• Головна
  • Кто такие кременчужане и почему они такие: доклад историка
13:21, 17 серпня 2018 р.

Кто такие кременчужане и почему они такие: доклад историка

Кто такие кременчужане и почему они такие: доклад историка

Владимир Мослак – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой украиноведения Кременчугского национального университета имени М. Остроградского – на исторической конференции «Старожитності і давня історія Кременчука» свой доклад посвятил исследованиям факторов, которые сформировали облик Кременчуга, а также его этнос.

Кременчуг – перекрёсток цивилизаций

Фронтир – это территория на границе двух разных сообществ, которая является переходной зоной и как правило слабо интегрирована в государственной структуре. Эта зона имеет динамический характер и характеризуется высоким взаимодействием разных, часто враждебных, культур.

Кременчугский край неоднократно становился межцивилизационной, «буферной» зоной, где переплетались межэтнические, межконфессионные, хозяйственные и другие взаимосвязи и взаимодействия, что сыграло большую роль в формирование центра исторического края. Днепр стал осью этих мест, а его притоки (Тясмин, Сула, Псёл, Ворскла и Сухой Кагамлык) завершили территориальную организацию региона.

Наличие водных и других ресурсов привлекало отчаянных людей, которые, рискуя жизнью, стремились изменить свою жизнь и получить земельные наделы в этих краях. Стратегическое расположение Кременчуга привлекало и литовскую, и польскую, и украинскую, и позже российскую администрацию. Наличие же форпоста на этой территории позволяло контролировать движение по Днепру и сухопутные южные пути.

О важности Кременчуга свидетельствуют упоминания о нём в гетманских универсалах Ивана Выговского, Ивана Самойловича, Якима Сомко, Ивана Брюховецкого, Павла Тетери, Ивана Брюховецкого и Петра Дорошенко. Гетманский универсал – это акт административной власти, обязательный для исполнения. В универсалах этих гетманов речь идёт о необходимости застраивать и заселять Кременчуг, а также разместить здесь военный гарнизон. Ведь Кременчуг – портовый и приграничный город. Во всех универсалах Кременчуг упоминается как приграничный порт, а по своей важности он стоит в одном ряду с Киевом, Чигирином, Кодаком, Запорожьем и Полтавой.

Кременчуг был приграничным городом и в литовско-польскую эпоху, и во времена Руины, и во времена князей. В 1681 году, когда был подписан Бахчисарайский договор, а также Вечный мир в 1686 году Кременчуг сменил направление фронта (фронтира) – ориентиры обороны. Если раньше кременчугский форпост был направлен на восток и юг, то теперь фронт развернулся на 180 градусов в сторону безлюдного правобережья. С этого момента объектом колонизации становится правобережная Украина.

Кто такие кременчужане

Все эти условия сформировали кременчугский этнос. Это смелые люди, бесстрашные, активные, изобретательные, со склонностью к авантюрам (приключениям). Например, в июне 1659 года, во времена гражданской войны и московской интервенции, Кременчуг получил от польского короля его монаршие привилегии.

Стратегическое расположение и природные ресурсы, помноженные на менталитет местных жителей, обеспечили высокий статус Кременчуга в разные эпохи при разных режимах, формах правления и т.д. Этот город был и полковым, и губернским, и поветовым, и районным. Местные жители неоднократно отстраивали его после набегов.

В «Записках о Полтавской губернии» Николая Арандаренко рассказывается о бурном развитии Кременчуга в 19 столетии. С 1806 по 1846 год промышленность города возросла вдвое – с 18 предприятий до 40. Кременчугская пристань обеспечивала передвижение трёх миллионов пудов товара в год (почти 50 000 тонн). В порту работали 20 000 сезонных работников, 10 000 перевозчиков и 50 000 чумаков. Вот почему Крюков считается чумацкой столицей.

Кременчуг соединял торговыми путями Украину, Беларусь, «бывший польский край» (Речь Посполитая), Армению и другие страны. Наши края славились мехами, лошадьми и крупным рогатым скотом. В городе постоянно проводились ярмарки в январе, июне и в сентябре. Кроме сезонных проводились ежедневные и воскресные торжища. Такая активная предпринимательская деятельность кременчужан обусловила накопление капитала в Кременчуге. Здесь проживало много богатых купцов первой, второй и третьей гильдии.

История Кременчуга

История Кременчуга

Как отмечает Николай Арандаренко в своём труде, в Кременчуге имеются культовые сооружения: пять каменных и семь деревянных: православные церкви и каплицы, сооружения старообрядческой секты, поморско-беспоповой секты, а также еврейская синагога.

В разделе, где автор описывает конец 19 столетия, указывается, что в Кременчуге, кроме православных украинцев, проживали более 3 000 евреев, 3 протестанта, 33 католика. А также представители прочих религий. Сосредоточение разных народов и конфессий давало Кременчугу большие перспективы, однако во времена Второй мировой войны это преимущество стало роковым для города – его стратегическое расположение и наличие еврейского населения стало причиной разрушения города и размещения здесь мест массового уничтожения людей. Но и после этого, как и в другие эпохи, Кременчуг вновь возродился из пепла, став культурным и индустриальным центром края.

История Кременчуга

История Кременчуга

История Кременчуга

История Кременчуга

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история #Кременчуг #этнос #фронтир #историк #профессор #научнаяконференция #доклад
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...