В порту Азовского СРЗ ПЕК грузили, грузят, и будут грузить. Говорят, что это безопасно

Перегрузка ПЕКа через порт Мариупольского АСРЗ (Азовского судоремонтного завода) стала темой заседания общественного экологического совета. По словам его председателя, Алексея Капустина, «люди хотят знать, насколько это безопасно и насколько соблюдаются санитарные нормы при перевалке». Сторону АЗСРЗ представлял начальник службы экологии предприятия Николай Афанасьев. «Перегрузка ПЕКа – продукта перегонки каменноугольной смолы, дерева, торфа, нефти – осуществляется с середины прошлого века, - начал он свое выступление с экскурса в историю.- Это практически натуральный продукт. В 70-х годах приняты были правила перегрузки ПЕКа, где было сказано, что его можно перевозить и хранить открытым способом в полувагонах. И это при том, что раньше ПЕК был легкоплавким, температура его размягчения составляла порядка 35 градусов, сейчас ПЕКи тугоплавкие, они размягчаются при температуре 65-90 градусов. В принципе, у нас в природе такой температуры нет. Сам ПЕК дает эффект загара – когда пыль и солнце яркое. Страшного особого ничего нет. В 2003 году СРЗ заключил договор с НИИ морской медицины об экспериментальных перегрузках на неспециализированных причалах СРЗ. В течение 2002 и 2005 года проводились экспериментальные перегрузки этого ПЕКа гранулированного в спецконтейнерах герметичных – одноразовых и многоразовых мягких контейнерах грузоподъемностью 10-12 тонн с высыпанием. Конечно, какой-то эффект пыли при этом присутствует. Но только в трюме, куда его высыпают. Из трюма это не выходило. По результатам этих перегрузок было дано заключение центральной санстанции на водном транспорте Украины, что выбросов практически при хранении вообще нет, при выгрузке мешков – незначительное. На расстоянии 40-50 метров от места выгрузки пыль не фиксировалась. Самое опасное составляющее ПЕКа – бензоперен, во время перегрузок он не был обнаружен вообще. Возле Драмтеатра бензоперена фиксируется больше, чем у нас в порту». По поводу «нестрашного загара» возразил Николаю Афанасьеву Алексей Капустин. «Вы правильно сказали о «загаре»,- отметил он,- ПЕК действительно имеет сенсибилизирующие свойства, и в справочниках отмечается, что при попадании на кожу он резко повышает ее чувствительность и длительной работе с ПЕКом у рабочих в 88 процентах случаев регистрируется плоскоклеточный рак кожи». Председатель общественной экологической организации «Чистый берег Приазовья» Юлиан Михайлов отметил, что среди фактов риска – высыпание ПЕКа из так называемых контейнеров – полиэтиленовых «биг-бэгов». На это начальник службы экологии возражать не стал, отметив, что 70 процентов ПЕКа грузится открытым способом и только 30 – в контейнерах, так требует покупатель. «Открытый» ПЕК, который грузится с высыпанием, отправляется в Канаду, «закрытый» - в Африку. Ежегодные объемы перегрузки – 95 тысяч тонн в год. «При грузовых работах все рабочие одеты в одноразовые защитные костюмы и специальные маски. Отработал – выбросил костюм – потом мы отвозим их на переработку в Горловку»,- сказал Николай Афанасьев. Особое беспокойство вызывает доставка ПЕКа в порт АСРЗ. Его везут на грузовых автомобилях по городу, и мариупольцы помнят случаи опрокидывания машин с ПЕКом, повреждение мешков и просыпание опасного вещества. «К слову, никто так до сих пор и не знает, что сделали с теми 10-тью тоннами ПЕКа, просыпавшегося на проспекте Строителей в ноябре прошлого года». Ответ на это вопрос дали журналисты. По нашей информации, взятой спустя неделю после аварии у Германа Иванченко, чье ведомство занималось уборкой ПЕКа с мариупольского проспекта, просыпавшееся вещество просто зарыли на свалке на Краснофлотской. Дополнительных мер защиты предпринято при этом не было. К слову, тогда эта информация была опубликована в газете «Ильичевец», но реакции на публикацию не последовало. Всех устроило то, что ПЕК просто убрали с глаз долой, а какие процессы происходят в почве после такой «утилизации», никого не волновало. По меньшей мере, Герман Иванченко тогда сказал буквально следующее: «Да на той свалке такое, что куда там вашему ПЕКу». Члены общественного экологического совета согласились с тем, что нужно строже спрашивать с перевозчика по поводу обеспечения безопасности перевозок. Равно как и с тем, что необходимо провести независимую экспертизу. Но прежде – проанализировать статистику по онкозаболеваниям, проследив где, когда и в какой период времени работали заболевшие. «Ведь на предприятиях не допускают до профзаболеваний, отработал человек на вредном производстве год два – и уволился, а раком заболел уже в Пицунде на свежем воздухе», - отметили члены Совета и договорились серьезно подойти к анализу ситуации и вернуться к обсуждению этого вопроса, причем в качестве докладчика пригласить независимого специалиста.