Международный проект Е-40 станет вторым Чернобылем для Украины и Беларуси

26 апреля 1986 года произошла Чернобыльская катастрофа. Радиоактивное облако накрыло значительные территории Украины и Беларуси, однако, видимо есть те, кто быстро забыл об этом, не сделав соответствующих выводов. Сегодня нам нами нависла угроза повторения экологической трагедии.

На пороге второго Чернобыля

Сейчас идёт обсуждение Международного проекта создания водного транспортного пути Е 40. Это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси и Украины.

Проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр - Висла» предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей, однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые необходимо провести для восстановления пути, не говоря уже об экологических угрозах.

Водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр была создана 200 лет назад. Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест - Варшава нет судоходства, его нужно сделать способным пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить определенные инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков, которых составляет почти 100 млн. человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было бы "чернобыльской зоны".

К данному Проекту больше всего вопросов у экологов. Их обеспокоенность понятна. Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям.

Проект Е 40 Международный. В него входят три страны: Польша, Беларусь и Украина. Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта немалые средства – 12 млрд. долларов. Из них на расчистку рек Польше выделяется 1,5 млрд., Беларуси - 400 млн., а Украине – примерно 35 млн.

«Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и укрепит её берега, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку. Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно», - говорят в Национальной Экологической Раде Украины.

На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов и выпрямление русла Припяти. Изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок этого предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк "Припятский", десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, а также 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что Водный путь Е-40 – это смерть для Полесья. Они задают вопрос – какой ценой обойдется Беларуси выход к морю, ведь убытки от строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должной оценки экологических последствий.

Но без сомнения, правительство Беларуси для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю, будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять. Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Беларуси. Это их территория и им с этим жить. Нужно начинать думать о себе, что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски.

«Стоит вспомнить, что акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается обеих сторон – и белорусской, и украинской. За годы, прошедшие со времен катастрофы донные отложения закрыли радиоактивные илы, но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80-сантиметровым илом, превратится в одно мгновение в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля», - предупреждают специалисты национальной Экологической Рады Украины.

Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают наши соседи?», да и какой европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону, ведь это до сих пор зона, и все машины, которые выезжают из нее, проверяются на радиоактивное загрязнение, а так же в обязательном порядке обмываются специализированными растворами.

Наши братья белорусы прекрасно знают об угрозе и последствиях, к которым может привести работы на загрязненных акваториях реки Припять, но в то же время говорят: «Это не наш стронций загрязнил реку. Он прилетел из Украины. Так пусть и плывет туда же...». То есть, мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы.

«В данном проекте несколько составляющих: экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивные мулы будут потревожены, и они двинутся вниз по Днепру, то это может грозить потерей главной водной артерии страны, как источника питьевого водоснабжения, кроме того, нельзя будет использовать днепровскую воду для орошения земель и полива полей, - говорит глава Национальной Экологической Рады Украины Александр Чистяков. - В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня с Днепровского бассейна пьют воду 2/3 населения Украины. Если мы допустим радиоактивное загрязнение, тогда каждый из нас уже сегодня почувствует очень остро нехватку питьевой воды».

Что нужно делать

«На самом деле путей для выхода не так уж и много, - считают в Национальной Экологической Раде Украины, - но, действовать нам надо быстро, так как хотим мы этого или нет, белорусы все-таки приступят к расчистке Припяти, и тогда весь этот радиоактивный ил окажется у нас. Как нам быть? Что нужно сделать, чтобы, если не избежать в полной мере, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в Институты Национальной Академии Наук Украины, чтобы ученые просчитали возможные последствия, и нашли пути выхода из сложившейся ситуации».

И без фундаментальных исследовательских работ невооруженным глазом видно несколько выходов.

Первый: создать переливную дамбу на реке Припять на границе с Беларусью. То есть, поставить полутораметровую стену от дна. Но, она незначительно спасет от прохождения взбаламученной радиоактивной водной смеси.

Второй: если загрязненный ил все же пойдет из белорусской территории по Припяти, нужно воспользоваться опытом времен Чернобыльской катастрофы по созданию искусственных ловушек на дне Киевского водохранилища, рыть своеобразные котлованы, борозды, в которых и будет собираться этот загрязненный ил, в надежде, что его впоследствии затянут донные отложения. Это в какой-то степени поможет локализовать загрязнения, не дать ему возможность в полной мере распространиться по всей акватории Днепра. Это все необходимые, но малоэффективные и явно побочные шаги.

Третий выход самый действенный, но при этом и наиболее затратный - это вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (и возможно Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. В строительстве подобных каналов имеется богатый зарубежный опыт. Вся Голландия пересечена такими искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, убивая реку.

Существует и худший вариант – ничего не делать и дать возможность загрязнить Днепр на веки вечные. Почему-то, кажется, что именно его и выберут отечественные чиновники.

Это не паника. Просто здравый смысл отечественных экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать.

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивные мулы пойдут вниз по Днепру, то мы навсегда потеряем нашу главную водную артерию, как источник питьевой воды. Поля орошаемые радиоактивной водой будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция: зерновые, пастбища. Ветры будут переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в одну большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея превратить нашу страну в европейскую житницу, так как загрязненная пшеница, а так же «радиоактивное» подсолнечное масло никому в мире будет не нужно.

Чтобы противостоять такой мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень обсуждения, подключая к его решению мировое сообщество – требуют экологи.

Без сомнения, если забыть об угрозе превратить всю акваторию и прибрежную береговую территорию Днепра в единый «Чернобыль», то выгода от водного пути, соединяющего Черное и Балтийское моря, несомненно, велика, но, какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.

«Днепр экстренно нуждается в дноуглублении, но, не так, как это происходит сегодня ... Земснаряды попали в руки непорядочного бизнеса, и разрывают реку на части. Они добывают песок для коммерческих целей, а не занимаются дноуглублением и расчисткой там, где это нужно самой реке, – говорит Александр Чистяков. - Давно необходимо создать Государственную Программу по восстановлению Днепра, в том числе и его судоходной части. Только комплексная программа поможет избежать гибели Днепра. Нужно понимать, что говорить только о судоходстве, забывая, что река это единый водный организм – это утопия. Выкопать «судоходную» канаву посреди Днепра – деньги выброшенные на ветер, так как природа тут же затянет эти ямы. Нужен комплексный подход к оздоровлению всей реки, включающий в себя расчистку и дноуглубление и не только судоходной части, а всей акватории.

Надо оздоровить нашу главную водную артерию, создать необходимую транспортную инфраструктуру и только после этого с гордой и здоровой рекой думать о вступлении в международные проекты. Днепром нужно заниматься немедленно!

Пресс-служба Национальной Экологической Рады Украины.

Днепр Польша Беларусь Украина проектЕ40 экология
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
332 просмотра в октябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Управління з питань надзвичайних ситуацій та цивільного захисту населення виконавчого комітету Кременчуцької міської ради повідомляє, що 23 жовтня 2019 року з 09.45 до 10.45 буде проводитися планова комплексна перевірка технічного стану діючої системи централізованого оповіщення. Перевірка засобів оповіщення супроводжуватиметься вмиканням електричних сирен. Почувши звук сирени, зберігайте спокій! Вашому життю та здоров’ю нічого не буде загрожувати! Продовж...
Общество
Сьогодні, 22 жовтня, о 17:30 відбудеться відкриття безкоштовного розмовного клубу польської мови у приміщенні Центральної міської бібліотеки, що по вулиці Європейській 66/13 б.  До участі запрошуються усі охочі вивчити чи вдосконалити польську мову. З гостями спілкуватиметься Патрік - волонтер ЄВС з Польщі, який вам допоможе у вивченні та вдосконаленні польської. Проект запускають за підтримки "Простір ідей - Європейський клуб". Зв'язатися з організаторами...
Общество
За повідомленням обласного центру гідрометеорології, вночі та в першій половині 23 жовтня в Полтавській області очікується туман видимістю 100-500 м. Перший рівень небезпеки - жовтий. У зв'язку з цим патрульні поліцейські звертаються до водіїв та пішоходів і просять не наражати себе на небезпеку.  Дотримуйтесь безпечної дистанції, не перевищуйте швидкість руху автівок. Під час керування автотранспортом будьте гранично уважними та обережними, поважайте інши...
Происшествия
Виявляється, у справі падіння гелікоптера не все достовірно. Хоч міністри заявляють про гибель Тараса Кутового, офіційно його загибель не підтверджена. Про це повідомляє Прокуратура Полтавської області на офіційному сайті. З метою з’ясування усіх обставин падіння гелікоптера правоохоронці Полтавщини розпочали кримінальне провадження. За версією слідства, 21 жовтня 2019 року близько 16 години на в’їзді в село Тарасенкове Оржицького району Полтавської област...
Общество
Прийнято Закон про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення окремих положень кримінального процесуального законодавства На сайті Верховної Ради повідомляється, про підписання закону Президентом. У пояснювальній записці йдеться: З часу свого ухвалення у 2012 році Кримінальний процесуальний кодекс України піддавався численним змінам та доповненням, які подекуди не мали прогресивного характеру. Наприклад, у 2017 році до Кримінальн...
Общество
16-річного Данила Кудінова привезли до опікового центру в місті Кременчук на лікування. Хлопець отримав опіки третини тіла в побуті. У медичній довідці вказано, що хлопець обпікся парою в бані. У хлопця опіки рук, ніг та живота. До хірургічного відділення Данила госпіталізували 13 жовтня у середньотяжкому стані, а перевели пацієнта до опікового центру 16 жовтня. Він сам родом з с. Ковалівка, що в Полтавському районі, вчиться в гімназії №14, займається віл...
Общество
Учора, 21 жовтня, на засіданні робочої групи з реалізації обласної програми "Бюджет участі Полтавської області на 2017-2020 роки" підбивали підсумки та визначали переможців. Так, із 205 поданих профінансують 71 проект, серед яких й проекти громад Кременчуцького району, а саме № 82, 105, 106, 140, 144, 189, по ОТГ: Новознам'янська - 1 проект, Омельницька - 1, Піщанська - 2 та район - 2. Нагадаємо, що на реалізацію Бюджету участі Полтавської області у 2019 р...
Криминал
Кременчуцька прокуратура направила до суду обвинувальний акт стосовно мешканки Горішніх Плавнів, що працювала завідуючою аптечним пунктом. З матеріалів справи відомо, що жінка, перебуваючи на посаді фармацевта та завідувача аптеки за сумісництвом, одержану від продажу ліків готівку проводила як безготівкові розрахунки й привласнювала. Нестача в касі аптеки скала більше 114 тисяч гривень. Було проведено досудове розслідування та передано матеріали на розгл...
Общество
Департамент соціального захисту населення Полтавської обласної державної адміністрації розповідає, як можна отримати засоби реабілітації та пересування особам з інвалідністю. Забезпечення технічними та іншими засобами реабілітації здійснюється безкоштовно відповідно до медичних показань. До технічних та інших засобів реабілітації належать: протезно-ортопедичні вироби, зокрема ортопедичне взуття; спеціальні засоби для самообслуговування та догляду; засоби д...