Если вы сегодня спросите у христиан-новообрядцев, как старец Серафим Саровский относился к старой вере, то скорее всего они вам расскажут историю из его жития про маленькую лодочку, в которой пытаются плыть по морю житейскому «немирные» староверы, и про большой корабль, в котором плывут «умиротворенные» новообрядцы, а также про то, как батюшка Серафим истово обличал двоеперстное знаменье и призывал всех креститься троеперстием.

Факты, не так давно всплывшие и ставшие достоянием общественности, перевернули наше представление о преподобном Серафиме буквально на сто восемьдесят градусов. Оказывается, синодальные миссионеры, державшие в свое время под контролем информационное пространство и использовавшие его для внушения народу «правильных» воззрений, до неузнаваемости исказили облик великого Старца – придав ему черты, необходимые для усугубления раскола и оправдания никоновой реформы. Большое влияние на этот «процесс» (помимо всех бывших до него) вполне целенаправленно оказал митрополит Серафим Чичагов, который «обогатил» житие саровского Старца доселе неизвестными и ни чем не подтвержденными апокрифами. В своей книге «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» историк В.А. Степашкин приводит многочисленные факты из архивных документов (с фотографиями), которые во многом расходятся с тем, о чем пишет митрополит Серафим и другие.

Расхождения начинаются прямо с даты рождения преподобного старца Серафима. В синодальных житиях написано, что он родился в 1759 году, однако в «Списке монахов Саровской пустыни»  за 1786 год впервые встречается имя Серафим с обозначением полных лет – 32. Несложный арифметический расчет показывает, что преподобный Серафим родился в 1754 году. Это подтверждается и в более поздних Ведомостях монашествующих 1796, 1797, 1798 и 1799 годов, где соответственно датам обозначен и возраст: 42, 43, 44 и 45 лет. Следовательно, все события, происходившие с преподобным Серафимом, происходили с человеком, который был на пять лет старше. Например, пострижение Прохора в монашество состоялось 13 августа 1786 года, то есть тогда, когда ему было 32 года, а не 27, как пишут в житиях, и это вполне логично, ибо Устав запрещает постригать в монахи до 30 лет и т.д.

Не получила подтверждение в архивах Саранска, Нижнего Новгорода и Арзамаса и история с нападением крестьян на саровских монахов, в частности на преподобного Серафима. Персональное дело (существовавшее на момент канонизации старца в 1903 году), которое могло бы подтвердить этот факт, до настоящего времени также не обнаружено. Высока вероятность и того, что Прохор не падал с колокольни, так как она просто отсутствовала. Даже такой любитель поиска новых данных, как Иоасаф (о котором мы скажем ниже), не посмел упоминать слово «колокольня» ни в одном из своих изданий. Первое упоминание о колокольне появилось только в 1863 году и не может служить авторитетным источником.

История с камнем также находится под большим вопросом, так как данный факт описывается в биографии подвижника, изданной иеромонахом Сергием в 1841г. (без указания автора, предисловие книги подписано только инициалами И.С.). Однако в архиве монастыря находится черновик письма игумена Нифонта, в котором факт «моления на камнях» подвергается сомнению: «По прочтении мною жизнеописания покойнаго иеромонаха Серафима, составленнаго неизвестным лицом, объяснить имею честь, что те обстоятельства из жизни сего, кои могли быть видимы, я не отвергаю, а о невидимых бывших ему духовных видениях и о том, как он, якобы, тысячу дней и нощей на камнях молился, неизвестен».

Историк В. Степашкин склоняется к версии, что камень все-таки существовал, но, зная синодальные методы борьбы с «расколом», вполне закономерно возникает сомнение в правдивости истории с камнем. Еще более сомнителен тот факт, что преподобный Серафим молился на камне стоя на коленях, как молятся латиняне (древняя Православная Церковь отвергала данный обычай, так как «поклоньшся на колена» (Мф. 26; 29) и насмехаясь над Спасителем, творили поругание римские воины в момент Страстей Господних). Весьма высока вероятность, что эта легенда появилась с определенной целью: чтобы оправдать латинский обычай молиться «поклоньшася на колена» – нововведение, которое реформаторы активно внедряли в Церковь. Как один из вариантов, в понимании периода столпничества, можно привести слова игумена Исайи II в письме к Авелю (Ванюкову) в декабре 1848г.: «… [старец Серафим] стоял неподвижно по 17 часов, и в таком положении подвизался более трех лет неизменно, с 1804 по 1808 год; а когда от напряжения ноги его отекли, сделались в ранах, то он такое правило уменьшил. Вот впоследствии и повторял Старец в своей беседе: «Было время, Серафим стоял в своем правиле более тысячи дней, как камень, неподвижно. Эти слова и теперь у некоторых на памяти».

Подводя некий итог, необходимо рассказать еще об одном известном событии, произошедшем в Дальней пустыньке. Там существовал пчельник, который привлекал к себе медведей. В «Сказании» иеромонаха Иоасафа (Ивана Тихоновича Толстошеева), получившего от монашествующих Саровской пустыни прозвище «чуждопосетитель», присутствует «Разсказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой», повествующий о кормлении старцем и ею медведя. Так ли это было в действительности?

В. Степашкин: «Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустыньке. Во-вторых, в рукописном отделе РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849г. (разсказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровскаго)»: «… сей разсказ вымышлен и. Иоасафом, как объявила сама Плещеева пред смертию. Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ея раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырскаго духовника, священника Василия Садовскаго и при сих объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя, в случае посещения обители членами Царской Фамилии, разсказать, якобы-де видела, как батюшка о. Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала… Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась…». Вот как охарактеризовал Иоасафа игумен Исаия II в 1849г., сразу после выхода в свет первого издания его «Сказания»: «Новаго творения Ивана Тихонова (Толстошеева) о чудесах Серафима я не видал еще, да и не нахожу нужным видеть его, потому что жизнь праведнаго старца мне известна более, нежели Тихонову Ивану. Дивиться надобно, как публика слепо верит новому Магомету. Описываемыя чудеса по произволу Ивана мало заслуживают имоверности, или точнее сказать совсем не согласны с истиною, которая нам известна»…

Мы видим, что на одних иконах старец Серафим изображается с древлеправославной дораскольной лестовкой, а на других - уже с чётками, на одних - с двоеперстием, на других - со щепотью. Подмена, как говорится, налицо.

Здесь приведены лишь некоторые факты подтасовок и фальсификаций, применяемых господствующей синодальной церковью, упоминаемые в книге историка В. Степашкина, которые носят чисто внешний характер. Но то, что было озвучено на XVI-х Рождественских Чтениях, то, что прозвучало из уст авторитетных историков - исследователей, богословов - в корне изменило наше представление о Великих Древлеправославных Саровских Старцах.

О церковной реформе Никона в народе сложилось довольно устойчивое мнение, которое не соответствует реальному положению вещей. Отход церковного сознания от «реальности», касательно никоновой реформы, произошел вследствие умышленного сокрытия реформаторами и их последователями правды об истинных причинах церковных преобразований XVII века. К сожалению, эта правда целенаправленно скрывается и сегодня, поэтому в церковных лавках и книжных магазинах вы не найдете объективной информации о расколе, несмотря на всевозрастающий интерес к данному вопросу.

Лестовка - от слова лествица (лестница - слав.). Как путь духовного восхождения. Молясь по лестовке, человек словно духовно восходит по пути христианской добродетели.

Преподобный Серафим Саровский

10570346_808198582537285_5244707801617765666_n

Древлеправославные иноки

10256422_808198855870591_1601494967962621796_n

Молитвенная лестовка Преподобного Серафима

10460413_808198929203917_595444141745936994_n

05366.com.ua

Преподобный Серафим Саровский - старообрядец?

Если вы сегодня спросите у христиан-новообрядцев, как старец Серафим Саровский относился к старой вере, то скорее всего они вам расскажут историю из его жития про маленькую лодочку, в которой пытаются плыть по морю житейскому «немирные» староверы, и про большой корабль, в котором плывут «умиротворенные» новообрядцы, а также про то, как батюшка Серафим истово обличал двоеперстное знаменье и призывал всех креститься троеперстием.

Факты, не так давно всплывшие и ставшие достоянием общественности, перевернули наше представление о преподобном Серафиме буквально на сто восемьдесят градусов. Оказывается, синодальные миссионеры, державшие в свое время под контролем информационное пространство и использовавшие его для внушения народу «правильных» воззрений, до неузнаваемости исказили облик великого Старца – придав ему черты, необходимые для усугубления раскола и оправдания никоновой реформы. Большое влияние на этот «процесс» (помимо всех бывших до него) вполне целенаправленно оказал митрополит Серафим Чичагов, который «обогатил» житие саровского Старца доселе неизвестными и ни чем не подтвержденными апокрифами. В своей книге «Преподобный Серафим Саровский: предания и факты» историк В.А. Степашкин приводит многочисленные факты из архивных документов (с фотографиями), которые во многом расходятся с тем, о чем пишет митрополит Серафим и другие.

Расхождения начинаются прямо с даты рождения преподобного старца Серафима. В синодальных житиях написано, что он родился в 1759 году, однако в «Списке монахов Саровской пустыни»  за 1786 год впервые встречается имя Серафим с обозначением полных лет – 32. Несложный арифметический расчет показывает, что преподобный Серафим родился в 1754 году. Это подтверждается и в более поздних Ведомостях монашествующих 1796, 1797, 1798 и 1799 годов, где соответственно датам обозначен и возраст: 42, 43, 44 и 45 лет. Следовательно, все события, происходившие с преподобным Серафимом, происходили с человеком, который был на пять лет старше. Например, пострижение Прохора в монашество состоялось 13 августа 1786 года, то есть тогда, когда ему было 32 года, а не 27, как пишут в житиях, и это вполне логично, ибо Устав запрещает постригать в монахи до 30 лет и т.д.

Не получила подтверждение в архивах Саранска, Нижнего Новгорода и Арзамаса и история с нападением крестьян на саровских монахов, в частности на преподобного Серафима. Персональное дело (существовавшее на момент канонизации старца в 1903 году), которое могло бы подтвердить этот факт, до настоящего времени также не обнаружено. Высока вероятность и того, что Прохор не падал с колокольни, так как она просто отсутствовала. Даже такой любитель поиска новых данных, как Иоасаф (о котором мы скажем ниже), не посмел упоминать слово «колокольня» ни в одном из своих изданий. Первое упоминание о колокольне появилось только в 1863 году и не может служить авторитетным источником.

История с камнем также находится под большим вопросом, так как данный факт описывается в биографии подвижника, изданной иеромонахом Сергием в 1841г. (без указания автора, предисловие книги подписано только инициалами И.С.). Однако в архиве монастыря находится черновик письма игумена Нифонта, в котором факт «моления на камнях» подвергается сомнению: «По прочтении мною жизнеописания покойнаго иеромонаха Серафима, составленнаго неизвестным лицом, объяснить имею честь, что те обстоятельства из жизни сего, кои могли быть видимы, я не отвергаю, а о невидимых бывших ему духовных видениях и о том, как он, якобы, тысячу дней и нощей на камнях молился, неизвестен».

Историк В. Степашкин склоняется к версии, что камень все-таки существовал, но, зная синодальные методы борьбы с «расколом», вполне закономерно возникает сомнение в правдивости истории с камнем. Еще более сомнителен тот факт, что преподобный Серафим молился на камне стоя на коленях, как молятся латиняне (древняя Православная Церковь отвергала данный обычай, так как «поклоньшся на колена» (Мф. 26; 29) и насмехаясь над Спасителем, творили поругание римские воины в момент Страстей Господних). Весьма высока вероятность, что эта легенда появилась с определенной целью: чтобы оправдать латинский обычай молиться «поклоньшася на колена» – нововведение, которое реформаторы активно внедряли в Церковь. Как один из вариантов, в понимании периода столпничества, можно привести слова игумена Исайи II в письме к Авелю (Ванюкову) в декабре 1848г.: «… [старец Серафим] стоял неподвижно по 17 часов, и в таком положении подвизался более трех лет неизменно, с 1804 по 1808 год; а когда от напряжения ноги его отекли, сделались в ранах, то он такое правило уменьшил. Вот впоследствии и повторял Старец в своей беседе: «Было время, Серафим стоял в своем правиле более тысячи дней, как камень, неподвижно. Эти слова и теперь у некоторых на памяти».

Подводя некий итог, необходимо рассказать еще об одном известном событии, произошедшем в Дальней пустыньке. Там существовал пчельник, который привлекал к себе медведей. В «Сказании» иеромонаха Иоасафа (Ивана Тихоновича Толстошеева), получившего от монашествующих Саровской пустыни прозвище «чуждопосетитель», присутствует «Разсказ старицы Дивеевской обители Матроны Плещеевой», повествующий о кормлении старцем и ею медведя. Так ли это было в действительности?

В. Степашкин: «Во-первых, Матрона была слишком юной, когда отец Серафим жил на Дальней пустыньке. Во-вторых, в рукописном отделе РГБ, в фонде митрополита Филарета, обнаружено дело под названием «Выписка из книги о жизни и подвигах Серафима Саровскаго 1849г. (разсказ монахини, как она выдумала чудо Серафима Саровскаго)»: «… сей разсказ вымышлен и. Иоасафом, как объявила сама Плещеева пред смертию. Долго страдая от водяной болезни, она привела себе на память забытый ею грех и в сознании, что Господь не посылает ей смерть, ожидая ея раскаяния во лжи, призывает к себе начальницу Екатерину Васильевну Ладыженскую и монастырскаго духовника, священника Василия Садовскаго и при сих объявляет, что она научена Иоасафом и согласилась принять на себя, в случае посещения обители членами Царской Фамилии, разсказать, якобы-де видела, как батюшка о. Серафим кормил медведя и как сама она кормила, чего вовсе не видала… Сделав это признание, Матрона вскоре скончалась…». Вот как охарактеризовал Иоасафа игумен Исаия II в 1849г., сразу после выхода в свет первого издания его «Сказания»: «Новаго творения Ивана Тихонова (Толстошеева) о чудесах Серафима я не видал еще, да и не нахожу нужным видеть его, потому что жизнь праведнаго старца мне известна более, нежели Тихонову Ивану. Дивиться надобно, как публика слепо верит новому Магомету. Описываемыя чудеса по произволу Ивана мало заслуживают имоверности, или точнее сказать совсем не согласны с истиною, которая нам известна»…

Мы видим, что на одних иконах старец Серафим изображается с древлеправославной дораскольной лестовкой, а на других - уже с чётками, на одних - с двоеперстием, на других - со щепотью. Подмена, как говорится, налицо.

Здесь приведены лишь некоторые факты подтасовок и фальсификаций, применяемых господствующей синодальной церковью, упоминаемые в книге историка В. Степашкина, которые носят чисто внешний характер. Но то, что было озвучено на XVI-х Рождественских Чтениях, то, что прозвучало из уст авторитетных историков - исследователей, богословов - в корне изменило наше представление о Великих Древлеправославных Саровских Старцах.

О церковной реформе Никона в народе сложилось довольно устойчивое мнение, которое не соответствует реальному положению вещей. Отход церковного сознания от «реальности», касательно никоновой реформы, произошел вследствие умышленного сокрытия реформаторами и их последователями правды об истинных причинах церковных преобразований XVII века. К сожалению, эта правда целенаправленно скрывается и сегодня, поэтому в церковных лавках и книжных магазинах вы не найдете объективной информации о расколе, несмотря на всевозрастающий интерес к данному вопросу.

Лестовка - от слова лествица (лестница - слав.). Как путь духовного восхождения. Молясь по лестовке, человек словно духовно восходит по пути христианской добродетели.

Преподобный Серафим Саровский

10570346_808198582537285_5244707801617765666_n

Древлеправославные иноки

10256422_808198855870591_1601494967962621796_n

Молитвенная лестовка Преподобного Серафима

10460413_808198929203917_595444141745936994_n

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать