• Головна
  • О затоплении Александрии, монастыре на Пивихе и подвиге двух стариц, спасших Кременчуг (ФОТО)
10:25, 7 січня 2014 р.

О затоплении Александрии, монастыре на Пивихе и подвиге двух стариц, спасших Кременчуг (ФОТО)

Уважаемые читатели, мы продолжаем рассказ об истории нашего родного края. Исследователь-краевед Борис Бабилуа в своей очередной статье цикла "Неизвестный Кременчуг" познакомит вас с историей наших соседей - Светловодска, Александрии, а также всеми любимого утёса Пивиха, возвышающегося над водами Кременчугского моря.

Новогеоргиевск (1615 – 1795 и 1806 – 1821 – Крылов, 1795 – 1806 – Александрия) – бывший город в Кировоградской области Украины, на реке Тясмин. В XIII – ХIV вв. здесь был один из "татарских перелазов" в Россию. В 1615 г. здесь основано укрепленное местечко Крылов, при гетмане Дорошенко, вынесшее ряд нападений, при гетмане Самойловиче разрушенное в 1674 году. В конце XVII столетия по другую сторону р. Тясмин образовалась Крылова слобода из польских выходцев и старообрядцев. В 1741 г. слобода назначена сотенным городом Миргородского полка, получив название Крылова шанца. С появлением сербов здесь был штаб Пандурского полка.

В 1784 году городок стал посадом Екатеринославского наместничества, а в 1795 – получил статус уездного города Вознесенского наместничества и новое название – Александрия. В 1821 году город был отчислен к составу орденского кирасирского полка. С 7 августа 1941 года по 2 декабря 1943 года Александрия находилась в немецко-фашистской оккупации, а в 1961 году после сооружения Кременчугской ГЭС - затоплена. Население города было эвакуировано в основном в построенный в связи со строительством Кременчугской ГЭС город Хрущёв (ныне Светловодск). На правом берегу Днепра находятся остатки города, ныне – село Нагорное.

Во второй половине XVII века на правой стороне реки Тясмин возникла слобода русских старообрядцев.

Усиление гонения на старообрядцев в 1681 году вызвало их массовое бегство на окраины Руси, в разные глухие места. Там приверженцы старой веры образовывали поселения, укрепляя их рвами и вооружаясь чем попало.

Староверы отличались стойкостью убеждений и крепким характером. В основе этих общин лежали принципы, основанные на более 170 заветах казака-старообрядца, атамана Игната Некрасова.

Третья часть средств, полученных от рыболовства, скотоводства и охоты шла на школу, содержание престарелых и больных, на церковь, скиты, монастыри и вооружение.

На горе Пивихе был Пивогорский монастырь (филиал Киевского Николо-Пустынского монастыря) и старообрядческие скиты (фрагменты фундамента древнего монастыря сохранились до наших дней). Этот монастырь со скитами отличался тем, что шел на союз с казаками, которые помогали отстаивать его права, и был особо почитаем.

Во время оккупации Кременчуга немцами в городе часто появлялись две старушки в монашеском облачении. В те времена показаться в таком виде перед фашистами было равносильно самоубийству. Да и у советских солдат подобное монашеское одеяние вызывало подозрение. Кременчужане смотрели на удивительных стариц во все глаза.

Старушки молились, часто крестясь, и расходились в разные стороны. Затем они снова сходились в одном и том же месте. Так повторялось неоднократно. Одна шла по часовой стрелке, другая – против, они обходили, таким образом, весь город.

По рассказам очевидцев, старицы с иконами и молитвами обходили Кременчуг, замыкая город в кольцо, прося у Бога небесного заступничества и защиты

Всем известны герои, отстоявшие Кременчуг – солдаты, офицеры, генералы, ополченцы, но, кажется, мало кто знает, как велик вклад в победу подвижников веры, столпов православия. Конечно, их противостояние было не столь очевидным, как, например, подвиг воинов-панфиловцев. Но кто знает, может быть, воли военного командования и самопожертвования бойцов на передовой было бы недостаточно, чтобы отстоять Кременчуг, если бы не молитвы и духовный героизм праведников – верных служителей Господних.

Две монахини-подвижницы, что заключили, по мнению многих очевидцев, Кременчуг в замок, были блаженные старицы из Новогеоргиевского старообрядческого скита – Ольга и Илария. Обе родились неподалеку от Кременчуга. Ольга (Ольга Васильевна Морозова) – в 1871 году рядом селом Песчаное, а Илария (Ирина Иосифовна Расторгуева) – в 1876 вблизи села Рублевка.

Обе были насельницами старообрядческих скитов в Новогеоргиевске. По рассказам очевидцев отличались прозорливостью, лечили больных, утешали страждущих.

Во время Великой Отечественной войны тайно подвизались на горе Пивихе, в дальних скитах. По рассказам старожила М. А. Дединой старицы в Кременчуг ходили пешком, здесь у них были духовные чада. Они часто тайком кормили нуждающихся и голодных, принося им еду.

По сведениям, матушка Илария почила 7 апреля 1970 г., а схимонахиня Ольга отошла к Господу в 1973 году. Место их захоронения остается неизвестным. По предположениям, блаженные старицы, истовые молитвенницы за Кременчуг, похоронены на одном из кладбищ Светловодска (бывшего Новогеоргиевска).

На фото: город-призрак Новогеоргиевск

1533585_702145433142601_894348523_n1492964_702145429809268_2083306703_n1533422_702145426475935_1396661838_n1533460_702145436475934_530385671_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...