• Головна
  • Политические еврейские партии Полтавщины
15:28, 21 жовтня 2015 р.

Политические еврейские партии Полтавщины

В 1897 году в Швейцарии, в городе Базеле, была создана Всемирная сионистская организация, ставившая своей главной целью возрождение еврейского государства. В 1900 году в Екатеринославе (сегодня Днепропетровск) была основана еврейская партия «Поалей Цион» (ЕСДП ПЦ).

Программа партии предусматривала борьбу за национально-политическую автономию с правом решения политических, культурных и финансовых прав евреев во всех внутренних делах. Печатным органом «Поалей Цион» была газета «Еврейская рабочая хроника», которая начала выходить в Полтаве в 1906 году. Но после выхода только трех номеров газета была закрыта царской администрацией.

«Поалей Цион» была марксистской партией, считавшей, что решить проблемы народа можно лишь с помощью еврейского рабочего класса. Эта партия стояла на позициях классовой борьбы.

Председателем партии был избран Бер Борохов (1881 -1917гг.), известный публицист и общественный деятель.

Выдающимся деятелем сионистского движения на Полтавщине, одним из создателей партии «Поалей Цион» был полтавчанин Бен-Цви Ицхак, который родился в 1844 году. Во время Первой Мировой войны, вместе с Владимиром (Зеевом) Жаботинским и Бен Гурионом он принимал участие в создании еврейского легиона и служил в нём до 1920 года.

Еврейский легион был создан по инициативе В.Жаботинского. После вступления Турции (Палестина в то время была оккупирвана Турцией) в войну на стороне Германии В.Жаботинский принял окончательное решение о необходимости создания еврейского военного подразделения. Он был убежден, что конец турецкой империи неминуем, и поэтому еврейский народ обязан принять активное участие в войне, чтобы обрести собственную территорию, свое государство.

В 1954 году Бен-Цви Ицхак был избран Президентом Израиля, а в 1957 году – переизбран повторно.

Создаваемые еврейские политические партии действовали также и в Кременчуге. Еще в 1880 году кременчугские сионисты создали свою организацию «Ховевей Цион». Они вместе с харьковскими евреями направили в Эрец Исраэль Залмана Давида Левонтина для покупки земли с целью образования еврейских поселений в Палестине.

В Кременчуге родился известный сионистский деятель Иехиэль Членов.

В годы первой революции в России (1905-1907) жители Кременчуга активно выступали против самодержавия.

Под давлением революционных выступлений народа царь издал 17 октября 1905 года Манифест, который провозгласил свободу слова и собраний, свободу совести и печати. Из подполья начали выходить политические партии и создаваться новые. Одновременно с организацией еврейских партий в кременчуге начали издаваться газеты, выражающие интересы еврейского населения. В тот период в городе Пейсах Мегров и Мендель Витлин издавали «Приднепровский голос», Абрам Израилевич Галл – «Южное эхо», Вульф Давидович Дубов – « Кременчугскую трудовую копейку», мендел Давидович Штерн – «Кременчугский курьер». После установления советской власти Ефим миронов, Гита Хуторок и Илья Изгур издавали газету «Дело революции».

В конце 1907 года царское правительство придушило революционный подъём народных масс. Наступили тяжелые годы реакции. В Кременчуге некоторые партии были распущены, другие ушли в подполье, газеты закрыли, в подпольных типографиях издавались лишь листовки, призывающие к сплочению сил для борьбы с самодержавием.

Февральская революция 1917 года дала надежду еврейскому народу на улучшение жизни. 20 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление об отмене религиозных и национальных ограничений. Антиеврейские законы Российской империи были отменены. Евреи получили равные гражданские и национальные права с остальными народами России. Еврейские партии вышли из подполья. Началась их активная политическая жизнь.

На митингах впервые евреи осмелились высказать свои взгляды. 10 апреля 1917 года на митинге  в Полтаве евреи приняли такую резолюцию: «…приветствовать Временное правительство и требовать для еврейского народа право на полное национальное самоуправление».

13 апреля 1917 года в Полтаве на еврейском митинге было принято решение о создании еврейской социал-демократической партии. 29 апреля 1917 года в Полтаве открылось отделение «Общества распространения просвещения между евреями», которое ставило задачи: перевести все еврейские школы в финансовом и программном отношении в ведение отделения, создать внешкольные учреждения, организовать лекционный отдел,  курсы по еврейской истории, литературе,  истории общественного движения.

18 марта 1917 года на Украине возникла новая политическая сила – Центральная Рада, которая стала центром объединения национальных сил  украинского народа. В начале своей деятельности Центральная Рада проводила политику создания украинской автономии в Российской демократической федерации. Почти все еврейские национальные партии поддержали эту политику Центральной Рады. Один, из руководителей Объединенной Еврейской Социалистической Рабочей Партии (ОЕСРП) Брауде, выступая в июне 1917 года в Полтавской городской Думе говорил: « Я являюсь сторонником широкой автономии Украины. Еврейской демократии  были всегда близки чаяния широких слоев украинского народа. Нас, евреев и украинцев, угнетал старый режим, и скажу откровенно и прямо, большим моральным гонениям и терзаниям подверглась украинская нация. Нас, евреев,хоть признали за нацию, а за украинцами и этого не признавали».

В августе 1917 года еврейские партии направили своих представителей в Центральную Раду.

Летом 1917 года проводились выборы в городские Думы Полтавской губернии. 6 августа состоялись выборы и в Кременчугскую Думу. По списку №1 от блока российских социал-демократов, еврейского БУНДа, Польской объединенной партии было избрано 26 депутатов. По списку №2 от евреев-беженцев – 3 депутата. По списку №3 от партии эсеров и еврейской оюъединенной социал-демократической партии – 24 депутата, по списку №5 от еврейского национально-демократического союза – 7 депутатов.

14 августа 1917 года в Полтаве собрался сионистский съезд. На нем была создана попытка выработать единую программу сионистских организаций. На съезд прибыло 42 делегата. Они представляли партии «Поалей Цион», «Цаирей Цион», общество «Тарбут»,  различные кружки, еврейское женское профтехучилище, сионистов-учителей и солдат-евреев. На съезде обсуждались вопросы создания еврейской школы, поддержки национальных библиотек и театров,отражающих подлинный национальный дух еврейства, изучение в школах древнееврейского языка, об отделении школы от государства.

Делегаты съезда обсудили вопрос участия евреев в выборах в Учредительное собрание. Учредительное собрание должно было стать демократическим органом управления страной. На съезде выступающие говорили о том, что еврейскими представителями будут лишь те депутаты, которые избраны евреями и признают приоритет еврейских национальных интересов. Обсуждался также вопрос о референдуме, который  должен был выявить мнение евреев о переселении в Палестину.

Полтавский губернский сионистский съезд поддержал национально-освободительную борьбу украинского народа. Докладчик по украинскому вопросу Рубинов заявил, что сионистское движение базируется на правах всех народов на свободную национальную жизнь, а евреи, живущие на одной земле с украинцами, должны говорить  на их языке. Съезд приветствовал представитель украинской интеллигенции Андриевский. Он сказал, что надеется на совместную работу украинской и еврейской интеллигенции в стремлении к свободной Украине. Участники съезда  приветствовали это заявление возгласами: «Хай живе вiльна Украiна!» и устроили овацию.

По украинскому вопросу съезд принял резолюцию: « Признавая Центральную Раду высшим краевым органом власти, мы требуем включить в Раду и Генеральный секретариат представителей национальных меньшинств, пропорционально их численности».

Еврейские партии осудили большевистский переворот 25 октября (7 ноября) 1917 года. 31 октября Полтавская областная Дума единогласно приняла резолюцию протеста. За резолюцию голосовали представители всех партий.

7 ноября 1917 года Центральная Рада III Универсала заявила об образовании Украинской Народной Республики . По всей Полтавщине прокатилась волна митингов и собраний, участники которых приветствовали провозглашение УНР. Демонстрации, организованные по этому случаю, прошли с национальными украинскими флагами и портретами Т.Г.Шевченко.

Еврейские партии приветствовали IIIУниверсал Центральной Рады. 22 октября 1917 года в Кременчугской городской Думе, после оглашения Универсала на украинском языке, И.Изгур оглашает его на древнееврейском (иврите).

По данным 1897 года в Кременчуге 48% населения составляли евреи. Еврейская община была большой, поэтому местные власти с ней считались.

8 ноября 1917 года синагога Юровского, на Марьинской улице,  была отдана под казарму для солдат. На заседании городской Думы А.Б.Амитин от имени еврейской общины потребовал освободить её. После обсуждения  Дума приняла решение не реквизировать впредь храмы и молитвенные дома. Кременчугская Дума из городского бюджета выделила на содержание еврейской общины 14500 рублей, а еврейскому ремесленному училищу – 6000 рублей. Также была удовлетворена просьба  попечительского еврейского совета четырехклассного ремесленного училища о выделении ему помощи в сумме 7500 рублей.

В годы украинской революции в Кременчуге действовали две основные еврейские партии БУНД и «Поалей Цион».

Члены БУНДа (Союза еврейских рабочих) считали, что положение евреев в Российской империи и в других странах переменится к лучшему, когда победит социализм. В социалистическом мире, проповедовали они, евреи  смогут сохранять свою культуру, язык, традиции и обычаи.

Сионисты –социалисты – члены партии «Поалей Цион» (Трудящихся Сиона) были убеждены, что «еврейский вопрос» имеет другую суть и его не решить простым исправлением экономической и социальной несправедливости. Разделяя, в принципе, социалистические убеждения они были твердыми сторонниками еврейской национальной идеи, основанной на концепции единого еврейского народа и восстановлении его государственной независимости.

12 ноября 1917 года на Полтавщине состоялись выборы в Учредительное собрание России. Они проводились по партийным спискам. На Полтавщине кандидатов выдвигали 17 партий, в том числе 6 еврейских: Еврейская народная партия, «Поалей Цион», Еврейский национальный избирательный комитет, Объединенная еврейская социалистическая партия, Еврейский список и БУНД.

Евреи были в списках и нееврейских партий. Большевики выставили на выборы 20 кандидатов. От Полтавщины был избран Л.Д.Троцкий.

Делегатом губернского  съезда Советов от Кременчуга был Л.Фридман.  В июне 1917 года Полтавская парторганизация большевиков провела в городскую Думу евреев Л.Вограмскую, С. Мозлоха, Я.Дробина.

В июле 1919 году партийная организация большевиков  в Кременчуге насчитывала  259 человек, из них 147 были евреи, 82 – русские, 21 украинец, прочих – 9.

После  окончательного установления  советской власти в Кременчуге все еврейские партии были разогнаны, а их члены репрессированы.

Процесс либерализации в СССР в 90-е годы, который потом начал постепенно трансформироваться в процесс демократизации, прошел несколько этапов. Вначале была дозированная гласность и плюрализм в СМИ, потом наступил период образования политических клубов и неформальных объединений, народных фронтов, а затем – только партий.

Осенью 1988 года в Кременчуге была образована городская организация Народного Руха.

В 1990 году в городе начинает свою деятельность «Товариство украiнськоi мови iм.Тараса Шевченка», которое боролось за приоритет украинского языка.

Позже начали действовать Украинская Республиканская партия, Демократическая партия, Социалистическая и Коммунистическая партии. Но в тот период и до настоящего времени в городе не было создано ни одной еврейской партии. В начале ХХ века, в период революционного подъема, в Кременчуге действовало 6 еврейских партий, а в период демократических преобразований, в конце века, не было организованно ни одной.

За последние  70 с лишним лет евреи Кременчуга понесли большие потери. Если накануне революции в нашем городе проживало около 36 тысяч евреев, то к концу девяностых их осталось в городе лишь около 3000. Причины такого катастрофического уменьшения численности евреев общеизвестны, это погромы периода гражданской войны, борьба большевиков с сионистами и репрессии 20-30 годов,  массовое уничтожение евреев нацистами, военные потери и антисемитизм сталинского режима. Коммунистические власти не только жестко подавляли всё национальное в еврейском народе, они еще и оболванили умы миллионов  людей своей утопической идеологией.

Таким образом, количественный и качественный состав  еврейского населения Кременчуга, в 90-е годы ХХ столетия, не мог уже возродить действенную социально-политическую силу, которая создала бы предпосылки для создания собственной  политической организации. Кроме того, если перед еврейскими политическими партиями в начале прошлого века стояли ответственные и важные задачи: способствовать созданию национального очага в Палестине, а затем – и созданию государства Израиль, возрождению древнееврейского языка, то в конце ХХ столетия в диаспоре эти вопросы были сняты, так как уже существовало экономически сильное и независимое государство Израиль.

В период демократизации, и после провозглашения независимости Украины, отдельные политически активные евреи Кременчуга принимали участие в деятельности  образовавшихся тогда городских украинских общественных организаций.

В 1989 году начало работу городское отделение республиканского «Мемориала». Его первым председателем стал доктор исторических наук, профессор Кременчугского политехнического института Л.И.Евселевский.

А секретариат городской организации Народного Руху Украины возглавил еврей А.Й.Тикацин.

Таким образом, в г.Кременчуге, в период становления Украинского независимого демократического государства, не было создано ни одной еврейской политической партии, а вся общественная деятельность по защите интересов  еврейского населения города сосредоточилась исключительно в организациях культурно-просветительского и религиозного направления.

Использованная литература:

В.Ревегук. «Полтавщина в украинской революции 1917-1920 гг.». Полтава,1996.;

Гольдштейн М. «Очерки евреев Полтавщины». Полтава,1996.

З.Жаботинский. «Из истории государства Израиль». «Лексикон», 1998.

З.Левонтин. «Ле-эрец авотейну» («В страну наших отцов», ивр. т. 1 — 1884, второе издание — 1963; т. 2 — 1925, т. 3 — 1928). Израиль, 1975.

И.Клейнер. «Владимир (Зеев) Жаботинский и украинский вопрос». Канадский институт украинских студий. Киев-Торонто-Эдмонтон, 1995.

«Материалы по истории евреев Украины». Днепропетровск. ВПОП «Днипро», 1993.

Н.Твердохлеб. «Евреи Кременчуга». «Пирамида», 1999.

Бер Борохов

Бер Борохов

Политические еврейские партии Полтавщины, фото-1

Газета "Приднепровский голос"

Газета Приднепровский голос

Еврейская газета "Дер Эмес"

Еврейская газета Дер Эмес

Еврейская газета Дер Эмес

Залман Левонтин

Залман Левонтин

Зеев Жаботинский в форме еврейского легиона

Зеев Жаботинский в форме еврейского легиона

Зеев Жаботинский в форме еврейского легиона

Иехиель Членов

Иехиэль Членов image003

Ицхак Бен-Цви

Ицхак Бен-Цви

Ицхак Бен-Цви

Первый сионистский конгресс в Базеле

Первый сионистский конгресс в Базеле

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Политические еврейские партии Полтавщины #евреи кременчуга
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...