• Головна
  • Кременчуг был одним из центров расселения древлеправославных христиан. Часть третья
15:16, 17 грудня 2013 р.

Кременчуг был одним из центров расселения древлеправославных христиан. Часть третья

Продолжаем наш рассказ о древлеправославных жителях Кременчуга. Материал предоставлен кременчугскими исследователями Борисом Бабилуа и Еленой Коваленко.

В XVIII веке т.н. Новороссийский край обживают древлеправославные из западной Украины и Белоруссии. Правительство, в лице Екатерины II, гарантировало им возможность свободного и беспрепятственного отправления служб. В Кременчуге древлеправославные христиане селились на окраинной улице, на трех кварталах, в стороне от нынешней Первомайской. Одной из первых сооружений на этой улице появляется моленная (по другим сведениям - часовня), распологавшаяся на берегу безымянного озера, а улица получает название Старообрядческая. Трудно представить теперь, но тогда на месте школы № 11, стадиона «ДОРМАШ» и соседних домов было озеро. Название озера осталось неизвестно. В 1845 году Кременчугское "общество раскольников" насильно присоединили к господствующей синодальной церкви. В это время в городе проживало около 2,5 тыс. древлеправославных, и многих из них насильственно обращали в единоверие.

На месте старой моленной (часовни) строится трехглавая деревянная Покровская церковь, которая была освящена 5 октября 1845 года, уже как единоверческая. Из церковных реликвий выделялись два дораскольных Евангелия в серебряных окладах 1639 и 1643 годов издания, а также старинная икона Богоматери в серебряном окладе (60х50 см), которую фельдмаршал Миних в 1731 году «взялъ в Крыму въ турецкой области» и подарил царице Анне Иоанновне. Из царского дома икона попала в Петропавловский Собор, а каким образом оказалась в Кременчуге – неизвестно. Неизвестна и дальнейшая судьба этих реликвий. Благодаря церкви, улица получает новое название – Покровская.

Город разрастался, жители ближайших усадеб свозили на берега безымянного озера мусор, превращая его в зловонное болото и рассадник комаров. Озеро отделяло улицу Покровскую от центра. Люди побогаче, древлеправославный народ, старались тут не селиться. После установления Советской власти болото осушают. Улицу Покровскую продлевают до пересечения с ул. Екатерининской (теперь Ленина) и на месте озера строят стадион «Первого мая».

На фото: в правом верхнем углу видна часть бывшей старообрядческой моленной (к тому времени уже переделанной) и часть фасада Покровской церкви.

Кременчуг был одним из центров расселения древлеправославных христиан. Часть третья, фото-1

"Еще более значительным было число старообрядческих реэмигрантов в Новороссии, где они селились главным образом вокруг Елизаветграда (тогда крепости св. Елизаветы), в Кременчуге, Одессе, Николаеве, Херсоне и других новых городах. За 1764-1770 гг. в районе Елизаветграда поселилось 3721 старообрядческая семья, из них большинство - приблизительно две трети - пришли из Польши, остальные из Бессарабии [199]. К концу 1770 гг. в районе Елизаветграда и Кременчуга проживало уже 12 670 раскольников, и число их быстро увеличивалось переселенцами из Белоруссии, России и Северной Украины.

Указ от 16 октября 1762 г. предоставлял старообрядцам из Польши особые привилегии, и переселенцам из Великороссии и других стран даже запрещалось селиться в Елизаветграде, чтобы не составлять конкуренции новым раскольничьим подданным России [200]. Многие из расскольников были недавними беглецами из России, как, например Иван Малюгин и Егор Лоскутов, которые попали в Польшу всего лишь за несколько лет до переселения в Новороссию, но переселенческий закон охранял их от судебных преследований.

Число купцов среди новых старообрядческих поселенцев Новороссии было так велико, что в 1773 году из 3098 купцов - 1318, то есть 50,2%, были раскольники [201]. Они захватили в свои руки почти все главные отрасли торговли, откупа, казенные строительные подряды, торговали вином, строили сахарные, текстильные и кирпичные фабрики [202]. Такие видные купцы из раскольников, как Красноглазов, Сушалин, Масленников, входили в число богатейших предпринимателей Новороссии. Иностранцы отмечали их трудолюбие, трезвость, строгость жизни и хозяйственные успехи [203]."

С.А.Зеньковский "Русское старообрядчество", том II , глава I "География и социальный состав раскола", стр. 404.

199 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. P. 242; Cкальковский А.А. Т.1.С.74

200 ПСЗ т.XVI.№11683.с.69-70.

201 Скальковский А.А. Указ. соч. т. 1. табл. между стр. 274-275 (прилож.№4).

202 Polonska-Vasylenko N.D. The Settlement of the Southern Ukraine (1770 - 1775). N.Y. 1955. p.265.

203 Guldenstadt J.A. Reisen durch Russland und im Caucasishen Geburge. SPb? 1791. Theil 2. S.142.173.188.

Часть первая

Часть вторая

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...