я, к великому своему удивлению, обнаружил два гниющих свитка Торы, принадлежащих эвакуированной еврейской общине местечка Копелева Курляндской губернии. И эти свитки Торы креславский раввин отказался передать нам без “ксав“* Копелевской общины. Господин Гуфенберг, уполномоченный ЕКОПО, взял на себя труд собрать подписи среди живущих в Креславке беженцев упомянутой общины, и можно надеяться, что нам удастся спасти ее от гниения».
*ксав – почерк, видимо, подписанный документ, ксива.
Кракиново, местечко Ковенской губернии
Леринман, Кременчуг, 16 октября:
«Проживающий в Полтаве “шамаш” Янкель Дубянский передает, что в его запакованных вещах, оставшихся в Кракинове у сельского старосты Якуба, находится 1 серебряный бокал, 2 старинных “порейхоса” и 1 балдахин, принадлежащие синагоге».
Леринман, Кременчуг 16 августа:
«По словам жителей местечка Краснополье, Сувалкской губерни, гг. А. Краснопольского и Ф. Рубиновича, проживающих в Кременчуге, здесь находятся:
1) Один общинный свиток Торы у Израиля Гершева Ключника, беженца из Краснополья, прибывшего в Пензу, как мне удалось установить точно, по фактическим данным, 19 августа 1915 года и эвакуированного Пензенским ЕКОПО 30 августа того же года в одну из восточных губерний.
2) Один общинный свиток Торы у Абрама Дивака, беженца из Краснополья, проживающего в Витебске по Тринченской улице в доме Сивака № 48.
3) “Пинкос” общины Краснополья и некоторые другие синагогальные предметы находятся у “шамеша” Мойше-Менделя Бугеца, проживающего в Витебске и опекаемого комитетом помощи.
Относительно Ключника я запросил Пензенский ЕКОПО, указав ему точный день прибытия и выбытия запрашиваемого лица.
К Диваку и Бугецу я обратился через посредство Витебского ЕКОПО. Также приложил письмо к Диваку и Бугецу от Краснопольского и Рубиновича. В письме они изъявляют свое согласие передать нам на хранение все вышеуказанное».
Рубштейн, Кременчуг 12 августа:
«Здесь, на примере Минска, я также организовал группу из сотрудников местного Комитета для упомянутой деятельности [для опроса духовных лиц среди беженцев об участи предметов синагогального культа их общин]. Насколько мне кажется, я здесь нашел деятельного сотрудника в лице делопроизводителя местного Комитета г. Ю.Р. Леринмана. В течение недели я сам руководил розыском общинного имущества и опросом духовных лиц среди беженцев…».
Рубштейн, 30 июля:
«При содействии уполномоченного ЕКОПО и согласии раввина я созвал собрание представителей еврейской общины для обсуждения вопроса о передаче нам на хранение религиозных ценностей и памятников старины. Первое собрание не удалось, и пришлось созвать второе, которое было сравнительно многолюдным. Я и уполномоченный ЕКОПО познакомили собрание с нашим предложением, после чего выступил целый ряд ораторов, высказавшихся за принятие нашего предложения. Характерно, что на собрании не оказалось ни одного противника. Пять раз мы устраивали голосование, но ни одна рука не поднялась против нашего предложения. Несмотря на это раввин заявил, что, желая избегнуть всевозможных неприятностей со стороны невежественной массы, он согласится на эвакуацию свитков Торы только в том случае, если собрание даст на то свое письменное согласие. К сожалению, на собрании оказалось много неграмотных, и удалось собрать только 28 подписей, но собрание сочло это количество подписей достаточным, чтобы приступить к эвакуации. Но когда назавтра мы приступили к упаковке свитков Торы, раввин вбежал взволнованный и заявил, что он не допустит этой эвакуации до тех пор, пока я ему не доставлю 100 подписей знатных еврейских представителей. Разумеется, что это явилось невыполнимым условием, и от эвакуации свитков Торы пришлось отказаться. Более уступчивым, однако, раввин оказался в отношении пинкосов, и с разрешения представителей соответствующих братств, он согласился передать их на хранение. Но, по ознакомлении с содержанием этих пинкосов, я там ничего интересного не нашел и поэтому отказался принять их на хранение. Между прочим, дата одного пинкоса определена… 1613- 614 года. А между тем предисловие к этому пинкосу отмечено двумя столетиями позже… 1814 – 1815 год. Я, было, думал, что обложка эта принадлежит к более старинному пинкосу и была приклеена отдельно к более новому пинкосу, но это предположение оказалось ошибочным. Ввиду того, что дата эта является весьма важной, я решил вырезать первые листы пинкоса вместе с обложкой и отослать в Комитет Еврейского историко-этнографического общества для выяснения этого вопроса и верности упомянутой даты.
В этом самом местечке я получил на хранение одноярусный медный жирандоль довольно интересной работы и 2 малых медных напольных жирандоля. Последние весьма примитивной работы и ничего интересного собой не представляют, за исключением разве того, что подсвечники имеют вид змей, что, между прочим, в этом районе весьма частое явление. Здесь имеется также очень интересный старинный поройхес и довольно ценная ханукальная лампа, но “всесильный” шамес (служка в синагоге), вопреки желанию прихожан, отказался передать их нам на хранение».
Рубштейн. Кременчуг, 12 августа: 
«В м. Креславке я видел свитки Торы, написанные лишь недавно, от которых осталась лишь третья часть (буквально), все остальное было съедено мышами».
Рубштейн, Кременчуг 12 августа:
«От резника-беженца (он же габай) м. Кринкешин, Виленской губернии, я узнал, что свитки Торы, по поручению общины, были вывезены раввином этого местечка, живущим в г. Купянск. [Харьковской губернии]. Он [резник] … обратился к раввину с предложением передать их нам на хранение вместе с синагогальными предметами, которые были вывезены вместе со свитками Торы. Со своей стороны, мы тоже обратились к нему с этим предложением».
Леринман, Кременчуг 13 сентября:
«Крынкишки. Раввин этого местечка Эль Вольперт, проживающий в Купянске, к которому я обратился, пишет, что старинные “порейхосы” должны находиться у Мовши Цукера, местонахождение которого он не знает. За справкой о Цукере я обратился в ЕКОПО».
Леринман, Кременчуг 16 октября:
«Проживающий в Полтаве беженец из Кринкишек Каплан Екиль видел у беженца этого же местечка Арона Кирштейна, проживающего в Мариуполе, “пинкос” общины “Кринкишки”».
Леринман, Кременчуг 21 августа:
«По словам оказавшегося в Кременчуге раввина этого местечка* вся синагогальная общинная утварь осталось на месте».
*Лагишин, местечко Минской губернии
Рубштейн, 30 июля:
«В Нижнем Новгороде я обнаружил у сотрудника ОРТ* пинкос м. Лагишина. Г-н Немановобещал переслать пинкос в Комитет».
*ОРТ – Общество ремесленного и земледельческого труда .
Рубштейн, Кременчуг 12 августа:
«С таким же предложением [См. Криничин] я обратился к раввину г. Ляцкова г. Шейну, живущему в Никополе».
Лебедзев, местечко Виленской губернии
Рубштейн, 28 мая:
«Мною вывезена оставшаяся часть синагогальной библиотеки еврейской общины эвакуированного местечка Лебедева».
Рубштейн, 28 мая:
«По моему поручению один из членов еврейского комитета в Минске собрал представителей еврейских общин м. Логойск для обсуждения вопроса о передаче нам на хранение свитков Торы, синагогальной утвари и имеющейся у них редкий по своей орнаментации арон-койдеш (согласие раввина я уже давно получил). Но ввиду наступившего спокойствия на нашем фронте община отказалась от немедленной передачи нам на хранение упомянутых предметов».
Рубштейн, 30 июля:
«Уполномоченная мной Л.А. Рабинович (уполномоченная ЕКОПО) сообщила мне, что она, согласно моей просьбе, сфотографировала синагогу и кивот м. Логойска, но снимки я пока не получил».
Леринман, Кременчуг 13 сентября:
«В Киеве, в гостинице “Сион”, проживает беженец из Луцка Мордух Каценеленбоген, у которого сохраняются общинные драгоценности: старинные серебряные и золотые чаши и некоторые другие предметы, представляющие огромный интерес. Эти предметы были несколько лет тому назад сфотографированы Ан-ским. Обо всем этом мне сообщило лицо, которому Каценеленбоген об этом передал».
Рубштейн, 6 июня:
«До 7-го июня уполномоченный Петроградского ЕКОПО г. Евзеров уведомил меня, что, согласно моей просьбе, он приступает немедленно к отправке в Петроград свитков Торы еврейских общин местечка Ляховичей. Полагаю, что Торы эти уже отправлены».
Леринман, Кременчуг 21 августа:
«По словам беженца из Малят Иоселя Кремера, проживающего здесь, в Кременчуге, казенный учитель и общественный раввин м. Маляты Моисей Гуфенберг отправил в прошлом году куда-то 12 свитков Торы. Гуфенберг живет в Полоцке, Относительно остальных предметов синагогальной утвари, то, по словам того же Кремера, они должны находиться у Гуфенберга или у “шамесов” Лейбы Ульфского или Мойше Меламеда, проживающих в Саратове. К Гуфенбергу я написал в Полоцк, к Меламеду и Ульфскому я обратился через Саратовский комитет помощи».
Леринман, Кременчуг 21 августа:
«Беженц этого местечка* Х. Резник, оказавшийся в Кременчуге, передает, что вся синагогальная утварь этого местечка осталось на месте».
*Так в источнике.
*Минск, губернский город
Рубштейн, 7 февраля:
«Удалось организовать группу для собирания предметов общинного достояния в одном центральном месте, и в нужный момент принять необходимые меры к их сохранению и эвакуации. Получено мной на хранение 3 тас».
Рубштейн, 10 июня:
«Живущий в Минске еврейский писатель И. Маршак обратился ко мне с просьбой принять от него на хранение его еще не изданные рукописи, каковую просьбу я удовлетворил».
Рубштейн, Кременчуг 12 августа
«Мною организована специальная группа для опроса духовных лиц среди беженцев об участи предметов синагогального культа их общин. В состав этой группы входит сын одного из известнейших в городе раввинов».
Рубштейн, 20 августа:
«16 августа из Минска отправлен жирандоль и стоячий подсвечник из рога, приобретенные для музея г-жой Рабинович».
Рубштейн, 7 февраля:
«По настоянию военных и гражданских властей я должен был оставить местечко (у меня не было ”пропуска”), пришлось передать полномочия председателю местного Комитета помощи евреям-беженцам г. Д. Шохору… Сейфер-Тойрес еще не вывезены».
Рубштейн, 10 июня:
«г. Шохор так ‘’усердно‘’ работал, что заставил меня лишить его всяких полномочий».
Рубштейн, 28 июня:
«Мною отправлена, согласно желанию последнего, обширнейшая ешиботская библиотека м. Мир, эвакуированная за счет упомянутого общества. Остальные две библиотеки, эвакуированные за счет ОПЕ, пока хранятся в наших складах».
Леринман, Кременчуг 21 августа:
«По словам раввина этого местечка г. Рубинштейна, оказавшегося в Кременчуге, многое оставлено в местечке Несвиж, Минской губернии».
Рубштейн, 7 февраля:
«Ввиду встреченного мной препятствия со стороны администрации, я вынужден от посещения Несвижа отказаться. Чтобы все-таки спасти имеющиеся в Несвиже (по словам несвижского раввина) ценные памятники еврейской истории и искусства, я счел целесообразным передать свое полномочие председателю Еврейского комитета помощи в Мире г. Д. Шохору*, который взял на себя труд посетить г. Несвиж, а также некоторые другие соседние местечки…
В г. Несвиж была назначена реквизиция меди. Однако местные власти отказались принять медную синагогальную утварь, хотя она исчисляется десятками пудов. Раввины обратились сначала к гражданским властям с просьбой принять синагогальную медь на том же основании, на котором реквизированы церковные колокола. Гражданские власти отказались исполнить просьбу раввинов, ибо в законе нет никаких указаний насчет синагог. Тогда евреи обратились с этой просьбой к военным властям, но и те отказались под предлогом, что они не вправе реквизировать предметы священного потребления. Медь осталась в синагогах, и еврейское население в Несвиже находится под постоянным страхом, что в случае отступления войск это может послужить поводом для навета на евреев, что они сохранили эту медь для немцев».
Рубштейн, 10 июня:
«Благодаря содействию уполномоченной ЕКОПО госпожи С.Ф. Айнберг, мне удалось вывезти из Несвижа следующие предметы синагогального культа и памятники старины:
а) старинный пергаментный рукописный молитвенник; б) два годоса один из кости; в) два яда; г) два деревянных “крувим”**; д) два серебряных бокала; е) весьма интересные капойресы** и поройхесы***; ж) девять тасим; з) одна малая кесер-тора и пр…
Г-жа С.Ф. Айнберг мне также передала квитанцию на 22 пуда несвижского багажа, отправленного из Замостья. Багаж получен в Минск:
Пять старинных мнойрес, одна из которых колоссального размера и веса (около 15 пудов) с гербом князя Радзивилла****. Надеюсь также вывезти оттуда и остальную синагогальную утварь и оставшиеся еще там мнойрес. Что же касается свитков Торы и синагогальных библиотек, то еврейская община требует, чтобы мы покрыли абсолютно все расходы, связанные с этой эвакуацией».
Рубштейн, Кременчуг 10 августа:
«Из Несвижа уполномоченной мною госпоже Айнберг удалось вывезти пинкос и два таса, кои ею самою были отвезены в Петроград».
Копия письма (августа 31 «Здесь», без подписи) г-ну Д.М. Слуцкому, что получены:
1. Пинкос погребального братства г. Несвиж;
2. Пинкос несвижской общины;
3. Два серебряных таса.
* Шохор с задачей не справился (Д. 73. Л. 119)
**снятых с кивота Большой синагоги гор. Несвижа (Д. 73. Л. 124).
Крувим – фигуры птиц или грифонов, вырезанные из дерева и установленные в верхней части Арон-кодеша. Капорес (капорот) - ламбрекен из плотной ткани с шитьем.
***два ценных старинных капойреса, один старинный ценный поройхес с накладными серебряными буквами (Д. 73. Л. 124)
**** двуглавый орел – герб князя Радзивилла (Д. 73. Л. 124)
Рубштейн, 20 августа:
«Я узнал, что в Николаеве можно приобрести для музея очень выгодно старинную инкрустированную ханукальную серебряную лампу весьма оригинальной работы».
Рубштейн, 30 июля:
Авром Ицхок Давидов Шухатович 12 сентября просит Комитет Еврейского историко-этнографического общества подтвердить получение отправленных из Двинска 7 ящиков со свитками Торы из г. Ново-Александровска и его же синагогальной утварью, в числе которой: лампы, часы, меноры, ханукии, старинный драгоценный висячий подсвечник и другие предметы.
Леринман, Кременчуг 16 октября:
«У проживающего в Полтаве раввина этого местечка Абрама Тайча имеется “пинкос”, которому 100 лет. Передать “пинкос” нам на хранение Тайч согласился бы, “если бы дать ему залог в 200 рублей” (?!)»
Рубштейн, около 15 сентября:
«Благодаря любезному содействию [в Херсоне] сотрудника местного комитета г. Бондарчука удалось получить сведения, что некоторое число синагогальной утвари м. Окмян (Ковенской губернии) находится у беженца Лейзера Кронмана, живущего в Геническе. Я обратился в Генический комитет помощи с просьбой принять от г. Кронмана указанную мною синагогальную утварь и передать ее нам на хранение. Ответа от комитета пока не поступило».

Часть экспонатов Еврейского Историко-Этнографического Общества (фото нач.ХХ в.)

Бенцион Рубштейн и спасение еврейских реликвий в годы Первой мировой войны. Часть 2, фото-1

Журнал "Еврейская старина", издававшийся историко-этнографическим обществом

10609499_831620573528419_3946214114370035877_n

Еврейские беженцы (фото нач.ХХв.)

10649659_831620723528404_4490266531293019950_n

Погром в местечке

10247494_831620826861727_9068620112581149301_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#евреи #еврейские древности #хасиды
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...