В Испании умер Николай Мельник

Вчера вечером мне позвонил товарищ: «28 июля умер Коля Мельник».

Уроженец поселка Ставище Киевской области Николай Николаевич Мельник, 1953 г.р., приехал в наш город в 1975 году поступать в известное во всем Советском Союзе Кременчугское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА). До этого он работал на Ставищенском узле связи, инструктором по спорту ДСО «Колос», бетонщиком треста «Запорожгражданстрой» в Запорожье, а в 1972-1974 годах проходил срочную службу в Советской Армии.

После окончания лётного училища Николай работал в различных авиаотрядах, затем пилотом-инструктором КЛУГА. Сколько я его помню, он все время учился. Современной молодежи этого не понять.

Он продолжал обучение в Кременчугском филиале Харьковского политехнического института и в Академии гражданской авиации в Ленинграде. В 1984 году окончил школу лётчиков-испытателей и в октябре м-це перешёл на испытательную работу в Феодосийский филиал ОКБ имени Н.И.Камова. Участвовал в испытаниях вертолётов Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-31, работал над их модификациями.

До катастрофы оставалось полтора года нормальной жизни.

Из хроники ликвидации последствий аварии ЧАЭС:

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, сопровождавшаяся выбросом большого количества радиоактивных веществ в окружающую среду. Когда потребовалось провести мониторинг состояния разрушенного реактора 4-го энергоблока АЭС, засыпанного к тому времени специальным веществом, был разработан многоярусный измеритель, который представлял собой стальную трубу длиной 18 метров и диаметром 100 мм с помещенными внутрь датчиками. Это устройство, как и операция по его установке, получило название «Игла». Вертолет Ка-27Е должен был зависнуть над кратером реактора, а затем труба, подобно гигантской игле, должна стремительно полететь вниз и вонзиться в чрево реактора. При этом она должна была уйти вглубь на 10 метров, а оставшаяся часть торчать над поверхностью. Трос от трубы следовало сбросить у 3-го блока, там его должны были подобрать и подключить к измерительной аппаратуре. Для проведения операции был задействован прибывший из феодосийского филиала ОКБ «Камов» вертолёт Ка-27Е (борт № 910).

Из-за высокого уровня радиоактивного излучения задание было очень опасным. После нескольких тренировок операцию осуществили 19 июня 1986 года. Машину пилотировал лётчик-испытатель Николай Мельник, в экипаж также входили штурман-испытатель В.М. Ткаченко, ведущий инженер Ю.Н. Кувыков, бортоператор О.А. Азаров. Как вспоминал руководитель оепрации П.М. Надзенюк, события развивались следующим образом:

«Мы вылетели в район АЭС тремя вертолетами. Машина, которую вел лётчик Мельник Н.Н., несла фал с «Иглой». В нашу задачу входила корректировка положения его вертолёта во время заключительной фазы операции. До реактора мы вели вертолеты со скоростью 50 км/ч. В 8 часов 40 минут расположились в расчётной зоне. Мельник выполнил зависание над выбранной во время тренировок первой точкой и тут же начал снижение. Однако «Игла» не вошла, так как не смогла пробить корку, застывшую над реактором. Вторая попытка тоже была безуспешной. Счастливым оказался третий заход: на наших глазах «Игла» вошла на две трети своей длины. Затем было отключено устройство, которым фал крепился к вертолету, и 200-метровый кабель упал на землю».

Экипаж Николая Мельника на «Ка-27» установил в районе 4-го энергоблока ещё ряд датчиков, в том числе и в жерло вентиляционной трубы. Всего Николаем Мельником было выполнено в Чернобыле 46 полётов общей продолжительностью 52 часа. Лётчиком была получена доза облучения 160 бэр, или 1,6 зиверта. Много это или мало? Судите сами:

При получении дозы 100 бэр (1 зв) начинает развиваться лучевая болезнь легкой степени. При получении дозы 450 бэр (4,5 зв) сразу погибает 50% облученных.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 октября 1987 года за мужество, героизм и самоотверженность, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции, командиру вертолёта Николаю Николаевичу Мельнику присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1990 году Николай Мельник был отмечен премией Международной вертолётной ассоциации «Слава совершенству» (Salute to Excellence) в номинации «Премия имени Игоря Сикорского за гуманитарные услуги».

После уничтожения СССР, в 1995 году, Николай Мельник был приглашён на работу в качестве проводника вертолётов в Испанию, закупившую несколько машин «Ка-32», и переехал в город Аликанте, расположенный на берегу Средиземного моря. Связь между нами прервалась.

Автор
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать