• Головна
  • Законы Владислава Смирнова – физика, педагога и гражданина
10:46, 27 серпня 2013 р.

Законы Владислава Смирнова – физика, педагога и гражданина

Вышло в свет рекомендованное Министерством образования и науки для использования в высших учебных заведениях (Письмо № 1/11-3497 от 18.02.13) инновационное учебное пособие «Гражданская защита: Университетский курс».

Авторы – полтавские ученые: кандидат физико-математических наук Владислав Анатольевич Смирнов и кандидат технических наук Сергей Антонович Дикань. Сегодня они трудятся в Полтавском национальном техническом университете имени Юрия Кондратюка.

Да будет вам известно, meine lieben Jungen und Mädchen, что детские и юношеские годы украинского педагога и физика Владислава Смирнова прошли в Кременчуге. И хотя Владик закончил 6-ю школу в Полтаве (семья переехала туда в 1968 году), но выпускники 1969 года Кременчугской СШ №20 и поныне считают его гордостью 10«Б» класса. Кстати, то был замечательный выпуск! Класс «А» дал миру кандидата физико-математических наук Александра Сукачева (единственного золотого медалиста выпуска) и доктора технических наук Владимира Кузьменко. Класс «Б» кандидата физико-математических наук Владислава Смирнова, редактора газеты «Інформаційний бюлетень» Тамару Просяник, заведующую библиотекой Кременчугского медицинского колледжа Ларису Гаврилову. Вы можете представить выпускницу нынешней украинской общеобразовательной школы, свободно ориентирующуюся в море из 64 527 книг и 3090 журналов, составляющих фонд библиотеки колледжа?..

Владислав Смирнов закончил физический факультет Харьковского государственного университета (1974 г.) и физико-технический факультет Харьковского политехнического института (1987 г.) Он – ярчайший представитель образованной молодежи 60-70-х годов ХХ столетия, молодых людей с математическим складом ума, соединивших две, на первый взгляд, разные области человеческого интеллекта: «физику» и «лирику». Английский поэт Китс ненавидел великого Ньютона за то, что тот объяснил радугу и разорвал поэтические связи между этим природным явлением и божественными силами. Научное объяснение, по его мнению, обеднило поэзию. Философы, литераторы и просто мечтатели с естественнонаучным мировоззрением, к которым я отношу Владислава Смирнова, сумели показать нам, что у физики и высокого искусства один корень – природа красоты.

Академик Лев Ландау говорил, что физик, не воспринимающий поэзии и искусства, это плохой физик. Владислав Смирнов доказал на деле, что он отличный физик и Мастер, прекрасно знающий природу вещей, о которых он пишет в своих работах.

Владислав Анатольевич – практический педагог, разработчик и участник крупномасштабных педагогических проектов. Основатель и разработчик нового направления в педагогике новейшего времени –  информационной педагогики. Опыт преподавательской работы более 25 лет (физика, биофизика, физика твердого тела, высшая математика, экология, безопасность жизнедеятельности, гражданская защита, история педагогики, эдукология*).

Владислав Смирнов – исследователь влияния высокого давления на вещество, разработчик аппаратов высокого и сверхвысокого давления. Он выявил стимулированный высоким давлением эффект фазового перехода полуторного рода в стеклоподобных полупроводниках. Автор 5-и изобретений и патентов.

За годы научной деятельности ученый написал монографию «Информационная педагогика» (Новосибирск, 2010), учебные пособия «Безопасность жизнедеятельности» (Киев, 2012, гриф МОН), «Безопасность непроизводственной деятельности» (Киев, 2011), «Авария на АЭС: осмысление, расследование, прогнозирование последствий» (2011), а также

свыше 20 учебных печатных изданий, изюминками которых являются «Физика-7, Первые уроки» (в 3-х частях) и «Физика-7, Задачник».

 А еще Владислав Смирнов является автором и разработчиком инвестиционного проекта «Региональный Центр по исследованию Природно-Техногенных Опасностей и Охраны Труда» (РЦ ПТОиОТ), разработчиком Перформативного учебного текста, разработчиком развернутых (обучающих) тестов нового вида.

Он – популяризатор науки, автор монографического исследования «Пионер теоретической космонавтики Юрий Кондратюк – Per aspera ad astra» (Полтава, 2007) – лучшей книги года по краеведению. Автор цикла статей «Научная популяризация на уроках физики в основной школе» («Физика в школах Украины», 2011).

Статья ученого «К вопросу о законах педагогики» (Материалы международной заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы педагогики», 25.05.2011) начинается с эпиграфа: «Законы подобны паутине: мелкие насекомые в ней запутываются, большие – никогда». Френсис Бекон.

В этой статье автор приводит слова канцлера британского университета, члена палаты лордов: «Образование – это передача души народа от одного поколения к другому».Но существуют ли законы, регламентирующие эту «передачу души»?

В нашем обществе по-прежнему существует убеждение: что записано в дипломе – это и есть самое главное. Сегодня так считают только идеалисты.

Образование – это мощный фундамент, который можно использовать только при условии, если ты научился учиться, если понял, что тебе придется работать в совсем других условиях, самому искать способ зарабатывать деньги, применяя на практике полученные знания.

Сегодня важнейшим профессиональным качеством молодого человека должна быть способность самостоятельно решать самые неожиданные задачи, используя возможности работы с информацией.

Суровые реалии наших дней требуют новой объединяющей идеи (государство, «люба нація» и религия в постиндустриальном обществе уже не котируются). Владислав Смирнов и его единомышленники считают, что источником новой объединяющей идеи в современном обществе может быть информационная педагогика. Мобилизационные принципы строительства общества канули в Лету. Для постиндустриального общества они не подходят. Стратегию общественного прогресса на инновационных принципах смогут разработать только высококвалифицированные и разносторонне образованные граждане. Построение новейшей педагогики с учетом законов, сформулированных Владиславом Смирновым, позволит нашему обществу выйти на принципиально новый уровень развития, на котором, по выражению писателя-фантаста Герберта Уэллса, «наше образование будет нашим правительством».

 

           «Гражданская защита: Университетский курс»

 

Актуальное для современного человека обращение Владислава Смирнова к проблемам гражданской защиты вытекает из иерархии человеческих ценностей, в которой группа ценностей физической безопасности занимает первое место. Ценность человека, его жизнь и здоровье является важнейшей и доминирующей потребностью. Именно это провозглашает Конституция Украины, в статье 3 которой указано, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Это означает, что человек является ценностью не только сам для себя, но и для всего общества. Все другие ценности должны быть подчинены ценности человека. Не существует никакой ценности в обществе, ради которой можно было бы пожертвовать человеком.

Проблема защиты жизни и здоровья широких слоев населения по-настоящему начала осознаваться в ΧΧ веке. А в 1960-х годах во время так называемой «холодной войны» в ведущих странах мира были созданы военизированные системы гражданской обороны. В конце прошлого века политическая и социально-экономическая обстановка в мире существенно изменилась. Это привело к трансформации взглядов на роль гражданской обороны и порядок ее осуществления. Гражданская оборона потеряла свое стратегическое значение и сугубо военно-оборонную сущность. Сегодня защита населения приобретает все большую социальную направленность, когда на первый план выходит не целевая установка на достижение военного стратегического успеха, а защита человека и его среды обитания в целях устойчивого развития общества.

К сожалению, у многих наших граждан на бытовом уровне еще встречаются устаревшие представления о гражданской защите исключительно как о защите от средств массового поражения, прежде всего от ядерного оружия. Но жизнь человечества за последние десятилетия коренным образом изменилось. Мировым сообществом приняты решения о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия. Это хотя полностью и не исключает, но существенно снижает возможность применения оружия массового поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах. К тому же в концепциях ведения современных войн все большая роль отводится высокоточному оружию и оружию, которая функционирует на новых физических принципах, а также использованию политических, экономических и информационных средств воздействия на противника.

Одновременно с уменьшением военной угрозы все более насущной встает проблема сохранности населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для эффективного противодействия этим угрозам человеку нужны новые, глубокие, фундаментальные знания о природе возникновения опасностей, закономерностей их развития во времени и пространстве, способов предупреждения и смягчения последствий их проявления. Как показывает жизненный опыт, значительно проще (и дешевле) предотвратить возникновение чрезвычайной ситуации, чем преодолевать ее последствия.

События последних десятилетий показывают, что развитие человеческой цивилизации по агрессивной парадигме общества потребления не только улучшает качество жизни и благосостояние людей, но и порождает все новые и новые опасности.Этот парадокс именуется явлением «риск-симметрия». Оно заключается в том, что каждое новое техническое решение, каждое изобретение непременно влечет за собой новые опасности для его пользователей, особенно если это нововведение реализуется в области высоких технологий. Противодействие этим опасностям является ключевой в проблеме безопасного существования и развития человечества. Поэтому на современном историческом этапе целевой установкой гражданской защиты становится сохранение жизни и здоровья человека в мире, который стремительно меняется и обновляется.

Сейчас есть основания полагать, что масштабы влияния стихийных бедствий, аварий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании социальных структур. Техногенная экспансия человека привела к тому, что ресурсы выживания человечества почти исчерпаны, а естественная биотическая регуляция окружающей среды существенно нарушена. Порог системной адаптации, которая позволяет обществу сглаживать отклонения от допустимых параметров жизни** и сохранять при этом свое качественное содержание, уже преодолен. Гражданская защита сегодня превращается в повседневную проблему каждого ответственного специалиста – менеджера, инженера, экономиста, которые должны быть обучены основам прогнозирования вероятных опасностей, применению мер и средств защиты, направленных на ограничение зон действия и интенсивностей воздействия негативных факторов.

Отражением общей тенденции развития современной эпохи является пополнение лексикона безопасности понятием «Человеческая безопасность» (human security). Это означает, что в современном обществе безопасность каждого отдельного индивидуума уже не выводится автоматически из безопасности государства или территории (региона). Человеческая безопасность приобретает приоритетное значение, требуя широкого контекста, применения как естественного, так и гуманитарного знания. В своем широком смысле Человеческая безопасность сводится к предоставлению каждому члену общества возможности полнее использовать свой потенциал (культурный, социальный, экономический). Поэтому безопасность в целом выступает как устойчивое состояние защищенности от внешних и внутренних угроз не только жизненно важных интересов общества и государства, но и каждой личности. И именно личность с ее правами и свободами, собственностью и здоровьем должна быть признана главным объектом безопасности.

Вместе с тем, безопасность личности не может быть надежно обеспечена, если не достигнута безопасность общества с его материальными и духовными ценностями, а также отсутствует безопасность государства с его суверенитетом, территориальной целостностью и конституционными завоеваниями. Все это учтено в предлагаемом Владиславом Смирновым университетском курсе гражданской защиты. Здесь рассмотрены современные тенденции в сфере безопасности, представлены сведения об истории возникновения и становления гражданской обороны как предшественницы гражданской защиты, а также о нынешней государственной системе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Учтены изменения в законодательстве и принципы реорганизации системы гражданской защиты периода конца 2012 – начала 2013 годов, в частности 


Видное место отведено современной европейской практике предотвращения аварий и стихийных бедствий – методам оценивания, предупреждения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Впервые в учебной литературе рассмотрены вопросы освещения в дипломных работах (проектах) раздела по безопасности в чрезвычайных ситуациях.
введение в действие Кодекса гражданской защиты Украины, создание 

Владислав Смирнов и лидер Народной партии  Владимир Литвин

Владислав Смирнов и лидер Народной партии Владимир Литвин

Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и т.п..

Очевидно, что это учебное пособие будет способствовать будущим специалистам и магистрам в успешном овладении университетского курса гражданской защиты, осознании безопасности не как доктрины, а как практики современной жизни. Герберт Уэллс афористично отметил, что «история 

человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». А просвещенный читатель не останется беззащитным перед опасностями!

*Эдукология одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования.

**Закон жизни формулируется профессором Юрием Куражковским (1923 2007) так: «Жизнь может существовать только благодаря движению через живое тело потоков вещества, энергии и информации».

На фото: Владислав Смирнов и лидер Народной партии Владимир Литвин

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...