История древлеправославного прихода села Сосновка Гадячского района Полтавской области. Часть третья

Г Л А В А 3.

История появления и существования в Свинарной женского монастыря.

Другой, не менее яркой страницей жизни древлеправославных христиан с. Свинарная было построение и существование женского монастыря.

А началось все из того, что однажды, по случаю, в доме одного из верующих, Алимпия Ивановича Рудченко, гостил некий старец и благословенный инок именем Макарий. Сам он был родом из Нижегородской губернии. До того, как принять иноческое житие, он был простым крестьянином, имел жену и дочь. Потом оставил нищету и суету этого мира и постригся в иноческий чин. И дочь свою тоже обручил Христу и в дар Богу обещал. Так же и супругу свою увещал на такую чистую жизнь. Сам переселился от своего селения и стал проживать один, в келии у одного Христолюбца. Потом, с помощью Божией, соорудил обитель для своих супруги и дочери. Вскоре к ним присоединились ещё девицы, и таким образом получилась небольшая обитель. Наставницей и игуменьей в ней была матушка Иулиания.

Обо всем этом рассказал старец Макарий Алимпию. Этот рассказ стал известен дочери Алимпия, двенадцатилетней отроковице Евдокии. Воспитанная в благочестии христианском и наученная грамоте, а паче чтению Божественного Писания, Евдокия пожелала поехать с иноком в его страну и поселиться в женской обители, дабы подготовиться принять постриг. С ними поехала и ещё одна девица Марья, постарше Евдокии, уже совершеннолетняя. И была она Евдокии в чужой стране как мать, в утешение.

Макарий отвез девиц в женскую обитель и вручил их игуменье и наставнице Иулиании, которая и причислила их к своему маленькому лику девиц. И опекала их, и учила чтению, пению и всему христианскому и иноческому закону.

Так Евдокия с подругой своей, духовною сестрою Марьею, начала жить и учиться, и возростать духовно, и благодать Божия поспешествовала им, и скоро научились они духовной премудрости. А бывшая юная отроковица Евдокия, ради своего смирения и любви к Царю Небесному, скоро восприняла и уразумела церковный устав.

Примерно через год тот же инок Макарий снова побывал в селении Свинарная и благодарил Алимпия и его супругу за такую добрую дочь, которая так скоро начала расти в высоту духовного разума. Тогда и третья от христианской братии девица Харитина, дочь Викула Афанасьевича Меняйла пожелала поехать в монастырь. Хотя Викул и не очень благословил её на это, но она поехала с Макарием.

После этого прошло ещё два года. Девицы за это время ещё подучились и возросли в духовном смысле. По случаю, они услыхали, что недалеко оттуда есть другой, древний и побольше девический монастырь, в котором проживает более тридцати девиц. В нём же и дочь Макария обучалась, покуда не было ещё нынешней обители.

Полтавские девицы решили туда переселиться, чтобы более иноческому уставу научиться. Они познакомились с тамошними наставницами, и те не отреклись принять их в свою обитель. Так все три девицы перешли туда, в так называемую Чернышиху.

Девицам очень понравилась новая обитель, и они попросили благословения у матушки Павлины, чтобы ненадолго поехать в гости в своё село. Им хотелось пригласить ещё какую-нибудь из подруг. Матушка отпустила и благословила их на родину на целое лето. За это время ещё три девицы согласились поехать в монастырь, и четвертую Марфу взяли с собой (3-4 летнюю девочку), которая была единственной дочерью у родителей. Но ради любви к Богу, или паче сам Господь так изволил, чтоб из уст младенец совершалась Ему хвала, благословили родители свою дочь в дар Богу, чтобы возросла в невесту Жениху Небесному.

И так поехали в нижегородскую обитель Чернышиху шесть взрослых и седьмая, младенствующая, девицы. Последние четыре - не грамотные и необразованные «полтавского языка малороссийского» девицы.

 Но мать духовная и наставница искусная, и другие старицы, с любовью приняли всех их и причислили, и начали о них промышлять, учить их чтению и пению, трудам и молитвам, послушанию, терпению, и смирению, и просто всему иноческому и христианскому обычаю и уставам.

И вот, года через два после этого, двух из семи девиц, как старейших в духовном разуме и искуснейших, постригли в инокини. Это были: Евдокия, по постриге – Еванфия, и Харитина, по постриге – Хеония. Остальных еще оставили обучаться.

Через некоторое время приняли постриг Агафия, в монашестве Агния, Марья – Марионила, Елена – Евстолия.

Все они приезжали на родину, в гости. Эти поездки в гости искусили самую младшую из них, Марфу, которая была уже 14 или 15 лет и готовилась принять постриг. Пребывая в гостях, в родном селе, она была приглашена на свадьбу и, побывав там, не пожелала возвращаться в монастырь, осталась дома.

Находясь далеко от дома, инокини, конечно же, тосковали по родным местам, и желание имели на своей родине обитель себе найти, но на Украине таковых не было. И потому их родные, а также все древлеправославное общество села, помышляли соорудить для них обитель в родных местах.

По этому вопросу, 6 февраля 1910 года, состоялось собрание братии, где Никифор Иовлевич Белан предложил рассмотреть вопрос о построении женского монастыря. Местом для постройки он предложил выбрать его урочище Жабинцево, как наиболее удобное: и от села место несколько отдаленное, и пруд там есть, и близко ключи бьют, и земли для хозяйствования достаточно. Было решено, что строительством дома для обители займется Алимпий Иванович Рудченко, и постарается для дочери своей и её духовных сестер соорудить монастырь во славу Божию.

Решено было также попросить благословения у матушки Павлины, о чем было ей написано. Но она не изволила благословения дать, и не хотела отпустить инокинь на родину насовсем. Так они и оставались там до 1917 года, пока монастырь не закрыли большевики. А потом приехали на родину, и нашли здесь построенную обитель, готовую принять их. С ними приехала также матушка Афанасия из того же монастыря. Итак, они поселились в этой новой обители и стали воздавать хвалу Богу на родной земле.

Во время раскулачивания зажиточных крестьян и тех, кто не записался в колхоз (а это были, в основном, древлеправославные), многие из них находили себе пристанище в этой тихой монашеской обители. Для этого дом был переделен на две части. В одной проживали и молились инокини, а в другой жили бездомные люди.

Монастырь был закрыт и снесен в 19… году. И до сих пор в сосновом лесу возвышается холм, поросший малиной и маленькими кленами.

Древлеправославные инокини сверху слева направо Еванфия, Агния; снизу слева направо Хеония, Евстолия

Чернухинский ("Чернышихин") скит. 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

Чернухинский скит. Скитские уставщицы. 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

Чернухинский ("Чернышихин") скит. Общий вид.

Чернухинский ("Чернышихин") скит.

Г Л А В А 4

Посещение села священниками и исполнение духовных треб верующих.

Первые, познавшие истинную веру христиане, ездили для совершения святого крещения в Лужки. Тогда, в тамошнем древлеправославном приходе, служил отец Александр. Он любезно принимал и с любовью крестил приезжавших в Лужки украинцев. Вслед за отцом Александром в Лужках служил отец Никола. Он тоже много новопросвещенной братии порождал во святой купели. Но ни один из священников тех не бывал в Свинарной.

Позже люди ездили, также, в Ветку. Там многие венчались.

Однажды, пребывая в Москве, Василий Никифорович Белан познакомился с батюшкой Максимом, который стал ему духовным отцом. Василия Никифоровича волновало то, что не все могли ездить к священникам, ведь были и немощные, и малые…

 И он, от имени братии, просил отца Максима посетить Свинарную. Тот согласился и поехал на Украину. Тут он крестил и довершал младенцев, исповедовал и причащал христиан. В Свинарной отец Максим был три раза. А когда, впоследствии, из-за болезни не мог совершать долгие путешествия, то благословил братию звать отца Александра, из Климово. Он два раза приезжал. Также приезжал и священноинок Серафим с Ветки.

Впервые приехал священник в Свинарную в 1900 году. И так ездили священники до 1934 года, а потом длительное время никто не приезжал.

И лишь в середине шестидесятых годов священники вновь стали посещать село. Вследствие этого было много только погруженных при крещении, но не довершенных людей. Многие ездили довершаться в Новозыбков, во Льгов, в Москву. А многие довершались дома, когда приезжал священник. До 1993 года в Сосновку, для исполнения треб древлеправославных христиан, ездил священноиерей Иоанн Золотухин со Льгова (впоследствии Древлеправославный Епископ Белорусский Иосиф - ред.).

11 Июня 1999 года, на 30-м году жизни, преставился священноиерей Андрей Викторович Дронов, настоятель Древлеправославного храма в честь Рожества Христова в деревне Сосновка, Гадячского района, Полтавской области (Украина).

Отец Андрей принимал деятельное участие в украшении внутренней части храма. Он заказал резные деревянные украшения и декоры, и решил самостоятельно приготовить лак из трех компонентов: живицы, скипидара и растворителя. Два последних компонента взрывоопасны. Помогала ему казначей храма Прасковия, 54 лет. Смесь варилась на плите с открытым огнем, в маленьком подсобном помещении. Она закипела, и пары заполнили помещение. Когда отец Андрей стал сдвигать кастрюлю, пары воспламенились. От неожиданности батюшка уронил кастрюлю на пол, смесь разлилась, пламя охватило все вокруг...

В пламени они не могли найти дверь, выбили окно и, словно две горящие свечи, выскочили из помещения. По оценкам врачей, ожоги составили 80-90%. У отца Андрея местами кожа обуглилась на полсантиметра. Имея крепкое сердце, он мучился четыре дня. Парасковия скончалась двумя днями ранее.

Четыре последних дня своей жизни священноиерей Андрей провел в реанимации, сознание не покидало его. Страдал он невыразимо. Перед смертью отец Андрей был пособорован епископом Львом и причастился Святых Таин Христовых.

Священноиерей Андрей Дронов в 1991 году поступил в Высшее Древлеправославное Духовное Училище и в 1996 году получил диплом о его окончании. В приходе села Сосновка служил с 1993 года.

Вдова отца Андрея, матушка Наталия Николаевна, в 22 года осталась с двумя младенцами на руках, 2-х и 3-х лет.

Погребение Священноиерея Андрея Дронова в Рожественском храме с.Сосновка возглавил 12 июня 1999 года Епископ Курский и Самарский Лев.

Похоронен священноиерей Андрей Дронов на территории церковного двора, недалеко от храма.

В разные годы, после смерти иерея Андрея, приход окормляли священник Дионисий, священноиерей Никола (Просин) – нынешний Преосвященный Древлеправославный Епископ Украинский.

Сегодня настоятелем древлеправославного прихода села Сосновка является благочинный Слобожанского благочинья, иерей Павел (Колокольников).  Он же окормляет древлеправославных христиан Кременчуга, являясь настоятелем церкви Святителя Николы Чудотворца в Крюкове. Приходы зажили новой жизнью, регулярно проводятся богослужения, при храме Рожества Христова действует воскресная древлеправославная школа.

На этом месте в Сосновке был монастырь

Древлеправославная церковь Рожества Христова в с. Сосновка, Гадячского р-на, Полтавской обл.

Священноинок Серафим