8 апреля - Международный День цыган. В гостях у кременчугских ромов

Сегодня рубрика "Неизвестный Кременчуг" познакомит вас с кременчугскими цыганами. Интересный рассказ об этой народности традиционно подготовил наш исследователь-краевед Борис Бабилуа.

8 апреля – отмечался Всемирный День цыган.

Район «Лашки», в Кременчуге, традиционно считают цыганским. Почему? Как давно стали селиться здесь цыгане? 5 октября 1956 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», запрещал кочевой образ жизни и приравнивал его к тунеядству. По законам СССР за «кочевание и паразитический образ жизни» цыган лишали свободы на срок до 5 лет. Вот тогда, как считают, и стали селиться ромы в нашем городе.

Однако, не все так просто: цыгане жили в этих краях, как говорится, «с покон веку». Что знаем мы об этой, весьма пестрой и колоритной этнической группе, играющей заметую составляющую в в многообразной палитре национальностей, населяющих наш край? Считается, что цыганская народность сложилась после того, как предки цыган покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что причиной их исхода из Индии послужили нашествия мусульман.

Первоначально осев в Передней Азии, цыгане надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В 13-15 вв.они разошлись сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Австралии (к 19 в.). В Западной Европе, в начале 15 в., цыгане были встречены доброжелательно. Позднее отношение к ним изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы государства или убивали. Лишь в конце 18 в., в отдельных странах Европы, к ним стали относиться терпимее.

Возникло деление на оседлых, полуоседлых и кочевых цыган. Кочующий табор - это группа, продвигающаяся по определённой, традиционно установленной территории и возглавляемая выборным вождём - вайдой. Он является официальным представителем табора перед административными организациями той страны, где кочует группа цыган, он же вершит суд по внутренним конфликтам.

Положение женщины в таборе особенное: она подчиняется отцу, потом мужу, на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые цыгане исповедуют религию и исполняют обряды тех народов, среди которых они живут, и легко меняют своё вероисповедание при переселении. Кочевые цыгане придерживаются традиционных суеверий и обрядов, оккультно-мистических верований.

Первые упоминания о появлении цыган на территории Украины датируются XV веком (в охранной грамоте, выданной великим литовским князем Александром цыганскому вождю Василию), а их первые поселения были в районе Ужгорода, в Бессарабии и в Крыму. Упоминаются цыгане и в «Саноцких летописях» за 1428 и 1436, а также в «Львовских циркулярах» — за 1428 и 1455 годы.

На территорию Украины цыгане, как считается, пришли из Валахии и Молдовы, и к XVI веку они кочевали уже по всей Украине. Название «цигани» появилось в украинском языке в конце XVI века, его подлинная этимология не установлена. Самоназвание большинства европейских групп — ромá, ро́ми. Слово цыган считается оскорбительным, хотя нередко используется и самими цыганами.

По данным переписи населения 2001 года, в Полтавской области проживало 4067 цыган. На Украине, по последним данным, проживает 15 этнических групп цыган, среди которых: сэрвы, кэлдэрары, ловари, крымские цыгане (исповедующие ислам), синти, венгерские цыгане, словацкие цыгане, русские ромы, Кишинёвцы, Урсары, люля и другие. Цыгане живут во многих странах Европы, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. Численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 до 10-12 млн. человек.

Лашки - небольшой микрорайон на восточной окраине левобережного Кременчуга - был облюбован цыганскими семьями в конце 60-х годов. Название «Лашки» может происходить от украинского «ляхи» (уменьш. - «ляшки»). У хутора «Лашки» есть еще одно название с незапамятных времен - "Цыганский". Кременчугские цыгане говорят: «В Индии есть река Ганг, ее еще Гана называют, вот цыгане там раньше у реки и жили. А потом и пошло, люди из Ганы – ганы. Но не ганами стали называть, а добавили букву «ц» и получилось – цыгане».

Мы были удивлены, насколько хорошо кременчугские цыгане осведомлены о других этнографических группах цыган. На Лашках нам рассказали об отличиях языка, быта, занятий, «законов» и понятий. Молдавские цыгане, например, знают, что в языке русских цыган много слов, заимствованных из русского языка, он отличается от диалекта молдавских цыган произношением отдельных звуков и слов. Цыган лаеци в России больше и расселены они практически по всей стране: «В любом районе можно встретить русских рома, пусть немного, но две-три семьи есть, даже на Крайнем Севере».

В отличие от русских и молдавских цыган, цыгане-крымы исповедуют мистические формы ислама, поэтому их быт заметно отличается от быта цыган русских и молдавских. Молдавские цыгане отмечают, что у русских цыган меньше сохранились старые традиции, они больше ассимилированы. Например, женщины уже давно отказались от традиционного костюма, ходят в платьях, а иногда даже в брюках. Крымские цыгане, наоборот, строго придерживаются старых «законов». Очень интересно было услышать о крымских цыганах. Кырымитика рома получили свое название от места проживания - Крыма, куда они переселились с Балкан. Считается, что в прошлом крымские цыгане были христианами, но, скорее всего уже на Балканах, приняли ислам. Инокультурное окружение сказалось на культуре крымских цыган, они свободно владеют крымско-татарским языком, множество заимствованных татарских слов отмечено в их языке.

Традиционными занятиями цыган этой группы стало кузнечное и ювелирное дело. Были среди них также музыканты, извозчики, торговцы лошадьми. Наряду с гаданием женщины занимались торговлей косметикой. В составе Российской империи крымские цыгане оказались со времени присоединения Крыма.

Когда появился в Кременчуге первый цыганский табор - неизвестно. Скорее всего, это были представители, которые и в настоящее время составляют основную часть цыганского населения Украины. Полтавская земля была местом кочевания и других групп цыган. Так, у крымских цыган в паспорте и других официальных документах, чаще можно встретить запись «татарин», а не «цыган», так же поступают и молдавские цыгане, записываясь молдаванами. В Кременчуге традиционными местами компактного проживания цыганского населения остаются окраинные районы. Именно в таких условиях можно сохранить уклад цыганского быта. Цыгане проживают на Молодежном, в Крюкове и на Занасыпи.

Во время нашего пребывания на Лашках мы познакомились практически со всеми его жителями-цыганами. Чаще всего, как обычно, мы обращались к старожилам. Настоящим открытием стал Грофо Гайда, один из самых старых цыган. Родился он в 1928 году в Молдавии, откуда табор перекочевал в Россию. Сегодня многие рассказы уважаемого Грофо о кочевой жизни, семейные предания можно назвать цыганской историей. Дед Грофо – один из немногих жителей Лашков, которые помнят кочевание на цыганских бричках. Он прекрасный знаток цыганского фольклора. Именно от него нам удалось услыхать рассказы о том, как появились на земле разные народы, почему идет снег и дождь, как появились пятна на луне и многое другое.

Дед Грофо говорит: «Солнце – это черная дыра наизнанку». Рассказывая древнее предание о появлении пятен на луне, старик вывел нас на улицу. Был уже глубокий вечер, и на небе красовалась полная луна. «Видишь, на луне пятна? Вот там и есть пастух со своими овцами. Грофо не обманывает». В семье Гайды живо предание о далеких предках, которым давным давно было открыто, что их потомки будут жить на Полтавской земле.

Ромалы, в День цыган примите поздравления,

Пусть ваши песни бойкие звучат по всей земле!

Пусть в деле вам любом сопутствует везение,

И остаются все тревоги где-то в стороне!

Тавен бахтале, ромалэ!

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов