Продолжаем наш рассказ о древлеправославных жителях Кременчуга. Материал предоставлен кременчугскими исследователями Борисом Бабилуа и Еленой Коваленко.

В XVIII веке т.н. Новороссийский край обживают древлеправославные из западной Украины и Белоруссии. Правительство, в лице Екатерины II, гарантировало им возможность свободного и беспрепятственного отправления служб. В Кременчуге древлеправославные христиане селились на окраинной улице, на трех кварталах, в стороне от нынешней Первомайской. Одной из первых сооружений на этой улице появляется моленная (по другим сведениям - часовня), распологавшаяся на берегу безымянного озера, а улица получает название Старообрядческая. Трудно представить теперь, но тогда на месте школы № 11, стадиона «ДОРМАШ» и соседних домов было озеро. Название озера осталось неизвестно. В 1845 году Кременчугское "общество раскольников" насильно присоединили к господствующей синодальной церкви. В это время в городе проживало около 2,5 тыс. древлеправославных, и многих из них насильственно обращали в единоверие.

На месте старой моленной (часовни) строится трехглавая деревянная Покровская церковь, которая была освящена 5 октября 1845 года, уже как единоверческая. Из церковных реликвий выделялись два дораскольных Евангелия в серебряных окладах 1639 и 1643 годов издания, а также старинная икона Богоматери в серебряном окладе (60х50 см), которую фельдмаршал Миних в 1731 году «взялъ в Крыму въ турецкой области» и подарил царице Анне Иоанновне. Из царского дома икона попала в Петропавловский Собор, а каким образом оказалась в Кременчуге – неизвестно. Неизвестна и дальнейшая судьба этих реликвий. Благодаря церкви, улица получает новое название – Покровская.

Город разрастался, жители ближайших усадеб свозили на берега безымянного озера мусор, превращая его в зловонное болото и рассадник комаров. Озеро отделяло улицу Покровскую от центра. Люди побогаче, древлеправославный народ, старались тут не селиться. После установления Советской власти болото осушают. Улицу Покровскую продлевают до пересечения с ул. Екатерининской (теперь Ленина) и на месте озера строят стадион «Первого мая».

На фото: в правом верхнем углу видна часть бывшей старообрядческой моленной (к тому времени уже переделанной) и часть фасада Покровской церкви.

1479833_690240480999763_1741429629_n

"Еще более значительным было число старообрядческих реэмигрантов в Новороссии, где они селились главным образом вокруг Елизаветграда (тогда крепости св. Елизаветы), в Кременчуге, Одессе, Николаеве, Херсоне и других новых городах. За 1764-1770 гг. в районе Елизаветграда поселилось 3721 старообрядческая семья, из них большинство - приблизительно две трети - пришли из Польши, остальные из Бессарабии [199]. К концу 1770 гг. в районе Елизаветграда и Кременчуга проживало уже 12 670 раскольников, и число их быстро увеличивалось переселенцами из Белоруссии, России и Северной Украины.

Указ от 16 октября 1762 г. предоставлял старообрядцам из Польши особые привилегии, и переселенцам из Великороссии и других стран даже запрещалось селиться в Елизаветграде, чтобы не составлять конкуренции новым раскольничьим подданным России [200]. Многие из расскольников были недавними беглецами из России, как, например Иван Малюгин и Егор Лоскутов, которые попали в Польшу всего лишь за несколько лет до переселения в Новороссию, но переселенческий закон охранял их от судебных преследований.

Число купцов среди новых старообрядческих поселенцев Новороссии было так велико, что в 1773 году из 3098 купцов - 1318, то есть 50,2%, были раскольники [201]. Они захватили в свои руки почти все главные отрасли торговли, откупа, казенные строительные подряды, торговали вином, строили сахарные, текстильные и кирпичные фабрики [202]. Такие видные купцы из раскольников, как Красноглазов, Сушалин, Масленников, входили в число богатейших предпринимателей Новороссии. Иностранцы отмечали их трудолюбие, трезвость, строгость жизни и хозяйственные успехи [203]."

С.А.Зеньковский "Русское старообрядчество", том II , глава I "География и социальный состав раскола", стр. 404.

199 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. P. 242; Cкальковский А.А. Т.1.С.74

200 ПСЗ т.XVI.№11683.с.69-70.

201 Скальковский А.А. Указ. соч. т. 1. табл. между стр. 274-275 (прилож.№4).

202 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. p.265.

203 Guldenstadt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasishen Geburge. SPb? 1791. Theil 2. S.142.173.188.

Часть первая

Часть вторая

05366.com.ua

Кременчуг был одним из центров расселения древлеправославных христиан. Часть третья

Продолжаем наш рассказ о древлеправославных жителях Кременчуга. Материал предоставлен кременчугскими исследователями Борисом Бабилуа и Еленой Коваленко.

В XVIII веке т.н. Новороссийский край обживают древлеправославные из западной Украины и Белоруссии. Правительство, в лице Екатерины II, гарантировало им возможность свободного и беспрепятственного отправления служб. В Кременчуге древлеправославные христиане селились на окраинной улице, на трех кварталах, в стороне от нынешней Первомайской. Одной из первых сооружений на этой улице появляется моленная (по другим сведениям - часовня), распологавшаяся на берегу безымянного озера, а улица получает название Старообрядческая. Трудно представить теперь, но тогда на месте школы № 11, стадиона «ДОРМАШ» и соседних домов было озеро. Название озера осталось неизвестно. В 1845 году Кременчугское "общество раскольников" насильно присоединили к господствующей синодальной церкви. В это время в городе проживало около 2,5 тыс. древлеправославных, и многих из них насильственно обращали в единоверие.

На месте старой моленной (часовни) строится трехглавая деревянная Покровская церковь, которая была освящена 5 октября 1845 года, уже как единоверческая. Из церковных реликвий выделялись два дораскольных Евангелия в серебряных окладах 1639 и 1643 годов издания, а также старинная икона Богоматери в серебряном окладе (60х50 см), которую фельдмаршал Миних в 1731 году «взялъ в Крыму въ турецкой области» и подарил царице Анне Иоанновне. Из царского дома икона попала в Петропавловский Собор, а каким образом оказалась в Кременчуге – неизвестно. Неизвестна и дальнейшая судьба этих реликвий. Благодаря церкви, улица получает новое название – Покровская.

Город разрастался, жители ближайших усадеб свозили на берега безымянного озера мусор, превращая его в зловонное болото и рассадник комаров. Озеро отделяло улицу Покровскую от центра. Люди побогаче, древлеправославный народ, старались тут не селиться. После установления Советской власти болото осушают. Улицу Покровскую продлевают до пересечения с ул. Екатерининской (теперь Ленина) и на месте озера строят стадион «Первого мая».

На фото: в правом верхнем углу видна часть бывшей старообрядческой моленной (к тому времени уже переделанной) и часть фасада Покровской церкви.

"Еще более значительным было число старообрядческих реэмигрантов в Новороссии, где они селились главным образом вокруг Елизаветграда (тогда крепости св. Елизаветы), в Кременчуге, Одессе, Николаеве, Херсоне и других новых городах. За 1764-1770 гг. в районе Елизаветграда поселилось 3721 старообрядческая семья, из них большинство - приблизительно две трети - пришли из Польши, остальные из Бессарабии [199]. К концу 1770 гг. в районе Елизаветграда и Кременчуга проживало уже 12 670 раскольников, и число их быстро увеличивалось переселенцами из Белоруссии, России и Северной Украины.

Указ от 16 октября 1762 г. предоставлял старообрядцам из Польши особые привилегии, и переселенцам из Великороссии и других стран даже запрещалось селиться в Елизаветграде, чтобы не составлять конкуренции новым раскольничьим подданным России [200]. Многие из расскольников были недавними беглецами из России, как, например Иван Малюгин и Егор Лоскутов, которые попали в Польшу всего лишь за несколько лет до переселения в Новороссию, но переселенческий закон охранял их от судебных преследований.

Число купцов среди новых старообрядческих поселенцев Новороссии было так велико, что в 1773 году из 3098 купцов - 1318, то есть 50,2%, были раскольники [201]. Они захватили в свои руки почти все главные отрасли торговли, откупа, казенные строительные подряды, торговали вином, строили сахарные, текстильные и кирпичные фабрики [202]. Такие видные купцы из раскольников, как Красноглазов, Сушалин, Масленников, входили в число богатейших предпринимателей Новороссии. Иностранцы отмечали их трудолюбие, трезвость, строгость жизни и хозяйственные успехи [203]."

С.А.Зеньковский "Русское старообрядчество", том II , глава I "География и социальный состав раскола", стр. 404.

199 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. P. 242; Cкальковский А.А. Т.1.С.74

200 ПСЗ т.XVI.№11683.с.69-70.

201 Скальковский А.А. Указ. соч. т. 1. табл. между стр. 274-275 (прилож.№4).

202 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. p.265.

203 Guldenstadt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasishen Geburge. SPb? 1791. Theil 2. S.142.173.188.

Часть первая

Часть вторая

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать