• Головна
  • Грузины на полтавщине. История и этнографические особенности
Новини компаній
14:00, 27 листопада 2014 р.

Грузины на полтавщине. История и этнографические особенности

Новини компаній

Этно-национальные группы являются в Украине своеобразными образованиями, с присущим им выраженным этническим самосознанием и самобытной культурой.

Указ императрицы Анны Иоанновны, от 25 марта 1738 года, предписывал выделить земли, для поселения солдат Грузинского гусарского полка (около 2305 семей), на территориях Полтавского, Миргородского, Лубенского и Прилукского полков. Грузинский Императорский гусарский полк был тогда в составе российской армии, а в Российскую империю грузины попали еще в 1725 году, вместе с царем Вахтангом.

На благодатной Полтавской земле грузины поселились в сороковых годах XVIII ст.: в Старых и Новых Санжарах, Кобеляках, Келеберде, Великих Будищах, Пирятине, Миргороде, Хороле, Чернухах, Багачке, Кременчуге и Лохвице.Свадебные платья киев недорого мечтает купить каждая невеста.

Среди поселенцев был великий представитель грузинского народа - Давид Гурамишвили, который получил земельные наделы в Миргороде и в селе Зубовке. Грузинский поэт, уроженец Мцхеты (1705-92 гг.), был однажды взят в плен лезгинами, но бежал в Россию, девять лет прожил в Москве, поступив на военную службу. Он принимал участие в войнах с турками, в битве под Хотином, и в Семилетней войне. В 1760 году, выйдя в отставку, поселился в Миргороде, где впоследствии и умер. 
Оставил после себя большое поэтическое наследие. В 1969 году в Миргороде был открыт музей Давида Гурамишвили, а также памятник, на открытии которого присутствовали писатели А. Барамидзе, Иосиф Нонешвили, Николай Бажан и Олесь Гончар.
В Кременчуге, в память о великом грузинском поэте, одна из улиц названа его именем.

Из грузинских поселений Полтавщины вышли грузинский поэт XVIII ст. Джавахишвили, а также герои Отечественной войны 1812 года П. С. и И. С. Жеваховы. Потомками грузинских поселенцев были украинский писатель А. П. Стороженко (1805 -74 гг.), декабрист Н. И. Лорер (1795 -1873 гг.), А. С. Гангеблов (1801-1891 гг.), Е. А. Канчиалов, фольклорист Н. А. Цертелев (1790-1869 гг.), общественный деятель З. С. Хедхеулидзе, ученый и литератор - Д. Эрнестов (1797-1858 гг.). С Полтавщиной связана и судьба грузинского поэта XVIII ст. Дмитрия Саакадзе.

Грузинские поселения оставили свой след и в названиях населенных пунктов Полтавщины: Грузинские хутора, Ревазовка, Ратеевщина и проч.

Грузины (самоназвание картвелы) - древний народ, в наше время основное население Грузии. Относятся к южной ветви европеоидной расы. Грузинский язык образует самостоятельную картвельскую языковую семью.

Как уже упоминалось, грузины эмигрировали на Украину в XVIII ст. Выезжали князья и дворяне. В 1738 г. всем, кто служил в грузинском полку, была дана земля в пристойных местах на вечное наследственное владение. Князь получал тридцать, а дворянин - десять дворов. На землях Полтавского, Миргородского, Лубенского и Прилуцкого полков, а также на юге Украины, грузины-переселенцы образовали типовые военные поселения.

На Полтавщину и на Приазовские земли царское правительство отправило, кроме грузин, и около 2 тыс. армян, греков, волохов с Крыма.

За участие на стороне Шамиля, в борьбе против царских завоевателей, часть грузин, также, насильственно была переселена на Украину. По указу 1837 г. о выселении грузин в южные районы Российской империи большинство из них оседало в городах.

Сейчас в Украине, фактически, не осталось районов компактного проживания грузин. Они живут в разных районах страны.

Созданная в конце 80-х годов Ассоциация украинско-грузинских связей им. Давида Гурамишвили взяла обязательство способствовать развитию духовной жизни грузин на территории Украины.

Жилище

Традиционные поселения грузин разнообразны. Проживая на Украине, часть грузинского этноса устраивалась в селениях, оставшихся от традиционного населения, жившего в этих местах раннее, и в силу разных причин покинувших эти районы, либо же строили свои жилища, по образцу украинских. В то же время, этнические связи грузин со своей родиной проявлялись и в постройке поселений, типичных для Грузии.

В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии преобладали, в основном, скученные, реже разбросанные, или вытянутые вдоль дорог, довольно крупные по размерам; в горах небольшие, скученные, располагавшиеся уступами по склонам гор. В Западной Грузии (Мегрелия) селения имели свободную планировку и тянулись обычно на много километров. В более позднее, советское время, некоторые грузинские села перестраивались по специально разработанным проектам. Иногда вблизи старого села в более удобном месте, ближе к дороге, у водного источника, строили новый населенный пункт. В Западной Грузии традиции свободной планировки сохраняются. Традиционные виды усадеб различались в вертикальном плане. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии часть хозяйственных помещений, например, марани (винохранилище), размещалась рядом с домом, но, часто отдельно, и даже вне села. В Западной Грузии усадьбы были большие и в них свободно располагались жилые и хозяйственные строения. По зонам прослеживались значительные различия и в типах жилищ. В горах это были каменные дома-крепости (цихе сахли) с оборонительными башнями, каменные жилища в 2-4 этажа (чардахиани сахли, калоиани сахли, кор); одноэтажные каменные дома (квиткири) с плоской земляной крышей. В равнинно-предгорной зоне Восточной Грузии были распространены дарбази - каменное жилище со ступенчато-венцеобразным перекрытием (гвиргвини), имевшим светодымовое отверстие (эрдо). В центре дарбази находился чаг, по обе стороны которого -два деревянных орнаментированных резьбой опорных столба (дедабодзи). Строились также каменные полуподземные жилища с плоской земляной крышей (мицурис сахли). В Западной Грузии возводили 1- и 2-этажные деревянные дома (саджалабо сахли, ода сахли, джаргвали, пацха) с двух - и четырехскатной крышей из дранки, осоки, соломы, без окон, с двумя дверьми, устроенными друг против друга. Со второй половины XIX в. начали появляться дома нового типа: двухэтажные, каменные, с окнами, деревянными полами, в несколько комнат, с каминами вместо открытых очагов. Этот тип жилища, более усовершенствованный, распространен в современной Грузии. Важнейшей частью традиционного грузинского жилища был открытый очаг кера, игравший важнейшую роль в культе предков, олицетворявший единство семьи. У очага выполнялись некоторые обряды и ритуалы во время свадьбы, примирения кровников. Были распространены также пристенный камин (бухари), специальные печи для выпечки хлеба пури, лаваша, тонэ, пурнэ, гумели.

Сейчас глубокие народные традиции строительства используются и совершенствуются в новых поселках и в городах.


Земледельческая техника

Грузинский народ издавна достиг высокого уровня социально-экономического и хозяйственно-культурного развития. Основа хозяйства грузин - земледелие. Земледельческая техника грузин, до недавнего времени, оставалась на сравнительно низком уровне. Это объясняется тем тяжелым материальным положением, в котором находилось грузинское крестьянство до революции. Долго держались переложная система. Сохранялись старинные формы земледельческих орудий. Грузинский плуг известен в двух основных формах: легкий деревянный плуг (ачача или кави). Другой вид плуга - тяжелый колесный (анеулис гутани), односторонний и однолемешный, с отвалом. Орудиями уборки служили простые косы и серпы. Молотьба производилась при помощи молотильных досок (кеври), со вставленными камнями.

Издревле широко использовались грузинами земледельческие орудия, как для ручной работы, так и для использования тягловой силы, начиная от простых и заканчивая сложными формами. Разнообразие мотыг и мотыгообразных орудий, сводящихся к трем основным типам - киркообразным, широколезвийным и комбинированным, объясняется многообразием процессов земледельческого хозяйства. Этими орудиями расчищались подсечные участки, пропалывались хлебные злаки, обрабатывались почвы под посев по склонам высоких гор (заменяя пахотные орудия там, где последние не могли работать). Кроме подсечной, в земледелии были известны также системы - залежная, переложная, паровая и глубокая распашка. Каждой из систем соответствовали особые пахотные орудия, разнообразие которых по конструкции, назначению и происхождению очень велико. Наряду с завозными русскими и иноземными фабричными плугами во второй половине XIX века продолжали употреблять местные пахотные орудия. Эти средства труда делятся на несколько групп, каждая из которых выполняет определенные функции при обработке почвы. Например, пахотные яремные орудия кавцера (сацера) и ачача. Кавцера состояла из длинного, доходящего до ярма дышла, штыря, резака и рукоятки. В него впрягали пару волов. Другое орудиегрядильное пахотное орудие орхела. Оно состоит из короткого, недостающего до ярма, дышла-грядила, деревянного крюка, двойной рукоятки, лемеха. Среди прочих пахотных земледельческих орудий, которые были распространены среди грузинского населения, можно назвать передковое пахотное орудие джилга гогора, передковое с отвалом пахотное орудие -озимый плуг (анеулис гутани).

Современная сельскохозяйственная техника повсеместно заменила традиционные орудия, хотя в некоторых ее элементах в определенной мере сохраняются черты, которые отражают традиционный хозяйственный уклад грузин.


Одежда

Традиционная одежда - важный источник изучения этнической истории каждого народа. У грузин сочетались два основных типа костюма: общекавказский и ирано-турецкий. Преобладал первый. Традиционная одежда грузин разных зон однотипна. Типичный мужской костюм характерен тем, что он узкий, длинный. Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду - чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, башлыки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби). Вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани - самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби); социальная верхушка кожаные сапожки на каблуке.

Грузины носили чоху различной длины, сшитую из местной, или привозной кустарной ткани. Она спадала ниже середины голени. Скроенная из одного полотнища, чоха имеет сильно скошенный к спине бочок и полностью отрезную спинку. Спереди чоха не сходилась во всю длину, оставляя открытым архалук. Архалук надевали под чоху и шили обычно из черного ластика или сатина. Штаны шили также из ластика, причем каждая штанина имела вид очень широкого прямоугольника, со скошенным углом.

Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шейдиши), длинного платья с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (сарткели), концы которого спускались почти до подола. Обычно платье шили из одноцветной шелковой или шерстяной ткани. Излюбленными цветами для молодых были белый, розовый, голубой. Более пожилые носили цвета темных оттенков. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби - распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави) обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков, сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.

Грузинки постоянно носили украшения. Местные златокузнецы, обладавшие большим мастерством, снабжали женское население деревни недорогими кольцами, браслетами, серьгами, поясами, ожерельями, застежками и т. д.

В некоторых районах женщины не носили катиби, иным был и головной убор. Покроем, цветовой гаммой, способами украшения (тесьма, аппликация, вышивка шерстью и бисером) отличался костюм хевсуров, представлявший яркую гамму красного, оранжевого, синего, голубого, желтого цветов. Костюм тушин был темных, в основном черных, тонов. Для женской одежды было характерно обилие серебряных украшений в виде цепочек. Свадебные платья киев недорого желает купить каждая невеста.

Традиционный костюм грузин сменился одеждой городского типа. Сохранили значение цветовая гамма, войлочные головные уборы, отдельные элементы в профессиональной одежде чабанов и пастухов (бурка, каламани). Сейчас национальный костюм сохранился только частично. Однако его употребляют во время различных праздников при исполнении народных песен и танцев.


Кулинария

В составляющем элементе материальной культуры народной кулинарии достаточно стойко сохраняются черты этнической специфики грузин.

Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб. Сыры (сулугуни, имерули, тушинский) домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони (род кислого молока), масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты (зимой сушенные), фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) выпекали из пшеничной, ячменной, ржаной, овсяной муки. Из кукурузной муки готовили пресный хлеб - мчади. Важное место в питании и кулинарии грузинского народа занимает гоми - блюдо, в виде круто сваренной каши, из просяной или кукурузной муки, без соли и масла. Гоми, в значительной мере, заменяло хлеб; ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлебки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничные. Среди них можно назвать шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов, сациви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).

Очень характерны для грузин сладости сложного состава: например, чурчхела - нанизанные на нитку ядра орехов, обмакнутые в гущу из виноградного сока, сваренного с пшеничной мукой, затем высушенные на солнце:

Основным алкогольным напитком было вино, менее распространена водка, чача, а также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни. Пища грузин сохраняет свою традиционность, появились также новые блюда (супы, котлеты, борщи), в городах распространились чай и кофе. Устойчивы традиции застольного этикета.

Сохраняя черты национальной идентичности в кулинарии, грузины в настоящее время переняли у украинцев многое в наборе основных продуктов, способе их обработки и приготовления, режиме питания.


Духовная культура и обрядность

Рассмотрим вначале обряды и обычаи, связанные с традициями семейной жизни грузин. Основной формой семьи была малая семья. Большие семьи (диди оджахи) постепенно, особенно cо второй половине XIX века, увы, исчезают. 
Семейные отношения характеризовались строгой патриархальностью и регламентировались целой системой запретов (избеганий). Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи, жене разговаривать со старшими родственниками мужа. Крайними формами обычая избегания являлось запрещение разговора между мужем и женой при посторонних на протяжении 2-3 лет. В брачных нормах грузины придерживались строгой экзогамии, запрещались браки между кровными родственниками до 7-8 колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного теми (общества), между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества). Были распространены две формы брака: по взаимному согласию родителей жениха и невесты с уплатой залога (выкупа) и брак-похищение.

Грузинский свадебный цикл включал сватовство (мачанклоба), смотрины невесты, обручение (нишноба) и собственно свадьбу (корцили). Чин обручения считался основным в свадьбе. Свадьба продолжалась несколько дней и отличалась многолюдьем. Еще более многолюдными были похороны, требовавшие по существующим обычаям еще больших материальных затрат на устройство в течение года нескольких богатых поминальных трапез. Необходимо отметить, что многие православные народные традиции в Грузии достаточно устойчивы, в т.ч. обычай свадебного и похоронного циклов.

Характерен для грузин и обычай бослоба. Согласно нему во время родов и некоторое время после них роженица одна находится в специальном помещении (босели).

В традиционном общественном быту грузин стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, аталычества, побратимства и посестричестства.

Значительно дольше среди переселенцев, связи с прародиной осуществляются при исполнении ими праздников, связанных с традиционными верованиями. Однако традиционная сущность этих праздников, в настоящее время, в некоторой мере, сохраняется только в обрядовой стороне, тогда как их внутренний смысл изменился. Теперь традиционные праздники воспринимаются, главным образом, как одна из возможностей собрания всей семьи, участия ее в праздничном веселье. Красочными обрядами и весельем насыщены праздники грузин. Отмечают Рождество, весной Пасху. Грузины отмечают и национальные праздники. Так, в феврале-марте веселый праздник ксеноба-берикаоба с ряжеными, осенью Мцхетоба, Алавердоба и др. По окончанию сбора винограда осенью отмечается праздник ртвели. В наши дни, находясь вдали от своей этнической родины, грузины отмечают и праздники, традиционные для Грузии. Например, Тбилисоба, отмечаемый в конце октября в столице Грузии-Тбилиси, Гиоргоба.

Оригинальными у грузин являются обычаи, связанные с охраной здоровья детей. Если заболеванию ребенка не находили рационального объяснения, то его связывали с влиянием сверхъестественных сил. Методы лечения были связаны именно с этими представлениями. Наибольший вред мог принести, по существующим обычаям, ребенку сглаз. От сглаза и бык может умереть, говорили в народе. С первых дней ребенка стремились оградить от влияния нечистых сил с помощью различных амулетов. Под подушку в колыбель новорожденного клали уголь и нож с черной ручкой, спички, свиную щетину. На люльку вешали православный крестик из считавшегося священным каменного дерева. Если в семье был новорожденный, запрещалось приносить вечером в дом воду, т.к. опасались, что вместе с водой могли проникнуть и злые силы и унести ребенка из дома. Если приходилось выносить ребенка из дома после захода солнца, то на лбу его углем чертили крест и прикрывали лоб чепчиком или просто мазали ему лицо сажей. 
В настоящее время эти обычаи уже отошли в прошлое и сохранились только в памяти людей старшего поколения.

У грузин очень интересный и разнообразный фольклор в виде сказок, исторических преданий, легенд, баллад, пословиц, песен трудовых, обрядовых, героических. От древнего героического эпоса сохранились только разрозненные куски, которые частью поются, частью рассказываются как сказки. Сюда относятся сказания о богатыре Амирани, сказания о Ростоме и сыне его Зурабе, поэма об Абессаломе и Этери. Существуют исторические песни и сказания.

Сказочный эпос очень богат: известны волшебные сказки и сказки-мифы, сказки о животных, бытовые, песни-плачи, народные танцы (лекури, хоруми, гандагана). В волшебных сказках очень часто фигурируют злые духи-дэвы, чудовищные змеи, оборотни, колдуньи.

Грузины в области духовной культуры создали выдающиеся образцы народного творчества. Еще с IV в. у грузинского народа существовал тот уровень музыкального искусства, который европейская музыка достигла лишь в эпоху Возрождения. Одним из излюбленных народных музыкальных инструментов является чианури - смычковый инструмент, прототип скрипки. Затем пандури и чонгури - щипковые инструменты. Пандури распространилась у целого ряда народов Кавказа. Возможно, что и украинская бандура имеет кавказское происхождение. Характерна также архаическая многоствольная свирель - флейта, по-грузински саламури. Кроме этого есть целый ряд духовых и ударных инструментов. Особенно популярен небольшой бубен-тамбурин (даира), и барабан - доли, под который танцуют. Распространен дудуки.

Танец

Каждый регион Грузии отличается своими танцами. 
Танец «ХОРУМИ», например — этот военный танец, происходит из Аджарии — региона, расположенного на юго-западе Грузии. Первоначально танец исполнялся только несколькими мужчинами. Однако, со временем их количество выросло. В современной версии, в "ХОРУМИ" могут участвовать 30-40 танцоров. Несмотря на то, что число участников изменилось, содержание танца осталось прежним. Этот танец переносит нас в жизнь грузинской армии прошлых столетий. Несколько мужчин исполняют «прелюдию» к танцу, как бы отыскивая место для разбивки своего лагеря, и высматривают вражеские лагеря. Затем они «вызывают» армию на «поле битвы». Выход армии — весьма захватывающее зрелище. Его интенсивность, простые, но выразительные движения и поразительная четкость линий создают на сцене боевую атмосферу. Танец сочетает в себе темы разведки, выслеживания, войны и празднования победы, а также отваги и славы грузинских воинов. Поскольку история Грузии изобиловала войнами, "ХОРУМИ" — это зов прошлого, он напоминает нам, что для того, чтобы был мир, нужно иметь сильную армию.
В «ХОРУМИ» есть танцевальные движения, имеющие многовековую историю. "ХОРУМИ" выражает безграничную силу характера грузин. Традиционно "ХОРУМИ" состоит из 4-х частей.

В духовной жизни каждого народа особое место занимает религия. Господствующей религией грузин с IV в. является православное христианство. В то же время наряду с господствующим христианством среди грузинского народа фактически сохранялись и более ранние формы верований, которые, однако, не составляли отдельной религии, а тесно переплетались с христианством. Характерны аграрные обряды и верования; земледельческие праздники, почитание святых- покровителей земледелия, изготовление обрядовых печений, таких же, как и у украинских крестьян, магические приемы борьбы с засухой, обливание водой куклы, выпахивание дождя (женщины впрягались в плуг и перепахивали русло реки) и другие приемы. Некоторые болезни, особенно оспу, суеверное население олицетворяло в виде женщин.

Очень многие обряды и верования были связаны с семейной жизнью, с рождением ребенка, свадьбой, пропитаны магическими элементами: применение железа, чтобы отогнать злых духов от ребенка; пропускание невесты и жениха под скрещенными шашками, когда они входят в церковь и т.д.

Заимствуя новое, перестраивая в новых условиях свой быт, переселенцы, неэтническое население, сохранили немало черт своей традиционной культуры. Более устойчивым оказался семейный быт и традиционные народные верования, в хозяйстве и материальной культуре сохраняется только то, что соответствует новым природно-хозяйственным и социальным условиям, в которых и оказались грузины на территории Украины.

В том государстве, в котором развитие каких-либо этнических общностей терпит притеснения, или искусственное торможение, не может идти и речи о существовании полноценной современной нации. Развитие и полнокровное существование всех национальных меньшинств, и грузинского этноса в том числе, залог и предпосылка построения настоящей демократии в Украине. Необходимо, на лучших национальных традициях этносов, населяющих нашу страну, стремиться к этнической консолидации украинского народа, к повышению культурно-бытового уровня всего населения. Великий Кобзарь говорил: "I чужому научайтесь, і свого не цурайтесь".

Грузины

10417500_868893893134420_917678887910814992_n

Автор статьи в традиционной мегрельской чохе

10801542_868899646467178_8523798975053423310_n

 Икона "Картули Дидэба" (Слава Грузинской Церкви)

11418_868900076467135_2269640130738904648_n

Грузинский военный танец хоруми

1525416_868901626466980_3855847439217901413_n

Памятник на могиле поэта Давида Гурамишвили в Миргороде (Полтавской обл.)

10640982_868902089800267_7241426868578770783_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#грузины #грузинынаполтавщине
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...