«И память говорит…». Интересные находки по истории Кременчуга

Недавно, находясь в Петербурге, Киеве, Умани, работая в архивах, мы обнаружили интересные материалы по истории Кременчуга.

Вот, что удалось нам узнать из дореволюционных газетных публикаций, хранящихся в архивах: В Кременчуге был популярен кантор Гурари Самарий Носсонович. До революции гастролировал по всей стране, а также пел в Италии. Он обладал тонким и приятным драматическим тенором. В Главной хоральной синагоге Кременчуга Гурари собирал сотни желающих послушать его божественное пение. Фамилия Гурари говорит о том, что Самарий Носсонович мог являться родственником крупных табачных магнатов по фамилии Гурари, державших в нашем городе фабрики и еврейские религиозные заведения. Газета «Приднепровский голос», в 1913 году опубликовала заметку о канторе С.Н. Гурари.

До революции в торжественных и праздничных службах в Кременчугской Хоральной синагоге принимал участие приезжающий в город кантор Моисей Полонский (1866–1936), привлекавший огромное число молящихся и просто слушателей.

Отец Моисея - Гедалья Полонский происходил из семьи потомственного переплетчика в Василькове, Киевской губернии. Дед его воевал рядовым пехотинцем русской армии в Отечественную войну 1812 года и дошел до Парижа в 1815 году, был пожалован от имени Императора наградой и значительной суммой денег, на которую и была открыта в Василькове переплетная мастерская.

Моисей с детства обладал незаурядными музыкальными способностями и уже в юности был известен как исполнитель еврейских и украинских народных песен и романсов.

Он жил в Кишинёве, где поступил в музыкальное училище, чем вызвал недовольство у семьи и еврейской общины.

После Кишиневского погрома Моисей уехал во Францию, где один год проучился в музыкальном училище.

В Париже, в одной из синагог, состоялось с большим успехом его первое выступление в качестве кантора. В 1908 году Моисей Полонский вернулся в Россию и до Первой мировой войны служил кантором Киевской хоральной синагоги, у которой собирались толпы людей, жаждущих его услышать.

"Кантором-хазаном в нынешнем Кол-Нидрей будет Моисей Полонский!" - этого сообщения было достаточно, чтобы синагогу окружали толпы местных жителей и евреев, приезжавших из разных городов и местечек. Участие М.Полонского в торжественных и праздничных службах в Киеве, Екатеринославе, Кременчуге, Одессе, Умани, Бердичеве, Ровно привлекало огромное количество молящихся и просто желающих послушать божественный голос ставшего известным кантора.

Он неоднократно выступал в Париже и Осло, в Стокгольме и Милане, в Мюнхене и Нью-Йорке, где его песенное творчество имело особый успех, о чём неоднократно писали многие нью-йоркские газеты в 1906-1916 г г.

В 1931 году Моисей Полонский из-за осложнений с киевскими властями переехал сначала в Кременчуг, а затем на постоянное жительство в Одессу, и стал там кантором уже начавшей пустеть синагоги. В Одессу переехали и разросшиеся семьи его детей.

В 1931-34 гг. кантор пел в Одесской синагоге. Он содержал благотворительную столовую для неимущих.

Моисей Полонский состоял в переписке с Шолом-Алейхемом... присутствовал на похоронах писателя в Нью-Йорке.

Его огромный архив, в котором хранились письма Х.-Н. Бялика, Шолома Аша, Давида Бергельсона, увы, не сохранился.

Хотя Моисей Полонский был хазаном –кантором и шалиахом, тем не менее, он никогда не забывал и не оставлял песенного творчества, оставаясь простым и весьма романтичным человеком. И дома он всегда негромко напевал обыкновенные народные песни и романсы. Но уж в дни семейных торжеств удержать его от исполнения романсов и еврейских песен на идиш никто бы не смог.

Из всех зарубежных поездок, а было их у него бессчётное число, - он привозил новые песни и романсы. Некоторые из таких песен появлением своим в Украине, а затем и далее по всей Российской империи, обязаны именно ему. Скажем, например, знаменитая и хорошо известная ныне песня была впервые исполнена именно им. Это -"Санта-Лючия".

Хотя четыре сына и три дочери Моисея Гедальевича Полонского и унаследовали отцовские музыкальные способности (пели и играли на различных музыкальных инструментах), музыкантом стал лишь старший сын Иосиф-Артур Полонский, один из создателей советского джаза, лёгкая музыка которого и сегодня звучит иногда в эфире . А под прелестную весёлую музыку известного едва ли не во всём мире фокстрота "Цветущий май" долгие годы начинал свой рабочий день знаменитый Главный Универсальный Магазин (ГУМ), что на Красной площади в Москве.

Моисей Полонский был похоронен на Втором еврейском кладбище в Одессе. Памятник ему, как и всё кладбище, был разрушен в период фашистской оккупации города (по некоторым сведениям памятник на могиле М.Полонского был разрушен в 50-е годы - авт. По материалам газеты «Еврейский мир» 22-28 июня 2006 г №735, Нью-Йорк).

Известным политическим деятелем дореволюционной России являлся родившийся в Кременчуге Григорий Борисович Иоллос (1859 -1907). Он был известным публицистом и политическим деятелем. В начале 1906 года был членом I Государственной думы от Полтавской губернии. В Думе Иоллос усиленно работает в комиссиях (бюджетная, по рабочему вопросу, по подготовке закона о печати), участвует в разработке думского регламента. Депутатами Государственной думы Российской империи от Полтавской губернии были:

I созыв: Ф.И.Дубовик; Дьяченко; Имшенецкий; Жигель; Иоллос; Кириленко; Онацкий; Присецкий; Тесля; Чижевский; Шемет; Яснопольский;

II созыв: Булюбаш; Васецкий; Власенко; К.А.Дубовик; Лукашевич; Маслянников; Д.Н.Милорадович; Павлов; Пирский; Сайко; Черненко; Шкларевич;

III созыв: Герценвиц; Гордиевский; граф И.И.Капнист; Комарецкий; Лукашевич; Малама; В.Р.Милорадович; Навроцкий; Остроградский; Пилипенко; Удовицкий; Шейдеман; Коченевский; Старицкий;

IV созыв: Величко; Герценвиц; Гриневич; Дроздовский; граф Д.П.Капнист; граф И.И.Капнист; Кочубей; Лукашевич; Невиандт; Пилипенко; Полунин; Угнич; Коваленко;

Г.Б. Иоллос трагически погиб, он был убит 14 марта 1907 года. Его гибель была организована правонационалистическими силами России.

Довольно большая статья, в связи с убийством Г.Б.Иоллоса, приводится в газете «Русское слово» от  28.03. 1907 г.

На старом заброшенном кладбище на "артскладах", в Кременчуге, в 2015 г. нами была обнаружена надгробная плита с фамилией Золотаревский Ной. На сильно поврежденном надгробном камне удалось прочесть следующее: Ной Золотаревский, ск.1924. По «Списку избирателей христианского, иудейского и других вероисповеданий, имеющих право участвовать во втором городском избирательном съезде по г. Кременчугу, п. Крюкову и г. Градижску, на основании высочайше утвержденного 3-го июня 1907 г. положения о выборах в Государственную Думу. Составлен к 16 июля 1912 года.» была установлена на захоронение мещанина Золотаревского Ноя Абрамовича. В списке указан избирательный ценз: "По торговле, по квартирному налогу".

Значит, следует предположить, что он занимался торговлей, на момент составления списка состоял в мещанском сословии.

По поводу других Золотаревских в Кременчуге - наиболее состоятельный из них - Золотаревский Иосиф Аронович, который также числится в «Списке избирателей». В этом списке представлены наиболее состоятельные евреи.

Благодаря идентифицированным и расшифрованным фамилиям на надгробных камнях, обнаруженных на территории «артскладов», в Кременчуге, удалось найти родственников, предки которых похоронены там. Многие люди пишут из США, Израиля, Австралии, Аргентины, Германии, других стран. Есть очень именитые фамилии, роды, сословия.

К нам обратилась Бони Сингер из США, разыскивающая в Кременчуге своих родственников. Она прислала материалы и поведала, что её прадед Ратинский (имя неизвестно) был владельцем особняка и большой мельницы. Имя его было хорошо известно и за пределами Полтавской губернии. Ратинский часто ездил в Одессу, он умело вел дела. Одна из его дочерей, Броха-Фрейда, вышла замуж за Гершона Струла (Struhl). Вторая дочь – Рейза. Они эмигрировали в США в 1920 году.

Рахель Малахи, из Израиля, написала, что разыскивает своих родственников в Кременчуге, по фамилии Дынниковы и Гуртовник. Мы отыскали на «артскладах» надгробную плиту Дынниковой Нехамы Зельмановны, скончавшейся 26 сентября 1939 г.

Свои корни пытается установить и Даниил Мельников, разыскивавший в Кременчуге родственников по фамилии Шпайхлер. Уроженец Кременчуга Шпайхлер Абрам Иосифович, был известным конструктором танков, разработчиком трансмиссии легендарного Т-34. Лауреат Сталинской премии (1946), награжден орденом Красной Звезды (1944) и медалями.

Вот, о чем удалось нам узнать еще:  26-28 октября 1926 г., с «дозволения» властей, под явной и скрытой слежкой ОГПУ, в синагоге «Овруч» (г. Коростень) прошёл съезд раввинов Волынщины, фактически носивший всеукраинский, а отчасти и всесоюзный характер. Особенно раздражали советские власти иностранные телеграммы, приходившие в Коростень. Среди участников был и кременчугский раввин, глава общины чернобыльских хасидов,  М.Таращанский.

В 1906 г. раввин чернобыльских хасидов рав Исраэль-Яаков Явец уехал в Израиль, и его место занял племянник - врач и раввин Моше Таращанский. Хотя рав Моше был раввином чернобыльской общины, он находился под сильным влиянием ХАБАДа, и принял на себя часть хабадских обычаев.

Нам удалось обнаружить уникальный документ - Свидетельство о записи в метрической книге о бракосочетании, за личной подписью Кременчугского раввина врача М.Ш.Таращанского. Данное свидетельство выдано Чернобыльскому мещанину Аншелю Мойше бен Мордко Каплану и жене его Фейге, дочери Могилевского мещанина Давида Канторера, в г. Кременчуге, в 1916 г.

Но, пожалуй, самое интересное – Свидетельство от 1901 г., выданное Житомирскому мещанину Якову Айзиковичу Гельману, и жене его Брухе Иосифовне, за подписью Кременчугского уездного раввина А.Фрейденберга (о казенном раввине А.Фрейденберге мы уже писали).

Примечательно, что на обоих документах сохранились личные подписи кременчугского казённого раввина  Фрейденберга и раввина Таращанского, что, несомненно, представляет интерес.

В связи со съездом раввинов в Коростене Кременчугский раввин Ицхак Йоэль Рафаловича написал письмо-обращение Любавическому Ребе Йосефу-Ицхаку Шнеерсону (Ребе РАЯЦ) и получил от последнего ответ с рядом ценных рекомендаций.

Интересный факт: раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл, выдающийся Малбим, умер в первый день нового, 5640 /1879/ года, в Киеве, по дороге из Кенигсберга в Кременчуг, где он должен был возглавить общину. Когда служащие Хевра Кадиша - похоронного братства вошли в комнату, где лежало тело усопшего, и сняли прикрывавшую его простыню, — комната наполнилась ярким светом. В течение длительного времени служащие стояли в трепете, не решаясь приступить к омовению излучающего свет тела. Если бы выдающийся цадик Малбим возглавил общину в Кременчуге – это была бы еще одна интереснейшая страница истории нашего города.

Нам попалась старая книга, написанная Меиром Лейбушем Малбимом «АРЦОСЪ ГАШОЛОМЪ» т.е. «Мирная страны». Типогр. М.Цедербаума в Петрокове, 1904 г.  В ней приводятся весьма интересные рассуждения цадика.

А вот рассказ из преданий: Когда кончилась первая мировая война, рав Борух Бер Лейбович возвращался с семьей на поезде в Польшу из г. Кременчуга на Украине, где во время войны основал филиал ешивы. Тогда на дорогах и в поездах было много солдат, и на одной из станций старая женщина с дочерью пытались сесть на поезд, но солдаты в поезде не дали им войти. Увидев это, рав сказал: «Мы не можем оставить старую женщину одну с дочерью среди убийц». Он вышел с семьей из поезда и оставался с этими женщинами до прихода следующего поезда (Рав Борух Дов Лейбович, «Хаяв упеулотав»).

В годы первой мировой войны известная ешива «Слободка» из Литвы была эвакуирована подальше от линии фронта — сначала в Минск, а в конце 5676 /1916/ года — в город Кременчуг.

 Одним из руководителей ешивы в Кременчуге был рав Ицхак-Айзик бар Йосеф-Хаим Шер (1875—1952)— один из духовных лидеров литовского еврейства.

Не менее интересным будет поведать о том, что нам удалось найти фото учащихся и преподавателей ешивы «Томхей Тмимим», на котором  запечатлен её директор руководитель - меламед Исроэль-Ноах Белиницкий.

Ешива Хабад открылась в Кременчуге в 1844 году. Это была одна из первых в Российской Империи хасидских ешив. Располагалась она в здании нынешней городской типографии ( ул. Победы).

Реб Исроэль-Ноах Белиницкий работал, также, бухгалтером и кассиром на табачной фабрике Гурария.

Раввинами  и меламедами  в Кременчуге были также реб Шмая Йуда Мариновский, реб Симха Городецкий, реб Хеце Гимельштейн.

Рав Йосеф Гольдберг учился в ешиве «Томхей Тмимим» в Кременчуге.

В возрасте 13 лет юного Йосефа привезли учиться в наш город, но ему здесь не понравилось. Он не вернулся в ешиву после каникул. Когда директор ешивы Исроэль-Ноах Белиницкий увидел, что новый ученик не собирается возвращаться, он сам поехал к Гольдбергам домой, долго убеждал, объяснял Йосефу, как важно учить Тору и Хасидут и уговорил-таки его вернуться.

Этот капризный ученик Кременчугской ешивы "Томхей Тмимим" со временем станет выдающимся главой ешивы Хабад во Франции.

В попавшейся нам книге на иврите Ицхака Альфаси о хасидских династиях  приводится фамилия рава Пинхаса Марголина из Кременчуга.

Нам попалась редкая перепечатка книги «Сефер Тшувот» Кременчугского раввина, главы чернобыльских хасидов - Исраэля Якова Явеца, изданная в Иерусалиме, с личной печатью рава, а также книга Кременчугского раввина, главы чернобыльских хасидов - Моше Таращанского «Сод Эмуним», с комментариями Крюковского раввина - Давида Шува, изданная в Иерусалиме в 5665 (1904) г.

На крупном международном аукционе выставлен документ-воззвание к кременчугским евреям  Духовного правления Главной Кременчугской Синагоги, за 1898 г. В тексте на иврите, с цитатами из Торы и Талмуда на арамейском языке, речь идет о ремонте синагоги, о сборе денег на него. Приводятся фамилии: Фрейденберг/Фрайденберг, Шауль/Шоэль М.Левин.

Совершенно случайно и весьма неожиданно, в Санкт-Петербурге, в семейном альбоме Аси Карлик, нами были обнаружены уникальные фотоснимки. На старых карточках – члены Кременчугской еврейской скаутской дружины «Руфь». Снимки сделаны в мастерской «Пальмира» известным кременчугским фотохудожником прошлого века Ольшанским.

Находясь в Петербурге мы выяснили, что фотограф Г.И.Ольшанский (1886 – 1944) похоронен в Москве на 52 участке Химкинского кладбища (статья об этом, об интересных фактах и обстоятельствах жизни Г.Ольшанского подготовлена нами и будет опубликована в ближайшее время – авт.)

Когда были сделаны эти фото, что это за люди, кто на снимках?

Когда мы привезли снимки в Кременчуг и показали некоторым пожилым евреям, одна, весьма преклонных лет женщина, сумела различить на фото Маню Смирнову – супругу участника Гражданской войны, ЧКиста, орденоносца, кавалериста, жителя нашего города – Михаила Александровича Смирнова. В фондах краеведческого музея, в советское время, содержалась информация о М.А.Смирнове.

На аукционе выставлено письмо кременчугского мещанина А.З.Рабиновича в контору фабрики "Гальфан" (Харьков).

А вот фото, обнаруженное в США. На карточке усопший еврей. Кто этот человек? Видно, что не из «простых», иначе не стали бы фотографировать на смертном одре. Тем более, что у евреев – с этим строго. Подпись к фотокарточке на иврите: нифтар 29 тамуз 1915 г. (перевод: умер 29 тамуза 1915 (5675), воскресенье, 11 июля, 1915 г. г. Кременчуг.

На кадрах уникальной кинохроники 1943 г., хранящейся в архивах, запечатлен комплекс зданий одной из частных синагог Кременчуга. По некоторым сведениям – это синагога Юровского, располагавшаяся на Марьинской (сегодня – район Оптового рынка – авт.) улице. Об этом автору статьи говорили пожилые кременчугские евреи в 80-х годах, а недавно подтвердили хасиды в Америке - представители одной из влиятельных династий. Вопрос этот требует изучения.

К сожалению, многие уникальные, редкие материалы, бесценные документы, утварь, фотографии, связанные с г. Кременчугом, сегодня на аукционах «уходят с молотка» за большие деньги, продаются и обмениваются частными коллекционерами.

В одной короткой статье не напишешь обо всей проведенной нами работе. По мере возможностей, будем информировать уважаемого читателя о новых находках и интересных фактах, связанных с историей нашего города.

Сколько нераскрытых страниц еще хранит история. Сколько явит нам время.

Фотографии и материалы, обнаруженные нами, подлежат детальному, основательному исследованию.

1915 год

А. И. Шпайхлер

Арцос Гашолом

Г. Б. Иоллос

Духовное правление Главной Кременчугской Синагоги 1898 г.

Дыникова

заметка о кременчугском канторе Гурари

Золотаревские

Книга Кременчугского раввина, главы чернобыльских хасидов Моше Таращанского Сод Эмуним, с комент. Крюковского раввина - Давида Шува, издан. в Иерусалиме в 5665 (1904) г.

Когелет Ицхок. Толкование разных религиозных узаконений. Соч. рав. И.Г. Марголина. Полтава. Типография Е.М.Рабиновича. 1911.

Кременчугский кантор Гурари

могила фотографа Ольшанского

печать Кременчугской управы

Письмо А.З.Рабиновича в контору фабр. Гальфан

письмо раввина Рафаловича Ребе РАЯЦУ

подпись рава Таращанского

Раби Меир-Лейбуш бар Йехиэль-Михл, МАЛЬБИМ

рав Иосеф Гольдберг

Раввин и меламед в г. Кременчуге - Шмая Йуда Мариновский

Раввин чернобыльских хасидов в г. Кременчуге рэб Моше Таращанский

Ратинские

свидетельство за подписью Фрайденберга

Свидетельство за подписью р. Таращанского

свидетельство за подписью Фрейденберга

Сефер Тшувот Кременчугского раввина, главы чернобыльских хасидов - Исраэля Якова Явеца, издан. в Иерусалиме, с личной печатью рава

съезд раввинов в Коростене

Съезд раввинов в Коростене

учащиеся и преподаватели ешивы Томхей Тмимим

Борис и Мила Бабилуа