Праведники народов мира или крещение ради спасения

Уважаемые читатели, мы продолжаем публикацию статей Бориса Бабилуа, посвящённых Дню Победы.

Невыдуманные истории. Праведники народов мира. Крещение ради спасения.

Cупруги Андрей и Екатерина Галич проживали в селе Червоные Пологи, Лубненского района, Полтавской области. Андрей работал агрономом в местном колхозе, его жена Екатерина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей и шила на дому.

В сентябре 1941 года, продвигаясь все дальше на Восток, немцы оккупировали и этот регион. В первые дни новой власти Андрей оказался по делам в городке Ромодан, в 7 километрах от родного села. Около железнодорожной станции он обратил внимание на  двух женщин и четверых детей с чемоданами и тюками, явно не местных. Женщины остановили Андрея и стали умолять вывести их из города в село. Они выглядели такими беспомощными, что Андрей сжалился над ними и предложил отправиться к нему.

По дороге женщины рассказали Андрею свою историю: Бетя Добровенская с четырехлетним сыном Борисом и годовалой дочкой Леночкой и Лариса Маркусова с восьмилетней Клавой и пятилетним Сашей бежали от наступающих немцев на Восток. На станции Ромодан им пришлось остановиться – городок уже был занят немцами. В течение нескольких дней они оставались на вокзале.

Женщины по очереди выходили в город, пытаясь добыть пропитание. Ситуация у них была критическая: рано или поздно немцы узнают о двух еврейках с детьми и примут соответствующие меры.

Вечером, уже после наступления темноты, Андрей подъехал со своими гостями к дому. Екатерина постелила Ларисе и Бете в отдельной комнате, а их детей уложила вместе со своими, поближе к печке. На следующий день было решено, что в целях безопасности женщинам не стоит выходить из дома, но несмотря на многие предосторожности, по селу поползли слухи о странных гостях у агронома, и вскоре Галичей навестил местный староста. Внешность Ларисы и Бети не оставляла сомнений в том, что они еврейки, и староста быстро разобрался в сложившейся ситуации. В обмен за свое молчание и покровительство он потребовал от Галичей различных услуг и часть урожая. Хозяева согласились.

Началась жизнь, полная лишений и опасности. Гости, чем могли, помогали Екатерине по хозяйству, по-прежнему стараясь не покидать хату. Прошел почти год, пока Екатерине удалось найти батюшку, согласившегося провести обряд крещения евреев прямо в хате у Галичей. После обряда Бетя и Лариса получили справки о крещении, которые, как они надеялись, обезопасят их. Вначале казалось, что так оно и было: женщины стали выходить на работу в огород и в поле, во время сезонных работ трудились  вместе с остальными крестьянами. Они и выглядели теперь не так, как прежде: в широких юбках, с платочками на голове, они стали меньше заметны на фоне остальных крестьян, говорили с местным акцентом, выучили христианские молитвы.

Со временем они с детьми перебрались в пустующую хату неподалеку от Галичей. Селяне, в целом, относились к ним приветливо, но все же нашелся кто-то, написавший в полицию донос. Лариса и Бетя с детьми были задержаны и доставлены в полицию. И снова на помощь поспешил Андрей Галич: подкупив полицаев, он привез их обратно в село, где они и находились до освобождения села Червоные Пологи в конце 1943-го года.

После войны Лариса с детьми вернулась в родной Чернигов, а Бетя – в  Кременчуг, город ее детства. Они продолжали поддерживать теплые отношения с Галичами.

В конце 40-х Андрей Галич был несправедливо обвинен в расхищении колхозного имущества и выслан в Сибирь. В это тяжелое для его семьи время Лариса и Бетя много помогали своей спасительнице и ее детям.

В 90-е годы Борис и Бетя Добровенские иммигрировали в Израиль и благодаря им музею Яд Вашем стала известна эта история.

21 января 2000 года Андрей и Екатерина Галичи были отмечены почетным званием Праведник народов мира.

Андрей Федорович и Екатерина Гавриловна Галич. Послевоенные годы.

Андрей Федорович и Екатерина Гавриловна Галич с сыном