У Константина Жеваго могут отобрать «АвтоКрАЗ», а могут и не отобрать

Сегодня на сайте «Укррудпром» появилось, на первый взгляд, тревожное известие: «У Константина Жеваго отбирают «АвтоКрАЗ» за долги». Но это только на первый взгляд. Судите сами.

Государственный Ощадбанк в Хозяйственном суде Киева потребовал от компаний, связанных с бизнесменом Константином Жеваго, 23 % акций производителя грузовиков «АвтоКрАЗ» и пакеты акций пяти предприятий, поставляющих для него комплектующие. Об этом говорится в определениях и решении суда, сообщает «Капитал».

Согласно документам, в октябре 2008 года Ощадбанк открыл для «АвтоКрАЗ» возобновляемую кредитную линию с максимальным лимитом в $ 40 млн для пополнения оборотных средств. Залогом выступили акции «АвтоКрАЗ» (23 % уставного фонда), Полтавского автоагрегатного завода (55,1 %), Токмакского кузнечно-штамповочного завода (80,9 %), Херсонского завода карданных валов (83,1 %), предприятия «Каменец-Подольскавтоагрегат» (41 %) и Симферопольского завода авторулей (29,8 %).

Говоря другими словами, всех предприятий, входящих в бывшую холдинговую компанию.

В связи с невыполнением «АвтоКрАЗ» условий договора Ощадбанк отозвал кредитную линию, общая задолженность по которой на конец 2013 года достигла 899352,3 тыс. грн, в том числе 500686 тыс. грн – долг по кредиту, остальное – долги по процентам, пеня и инфляционные потери.

Для взыскания залогов Ощадбанк подал в Хозсуд Киева два иска. По первому от 18 февраля 2014 года суд решил взыскать акции поставщиков комплектующих для «АвтоКрАЗ» и продать их на публичных торгах. Однако этот иск производитель грузовиков оспорил в Киевском апелляционном хозсуде, первое заседание которого по этому делу состоится 22 апреля. По второму иску Ощадбанк хочет взыскать 23 % ценных бумаг самого «АвтоКрАЗ» (Хозсуд Киева 11 марта поручил компании «Центр правовой помощи «Правозахист» провести оценку этого пакета). Ни истец, ни ответчик не захотели комментировать ситуацию.

По оценкам юристов, рассмотрение этого дела в судах может занять от полугода до нескольких лет. Ведь подобные судебные разбирательства (рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанциях) длятся в среднем шесть-семь месяцев. Однако указанный срок может быть существенно затянут обжалованием судебных решений по процессуальным вопросам, назначением экспертиз et cetera. К тому же не стоит забывать о предстоящей люстрации украинских судей «главным люстратором» Егорушкой Соболевым, поэтому у длиннополых сегодня чемоданное настроение, и им нет никакого дела до Жеваго и ПАО «АвтоКрАЗ».

Вот и старший юрист юридической компании «Алексеев, Боярчуков и Партнеры» Александр Ткачук также считает, что подобные процессы могут длиться не один год. «Банальная мелочь может послужить формальным поводом для отправки дела на новый круг Высшим хозяйственным судом», – считает эксперт.

В то же время юристы отмечают, что даже решения суда в пользу Ощадбанка не гарантируют ему возврат долгов в полном объеме. Дело в том, что часто на публичных торгах заложенные акции по минимальной стоимости приобретает участник торгов, либо связанный с ответчиком, либо независимый, но в любом случае заинтересованный в том, чтобы купить их подешевле. К тому же, как обратил внимание старший юрист адвокатского объединения Arzinger Антон Молчанов, если первые торги не состоятся (а это тоже нередко случается), начальная стоимость на последующих снижается на 30 %. «В этом случае Ощадбанк де-факто получит выплаты, несоразмерно малые по отношению к общей кредитной задолженности», – отметил он.

«С практической точки зрения акции / доли в предприятиях являются очень хрупким залогом и, как правило, неликвидным, поэтому не могут быть панацеей от невозврата кредитов. Такая непрочность также обусловлена практическими сложностями механизма взыскания, приобретения акций и последующей регистрации прав на них», – полагает Ткачук. По его словам, в процессе реализации такого залога можно столкнуться с тем, что оценить акции невозможно. «Или хуже того – эксперт попросту представляет банку отчет, что акции стоят 10‑20 грн за пакет». Например, если предприятие отягощено долгами, а активы его оцениваются гораздо ниже размера этих долгов, то и акции такого предприятия стоят копейки на рынке. Но до публичных торгов еще далеко: пока дело будет рассматривать апелляционный суд, никто ничего принудительно продавать не сможет. «Даже если местный хозсуд выдал исполнительный документ (приказ) о продаже акций, который в дальнейшем был предъявлен к исполнению, существуют все законодательные предпосылки для его возврата государственным исполнителем в суд», – подчеркнул юрист юридической фирмы «Селепей, Волковецкий и Партнеры» Богдан Савченко.

Но может так произойти, что акции вообще не привлекут внимания! Мелкие машиностроительные заводы кого-либо заинтересуют, если в пакете с их акциями будут продавать и ценные бумаги самого «АвтоКрАЗ». «Для покупателя предпочтительнее приобретать часть вертикально интегрированной компании, а не отдельных производителей комплектующих», – заметил аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко.

Но и находящийся в залоге пакет компании «АвтоКрАЗ» не является привлекательным для стороннего инвестора активом. По мнению Андрейченко, 23 % акций производителя грузовиков не позволит новому владельцу контролировать выплату дивидендов или влиять на работу предприятия. Из-за низкой привлекательности этих активов наиболее вероятным развитием событий будет попытка держателя залога продать эти акции самому владельцу «АвтоКрАЗ», считает Андрейченко.

По его словам, у «АвтоКрАЗ» сейчас низкий уровень производства и предприятие выходит в ноль (или незначительную прибыль) только благодаря помощи своего основного акционера. Для стабильного получения реальной прибыли заводу необходимо производить порядка 2,5 тыс. грузовиков в год. «Они каждый год стремятся покорить этот рубеж, но по факту объем производства колеблется в районе 1000 единиц. Финансовые вливания, чтобы покрыть операционный убыток «АвтоКрАЗ» в 2012 году, составили 133 млн грн», – сказал Андрейченко.

Впрочем, если продажа заложенных акций не позволит вернуть весь долг, Ощадбанк может снова обратиться в суд.

Если решение об обращении взыскания на акции будет оставлено без изменений судами апелляционной и / или кассационной инстанций, то в силу положений ст. 526 Гражданского кодекса Украины Ощадбанк может предъявить иск на недостающую сумму задолженности по кредитному договору или же взыскать недостающую сумму непосредственно за счет имущества «АвтоКрАЗ».

А теперь – немного истории.

Проблемы с долгами у ПАО «АвтоКраз» были и ранее.

В ноябре 2013 года, на сайте «Укррудпром» появилась информация о том, что у единственного в Украине производителя большегрузных автомобилей ПАО «АвтоКрАЗ», приадлежещему Константину Жеваго, возникли трудности с кредиторами, которым предприятие задолжало 400 млн грн. Это привело к аресту имущества, пишет украинский Коммерсант.

По решению Крюковского районного суда Кременчуга от 23 октября на 226 автомобилей ПАО «АвтоКрАЗ» был наложен арест. Это более трети из выпущенных за десять месяцев текущего года 724 автомобилей. Арест привел к замораживанию средств на сумму 90,4 млн грн. Причем были арестованы не только автомобили, но и комплектующие к ним, а также часть недвижимости предприятия.

Как известно, АвтоКрАЗ сильно пострадал от действия в России утилизационного сбора, в 2012 году продажи компании упали на 65%. В 2013 году продажи также были невысоки, однако со второй половины года началось постепенное восстановление.

Однако уже через две недели арест с продукции предприятия был снят.

АвтоКрАЗ отгрузил в Россию крупную партию автомобилей, пишет Интерфакс-Украина.

Производитель большегрузных автомобилей отгрузил компании «КрАЗ-Челябинск» 11 автомобилей, среди которых седельные тягачи, вездеходы и самосвалы, говорится в сообщении АвтоКрАЗа. Часть автомобилей будет использоваться для перевозки емкостей с горюче-смазочными материалами в нефтетранспортной компании Российской Федерации. Российский рынок для АвтоКрАЗа остается довольно важным и весомым и в нынешние «окаянные дни».

И поскольку временный премьер Арсений Яценюк советует предприятиям, сотрудничавшим с Российской Федерацией, искать новые рынки, то Константину Валентиновичу Жеваго и трудовому коллективу ПАО «АвтоКрАЗ» следует 10 лет подождать. Ведь для того, чтобы выйти на европейский рынок, следует, по словам Яценюка, «менять стандарты, делать конкурентную продукцию, надо показывать высокое качество и таким образом нужно захватывать рынок». А через 10 лет либо ишак сдохнет, либо падишах помрет.