Г Л А В А 3.
История появления и существования в Свинарной женского монастыря.
Другой, не менее яркой страницей жизни древлеправославных христиан с. Свинарная было построение и существование женского монастыря.
А началось все из того, что однажды, по случаю, в доме одного из верующих, Алимпия Ивановича Рудченко, гостил некий старец и благословенный инок именем Макарий. Сам он был родом из Нижегородской губернии. До того, как принять иноческое житие, он был простым крестьянином, имел жену и дочь. Потом оставил нищету и суету этого мира и постригся в иноческий чин. И дочь свою тоже обручил Христу и в дар Богу обещал. Так же и супругу свою увещал на такую чистую жизнь. Сам переселился от своего селения и стал проживать один, в келии у одного Христолюбца. Потом, с помощью Божией, соорудил обитель для своих супруги и дочери. Вскоре к ним присоединились ещё девицы, и таким образом получилась небольшая обитель. Наставницей и игуменьей в ней была матушка Иулиания.
Обо всем этом рассказал старец Макарий Алимпию. Этот рассказ стал известен дочери Алимпия, двенадцатилетней отроковице Евдокии. Воспитанная в благочестии христианском и наученная грамоте, а паче чтению Божественного Писания, Евдокия пожелала поехать с иноком в его страну и поселиться в женской обители, дабы подготовиться принять постриг. С ними поехала и ещё одна девица Марья, постарше Евдокии, уже совершеннолетняя. И была она Евдокии в чужой стране как мать, в утешение.
Макарий отвез девиц в женскую обитель и вручил их игуменье и наставнице Иулиании, которая и причислила их к своему маленькому лику девиц. И опекала их, и учила чтению, пению и всему христианскому и иноческому закону.
Так Евдокия с подругой своей, духовною сестрою Марьею, начала жить и учиться, и возростать духовно, и благодать Божия поспешествовала им, и скоро научились они духовной премудрости. А бывшая юная отроковица Евдокия, ради своего смирения и любви к Царю Небесному, скоро восприняла и уразумела церковный устав.
Примерно через год тот же инок Макарий снова побывал в селении Свинарная и благодарил Алимпия и его супругу за такую добрую дочь, которая так скоро начала расти в высоту духовного разума. Тогда и третья от христианской братии девица Харитина, дочь Викула Афанасьевича Меняйла пожелала поехать в монастырь. Хотя Викул и не очень благословил её на это, но она поехала с Макарием.
После этого прошло ещё два года. Девицы за это время ещё подучились и возросли в духовном смысле. По случаю, они услыхали, что недалеко оттуда есть другой, древний и побольше девический монастырь, в котором проживает более тридцати девиц. В нём же и дочь Макария обучалась, покуда не было ещё нынешней обители.
Полтавские девицы решили туда переселиться, чтобы более иноческому уставу научиться. Они познакомились с тамошними наставницами, и те не отреклись принять их в свою обитель. Так все три девицы перешли туда, в так называемую Чернышиху.
Девицам очень понравилась новая обитель, и они попросили благословения у матушки Павлины, чтобы ненадолго поехать в гости в своё село. Им хотелось пригласить ещё какую-нибудь из подруг. Матушка отпустила и благословила их на родину на целое лето. За это время ещё три девицы согласились поехать в монастырь, и четвертую Марфу взяли с собой (3-4 летнюю девочку), которая была единственной дочерью у родителей. Но ради любви к Богу, или паче сам Господь так изволил, чтоб из уст младенец совершалась Ему хвала, благословили родители свою дочь в дар Богу, чтобы возросла в невесту Жениху Небесному.
И так поехали в нижегородскую обитель Чернышиху шесть взрослых и седьмая, младенствующая, девицы. Последние четыре - не грамотные и необразованные «полтавского языка малороссийского» девицы.
Но мать духовная и наставница искусная, и другие старицы, с любовью приняли всех их и причислили, и начали о них промышлять, учить их чтению и пению, трудам и молитвам, послушанию, терпению, и смирению, и просто всему иноческому и христианскому обычаю и уставам.
И вот, года через два после этого, двух из семи девиц, как старейших в духовном разуме и искуснейших, постригли в инокини. Это были: Евдокия, по постриге – Еванфия, и Харитина, по постриге – Хеония. Остальных еще оставили обучаться.
Через некоторое время приняли постриг Агафия, в монашестве Агния, Марья – Марионила, Елена – Евстолия.
Все они приезжали на родину, в гости. Эти поездки в гости искусили самую младшую из них, Марфу, которая была уже 14 или 15 лет и готовилась принять постриг. Пребывая в гостях, в родном селе, она была приглашена на свадьбу и, побывав там, не пожелала возвращаться в монастырь, осталась дома.
Находясь далеко от дома, инокини, конечно же, тосковали по родным местам, и желание имели на своей родине обитель себе найти, но на Украине таковых не было. И потому их родные, а также все древлеправославное общество села, помышляли соорудить для них обитель в родных местах.
По этому вопросу, 6 февраля 1910 года, состоялось собрание братии, где Никифор Иовлевич Белан предложил рассмотреть вопрос о построении женского монастыря. Местом для постройки он предложил выбрать его урочище Жабинцево, как наиболее удобное: и от села место несколько отдаленное, и пруд там есть, и близко ключи бьют, и земли для хозяйствования достаточно. Было решено, что строительством дома для обители займется Алимпий Иванович Рудченко, и постарается для дочери своей и её духовных сестер соорудить монастырь во славу Божию.
Решено было также попросить благословения у матушки Павлины, о чем было ей написано. Но она не изволила благословения дать, и не хотела отпустить инокинь на родину насовсем. Так они и оставались там до 1917 года, пока монастырь не закрыли большевики. А потом приехали на родину, и нашли здесь построенную обитель, готовую принять их. С ними приехала также матушка Афанасия из того же монастыря. Итак, они поселились в этой новой обители и стали воздавать хвалу Богу на родной земле.
Во время раскулачивания зажиточных крестьян и тех, кто не записался в колхоз (а это были, в основном, древлеправославные), многие из них находили себе пристанище в этой тихой монашеской обители. Для этого дом был переделен на две части. В одной проживали и молились инокини, а в другой жили бездомные люди.
Монастырь был закрыт и снесен в 19… году. И до сих пор в сосновом лесу возвышается холм, поросший малиной и маленькими кленами.
Древлеправославные инокини сверху слева направо Еванфия, Агния; снизу слева направо Хеония, Евстолия