Международный проект Е-40 станет вторым Чернобылем для Украины и Беларуси

26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа. Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Беларуси, однако, видимо есть те, кто быстро забыл об этом, не сделав соответствующих выводов. Сегодня нам нами нависла угроза повторения экологической трагедии.

На пороге второго Чернобыля

Сейчас идёт обсуждение Международного проекта создания водного транспортного пути Е 40. Это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси и Украины.

Проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла» предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей, однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые необходимо провести для восстановления пути, не говоря уже об экологических угрозах.

Водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр была создана 200 лет назад. Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства, его нужно сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн. человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было бы "чернобыльской зоны".

К данному Проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.

Проект Е 40 Международный. В него входят три страны: Польша, Беларусь и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта немалые средства – 12 млрд. долларов. Из них на расчистку рек Польше выделяется 1,5 млрд., Беларуси - 400 млн., а Украине – примерно 35 млн.

«Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и укрепит её берега, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку. Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно», - говорят в Национальной Экологической Раде Украины.

На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов и выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк "Припятский", десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, а также 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что Водный путь Е-40 – это смерть для Полесья. Они задают вопрос – какой ценой обойдется Беларуси выход к морю, ведь убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.

Но без сомнения, правительство Беларуси для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю, будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять. Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Беларуси. Это их территория и им с этим жить. Нужно начинать думать о себе, что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски.

«Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается обеих сторон – и белорусской, и украинской. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы, но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80-сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля», - предупреждают специалисты национальной Экологической Рады Украины.

Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают наши соседи?», да и какой европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону, ведь это до сих пор зона, и все машины, которые выезжают из нее, проверяются на радиоактивное загрязнение, а так же в обязательном порядке обмываются специализированными растворами.

Наши братья белорусы прекрасно знают об угрозе и последствиях, к которым может привести работы на загрязненных акваториях реки Припять, но в то же время говорят: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же...». То есть, мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы.

«В данном проекте несколько составляющих: экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, кроме того, нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей, - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков. - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня с Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины. Если мы допустим радиоактивное загрязнение, тогда каждый из нас уже сегодня почувствует очень остро нехватку питьевой воды».

Что нужно делать

«На самом деле путей для выхода не так уж и много, - считают в Национальной Экологической Раде Украины, - но, действовать нам надо быстро, так как хотим мы этого или нет, белорусы все-таки приступят к расчистке Припяти, и тогда весь этот радиоактивный ил окажется у нас. Как нам быть? Что нужно сделать, чтобы, если не избежать в полной мере, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в Институты Национальной Академии Наук Украины, чтобы ученые просчитали возможные последствия, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации».

И без фундаментальных исследовательских работ невооруженным глазом видно несколько выходов.

Первый: создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. То есть, поставить полутораметровую стену от дна. Но, она незначительно спасет от прохождения взбаламученной радиоактивной водной смеси.

Второй: если загрязненный ил все же пойдет из белорусской территории по Припяти, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его впоследствии затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, не дать ему возможность в полной мере распространиться по всей акватории Днепра. Это все необходимые, но малоэффективные и явно побочные шаги.

Третий выход самый действенный, но при этом и наиболее затратный - это вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и возможно Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. В строительстве подобных каналов имеется богатый зарубежный опыт. Вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, убивая реку.

Существует и худший вариант – ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные. Почему-то, кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники.

Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать.

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то мы навсегда потеряем нашу главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница, а так же «радиоактивное» подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.

Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень обсуждения, подключая к его решению мировое сообщество – требуют экологи.

Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «Чернобыль», то выгода от водного пути, соединяющего Черное и Балтийское моря, несомненно, велика, но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.

«Днепр экстренно нуждается в дноуглублении, но, не так, как это происходит сегодня ... Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, и разрывают реку на части. Они добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке, – говорит Александр Чистяков. - Давно необходимо создать Государственную Программу по восстановлению Днепра, в том числе и его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река это единый водный организм – это утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра – деньги выброшенные на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление и не только судоходной части, а всей акватории.

Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру и только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты. Днепром нужно заниматься немедленно!

Пресс-служба Национальной Экологической Рады Украины.

Днепр Польша Беларусь Украина проектЕ40 экология
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Всі суб’єкти господарювання мають звернути увагу на санітарний стан закріплених за ними територій. На цьому наполягають комунальники і більше того, попереджають, що стежать за підприємцями. "Всі підприємства, організації та установи міста відповідно до «Правил благоустрою міста Кременчука» мають здійснювати нагляд за утриманням закріплених територій у належному санітарному стані. Наразі у зв’язку зі сприятливими умовами для росту рослинності та з метою нед...
Криминал
У полтавській в'язниці було затримано охоронців закладу на спробі пронести заборонені речі. Прокуратура Полтавської області вже почала досудове розслідування. На територію ДУ «Полтавська установа виконання покарань № 23» працівники хотіли пронести предмети серед яких схожі на наркотичні речовини. У четвер, 23 травня горе-охоронців затримали на гарячому. Усе це вони хотіли пронести в особистих речах на територію установи для подальшої передачі особам, взяти...
Общество
Тимчасове відключення централізованого водопостачання анонсують у Кременчуці, просять навіть запастися водою! На Правобережній частині м. Кременчука КП «Кременчукводоканал» планує 28 травня 2019 року виконати заміну аварійних засувок на водопровідній мережі. Ремонт робитимуть на перехресті вулиць Івана Приходька та Академіка Герасимовича. А припинено водопостачання буде 28 травня 2019 року з 8:00 год. до завершення робіт (орієнтовно до 24:00 год.) за таким...
Общество
Департамент ЖКГ звертається до кременчужан. Вони наголошують на потребі зберігати чистоту та порядок біля контейнерів для вивозу сміття.  Кажуть, що наразі надто смітять кременчужани на територіях смітників. Не те, що не сортують сміття, а ще й розкидають навколо. "Вкотре наголошуємо на необхідності складування залишкового сміття, пакетів з харчовими відходами лише до сміттєвих контейнерів, а не на місця для великогабаритного сміття. Безвідповідальне став...
Происшествия
Прокуратура Полтавської області попрацювала над затриманням посадовця з іншої області під час прийому хабаря. Затримали начальника відділу Головного управління Державної фіскальної служби у Харківській області. Він взяв хабар в сумі 45 000 грн. Затримання відбулося 22 травня. Керували операцією Генеральна прокуратура України і прокуратура Полтавської області та слідчі теруправління Державного бюро розслідувань, разом з управлінням захисту економіки. Відтак...
Новости компаний
Відомий німецький бренд Lovibond спеціалізується на виробництв тестерів та реагентів для басейну вже більше ніж 130 років. Висока якість продукції підтверджена наявністю сертифіката DIN EN ISO 9001. На даний момент бренд поставляє свої товари майже в усі країни світу, у 2019 році до них приєдналася Україна. Так як у нашій державі хлор для бассейна є найпоширенішим реагентом для дезінфекції, саме для визначення цього показника у продаж поступили перші німец...
Перенесено на 26 травня
У Кременчуці змагання з Драгонботу серед учасників спортивного клубу «КРЕМІНЬ» переносяться на 26 травня в зв'язку з погодними умовами. Керівництво клубу запрошує усіх охочих прийти на змагання глядачами на 10:00 26 травня в неділю. На заході ви зможете відпочити на свіжому повітрі, повболівати за земляків, а значить отримати нові враження та натхнення для нових звершень. І головне – ті, хто давно мріяв покататися на каное, здійснять свою мрію та ще й спр...
Общество
Аби запобігти небезпеці на українських дорогах, в уряді хочуть запровадити новації, повідомляє ТСН. Про проблему лівих поворотів перейнялися в  Мінрегіоні. Тож наразі розробили відповідний проект. В інших країнах є приклади коли розворот не перегороджає основну трасу. Звісно такі розвороти потребують більше ділянки, якщо немає такої можливості, тоді робляться уже автокади, - пояснив заступник міністра Лев Парцхаладзе. Тож планується убезпечити ці повороти...
Общество
У Кременчуці провели лекцію для власників ОСББ. Перед аудіторією виступили Представники Фонду енергоефективності.  Вони розповіли представникам ОСББ про можливості енергоефективних заходів у багатоквартирному житловому будинку, про можливості модернізації системи опалення, фінансові аспекти та про підтримку від Фонду. Тож ті, хто не був на події, але цікавиться, має змогу подивитися відео запис.