Неизвестный Кременчуг. История иудейской общины. Статья первая

Вам известно, что некогда население Кременчуга почти на 50% состояло из евреев. Эта страничка истории нашего города подробно изучена нашим земляком – краеведом и музыкантом Борисом Бабилуа. Сегодня мы начинаем публиковать серию его статей о еврейском сообществе Кременчуга.

Иудейская община сформировалась в Кременчуге более 200 лет назад. В городе жили и творили замечательные светочи еврейского народа, среди которых следует упомянуть:

раби Лейба из Дубровны; его сына-Ицхака Айзика и его жену Сару — дочь великого раби Нахмана из Браслава, покоящегося в Умани; последователей и учеников раби Нахмана:

раби Хайкеля — кантора, провидца и чудотворца; раби Шмуэля — сына раби Абы;

главного раввина города — раби Аарона Заславского, который был зятем раби Нахмана из Браслава и внуком основателя движения ХАБАД раби Шнеура Залмана из Ляд («Алтер Ребе», могила которого находится в городе Гадяч Полтавской области) и его жену Хаю — дочь раби Нахмана из Браслава; раби Буню Шпивиковского; раби Хаима — сына раби Нахмана из Чигирина и других праведников.

Еврейская община города развивалась и процветала настолько успешно, что город Кременчуг называли «Украинским Иерусалимом» и «Хасидским раем». В городе находилось множество синагог, ешив, хедеров (школ изучения Торы) и других еврейских заведений и организаций, впоследствии закрытых советской властью, после революции 1917 года. Наряду с другими общинами, в Кременчуге существовали большие общины Любавических, Браславских, Слободских и Чернобыльских хасидов, а после нескольких переездов в городе обосновалась известная ешива «Кнэсэт бэйт Ицхак» из местечка Каменец, во главе которой стоял раби Борух Бэр Лейбович, который начал исполнять обязанности городского раввина вслед за своим тестем — раби Авраамом Ицхаком Циммерманом (светлой памяти).

Раби Борух Бэр продолжал быть городским раввином вплоть до времени, когда вынужден был скрываться, в связи с усиленным преследованием со стороны НКВД.

В 1844 году приверженцами Хабада в городе была основана Любавическая ешива. Филиалы её, будучи уже на нелегальном положении, в советское время продолжали функционировать подпольно. Благодаря деятельности посланника любавического ребе, раввина Иосифа Тумаркина, движение Хабад стало в Кременчуге весьма влиятельным.

В начале двадцатого столетия обязанности городского раввина в Кременчуге исполнял кандидат права Абрам Аронович Файденберг.

Во время погромов гражданской войны, раввин общины браславских хасидов реб Авроом Штернгарц с семьёй был вынужден бежать в Кременчуг из Чигирина. Браславские хасиды Кременчуга тут же сделали Реб Авроома лидером общины. В Кременчуге, как уже подчёркивалось, было много любавических хасидов. Один из них как-то обратился к Реб Авроому с вопросом, не мог бы тот дать небольшой урок по Торе. Надо заметить, что Реб Авроом был потрясяющим знатоком еврейской философии, и знал многие места из Писаний наизусть. Причём он не просто знал еврейские книги и книги основателей хасидизма — Баал Шем Това и Маггида, а буквально жил ими, поэтому не случайно его называли Лебедикер Ликутей Моаран «Живым воплощением хасидского духа». Реб Авроом согласился давать уроки, и в синагоге собралась большая хабадская аудитория. Во время урока по книге «Тания», реб Авроом приводил также соответствующие теме места из других источников и Ликутей алахот (свод законов еврейской жизни). Хабадников так воодушевил этот урок, что после его окончания, один из них подошёл к Реб Авроому и попросил давать такие уроки регулярно, добавив, что их надобно давать во всех хабадских общинах. Его впечатлили практические выводы и применение хасидского учения в уроке реб Авроома.

Однажды на один из таких уроков попал какой-то приезжий старый хабадник, который не жил в Кременчуге. Не привыкший к такому подходу, где «Баал аТания» чередовался с «Ликутей Моаран» и «Ликутей алахот», который давал браславский хасид, он резко выразил крайнее недовольство, заявив что, мол, нечего слушать такие уроки, которые ещё и не хабадники дают! После чего, выходя из синагоги, он, споткнувшись, упал с лестницы и сильно ушибся. Его состояние стало ухудшаться, и, поняв, что это произошло из за его слов, он попросил срочно принести его к реб Авроому, где извинился, сказав, что не подозревал, что тот праведник. После этого он выздоровел, и с тех пор хабадники без проблем ходили на занятия к реб Авроому.

В городе Кременчуге было три синагоги: «синагога Шнейдера», где молился известный регент Берл Ротман, «Синагога Хура» и «Поэль Цедек», где располагалась ешива (религиозное учебное заведение). В центре ее была большая печь, и она стала местом, которое часто студенты-ешиботники выбирали для сна.

Многие еврейские молитвенные дома были частными (дома Циперштейнов, Гольдштейнов, Вергуновских), либо принадлежали различным артелям (папиросников, шорников, извозчиков, бакалейщиков).

В Кременчуге некоторые из «балабатем» (хозяев) кормили учеников ешивы у себя дома, в то время как другие жертвовали деньги — 20 копеек — так что мальчики могли сами покупать себе еду. Не то, чтобы последние не хотели кормить учащихся у себя, просто они не имели места для этого.

Одним из домов, в котором по вторникам кормили студентов ешивы, был дом любавического хасида раввина Рапловица. По субботам семья городского промышленного магната Гурари часто принимала и кормила евреев.

Центральная ешива в Кременчуге была хабадской. О руководителе ешивы в истории почти ничего не сохранилось. Воспоминания евреев — кременчужан свидетельствуют, что он был высок и симпатичен, но, увы, мы не знаем даже его имени. В кременчугской ешиве не преподавали хасидут (хасидское учение), уровень изучения ниглех (талмудических произведений) был очень высок. По аналогии с просвещенной Литвой ешиву в Кременчуге можно было назвать «Иерусалимом Украины».

Большинство ребят праздновало бармицву (достижение 13-летнего возраста, когда мальчик считается совершеннолетним полноценным членом общины) со своими семьями, на торжественную церемонию они отпускались домой.

Здание Главной Хоральной синагоги, по улице Квартальной, было разрушено при освобождении Советской Армией Кременчуга в 1943 году. Осталась неповрежденной единственная одноэтажная синагога, располагавшаяся рядом с Главной Хоральной. Тайно евреи продолжали приходить на молитву. На синагогальном дворе стоял дом раввина, где жил он с семьей. Во время оккупации города немецкими войсками семья ребе пряталась в подвалах синагоги. Там их нашли нацисты и расстреляли на месте. После войны были обнаружены их останки.

В послевоенные годы в здании бывшей синагоги размещалась суконная фабрика, позже бухгалтерская школа и туристский клуб. В 1994 году уникальное историческое и архитектурное здание совершенно сгорело при пожаре, восстановлению не подлежало, и было снесено. (одна из кременчугских синагог стояла на месте нынешнего стадиона Кременчугской школы №20 - примечание редактора).

Раввин общины браславских хасидов Авроом Штернгарц

avraam_shtaingarts (1)

Продолжение следует.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
383 просмотра в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов