Сегодня тысячи паломников и туристов устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, люди забывают о своих отеческих православных святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного ниспадения во грех. 

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой конфессионального единства, но разделено на несколько направлений. Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники. Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и, соответственно, афинскому архиепископу, и поминают как предстоятеля церкви вселенского (Константинопольского) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.

Вторая половина греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, сейчас не представляют собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросами канонического характера, или откровенными конфликтами. Зачастую разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается, увы, обратный процесс.

Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года).
Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления - Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, придерживающиеся старого богослужебного чина (по Уставу Саввы Освященного), а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800.
В мае 1935 года официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский).
В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники, фактически, заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше напоминают греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные места для стояния с подлокотниками, по периметру церкви), а удобные кресла, или скамьи, как в католических костелах, или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Вселенский патриарх неоднократно служил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную власть Ватикана, или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евро конституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непосредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлений в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.
Конечно, на распространение греха влияют и так называемые "общеевропейские ценности", оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия - в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, а зачастую и просто выброшено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.

Широко в среде греческого духовенства распространено табакокурение. Этот факт известен и никем не скрываем. На улице, или в кафе, можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается. Употребляют монахи и вино.

Как выразился один греческий общественный и политический деятель:
«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию, Грузию и Россию».

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон.
Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне - старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. 

В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается чин, богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих, особенно на гостей из иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равно честными как старый, так и новый календарные стили. Вот, к примеру, начался Рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением «ради единства церковного мира и любви». А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — Церковного Совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.
Древние традиции Афона во многом держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных аскетических афонских традиций иноческого уединения.
В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков-старостильников с помощью осады и полицейских облав. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. 
Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? 
Не только Есфигмен, но и некоторые монахи-отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями и обителями Афона. Есть и такие насельники, которые, уподобившись беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира, не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедный монолит, оазис правоверия. Но это далеко не так.
Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были перечислены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP- номера, скоростные лифты и многое другое.
Постепенная апостасия ( греч. Αποστασία — отступничество) греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное воздействие на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Если верить древним пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По слову Пресвятой Владычицы Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, ибо пришел горе конец. 

А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.

Сегодня подлинные монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное наше отечественное иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри наши больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. 

На Афоне есть старцы, подвизающиеся в иночестве 30–40 лет. Инок со стажем 7–10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось...»
Общаясь с пожилыми иноками, узнаешь, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходили корабли, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь в пустынном месте, и оттуда уже должен идти сам, искать себе пристанище. 
Сейчас Афон — это три туристических корабля, такси везде.
Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. В последние годы на острове происходят разительные перемены. 
Карула - это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. Еще в 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, интернете.
А сегодня на одной только Каруле - три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеет братия. А сейчас уже у всех всё есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то к себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, чётки, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. 
Конечно, ревнующим о праведной и благочестивой жизни приходится уходить с острова.
В Каруле живет один серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Молодым проще — снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Еще из-за таких вот последних ревнителей - подвижников, приверженцев подлинной афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они почиют, и на них все закончится. 
А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище и уединение.
Этот печальный сценарий уже был опробован в монастырях Метеоры. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. 
А сейчас мир, со всеми его пороками, вплотную подобрался и к Афону.

Святая гора Афон

1555428_821239344566542_4385462933148145653_n

Старостильный монастырь Эсфигмен на Афоне (рисунок Григоровича-Барского)

10625047_821239394566537_414210963327308348_n

Афонские монахи - приверженцы старого чина

10518841_821239644566512_5120886507973884730_n

10562990_821239724566504_4547445719211949075_n

Григорий Лютый

05366.com.ua

Афон: обратная сторона Святой горы

Сегодня тысячи паломников и туристов устремляются к географическим, историческим и духовным артефактам, находящимся в самых разных уголках Европы и Азии. Обольщаясь многочисленными рассказами, временами, граничащими с откровенными баснями, люди забывают о своих отеческих православных святынях. Одним из таких благочестивых мифов наших дней является особая роль горы Афон — своеобразной монашеской республики, благодаря которой держится «неповрежденное восточное православие», а мир сохраняется от окончательного ниспадения во грех. 

Нынешнее греческое «православие» уже давно не представляет собой конфессионального единства, но разделено на несколько направлений. Наибольшее влияние в современной Греции имеют так называемые новостильники и старостильники. Новостильники представляют собой единое религиозное объединение. Они подчиняются синоду Элладской Церкви и, соответственно, афинскому архиепископу, и поминают как предстоятеля церкви вселенского (Константинопольского) Патриарха. Новостильники находятся в евхаристическом общении с остальными поместными церквями и патриархатами, состоят в экуменическом Всемирном совете церквей.

Вторая половина греческого православия представлена старостильниками, которые, к сожалению, сейчас не представляют собой единого целого. Сегодня существует четыре основных синода старостильных церквей, которые не имеют между собой евхаристического общения. Разделение между старостильными церквями имеет под собой разные причины. Иногда это связано с некоторыми новшествами, вводимыми старостильными синодами, иногда с вопросами канонического характера, или откровенными конфликтами. Зачастую разделение в старостильных церквях связано с личными амбициями архиереев. Они имеют все возможности соединиться, но не прилагают к этому должного стремления. В последние годы все чаще наблюдается, увы, обратный процесс.

Появление старостильных церковных объединений в Греции связано с расколом Церкви Эллады, произошедшим вследствие неприятия частью духовенства и мирян введения в Греции нового Грегорианского календаря (10 марта 1924 года).
Инициаторами движения за сохранение богослужения по старому календарю (старому стилю) в 1925 году стали миряне, создавшие объединение «Ассоциация православных» (секретарь Совета Правления - Перикл Гетурис). Их поддержали монахи Афона, придерживающиеся старого богослужебного чина (по Уставу Саввы Освященного), а затем и ряд видных представителей духовенства. В 1926 году ассоциация была преобразована в «Греческое религиозное общество истинно-православных христиан». Количество приходов этого объединения достигало 800.
В мае 1935 года официальную Элладскую Православную Церковь покинули три епископа и образовали с четырьмя вновь рукоположенными иерархами Синод Истинно Православной Церкви Греции (Председатель Синода с 25 мая 1935 по 30 июня 1937 года — митрополит Герман Димитриадский).
В конце 30-х годов в старостильной Церкви произошёл раскол на две ветви. Позже в среде старостильников произошло еще несколько разделений. С 1970-х годов старостильные церкви ведут переговоры об объединении, но успехов в этом процессе пока не наблюдается.

Новостильники, обладая количественным преимуществом, будучи более равнодушными к вероисповедным частностям, постепенно поглощают слабые части старостильных деноминаций. Что касается количественного соотношения новостильников и старостильников, то, безусловно, количество посещающих новостильные храмы больше в несколько раз. Однако количество архиереев в новостильных и старостильных синодах приблизительно равное.

Интересно, что на церковную жизнь современной Греции практически не оказывают влияния греко-католики. Их сейчас там совсем немного. Причина этого в том, что новостильники, фактически, заняли место некогда распространенных униатов. Сегодня новостильные храмы все больше напоминают греко-католические. Так, во многих греческих церквях сегодня установлены не стасидии (специальные места для стояния с подлокотниками, по периметру церкви), а удобные кресла, или скамьи, как в католических костелах, или концертных залах. К тому же греческие архипастыри давно служат с католическими бискупами. Вселенский патриарх неоднократно служил с римским папой и никого это не удивляет. Поэтому никакого смысла в существовании униатов греко-католиков уже нет.

Современный принцип католического экуменизма имеет несколько иное основание, нежели униатские движения прошлого. Главное, что требуется, — признавать верховную власть Ватикана, или хотя бы находиться в составе организации, а название церкви, частности ее вероисповедания никакого значения не имеют.

Народно-церковное благочестие в Греции медленно, но верно нивелируется, растворяется в общеевропейской культуре. Отчасти это связано с большим количеством приезжих. В 80-х годах в Грецию приехало множество албанцев. Это делалось под видом помощи малоимущим жителям соседней страны. С появлением Евросоюза в Грецию едут представители Пакистана, африканских стран. Культурная идентичность греков стала теряться после вступления страны в НАТО, еще больший удар нанесло вступление Греции в Евросоюз. В перспективе — принятие евро конституции. По-видимому, старая греческая конституция, основанная во многом на канонах церковного права, будет отменена. Это может окончательно подорвать традиции народного благочестия. Сегодня, например, после рождения ребенка должно состояться его крещение. На основании документа о крещении выдается свидетельство о рождении. Та же ситуация с таинством брака. Церковный документ о венчании несут в муниципалитет. Там регистрируется факт брака.

Что касается непосредственно авторитета духовенства и церковных институтов в Греции, то в новостильной церкви он не высок. В последние годы в средствах массовой информации широко освящаются многочисленные случаи злоупотреблений и откровенных преступлений в церковной среде. Отдельные представители епископата были обвинены в наркоторговле, работорговле. Общество ужаснулось, когда узнало факты организации пунктов содержания и торговли рабами в монастырях, принадлежащих греческой новостильной церкви. Оттуда живой товар распродавался по всему Средиземноморью.
Конечно, на распространение греха влияют и так называемые "общеевропейские ценности", оправдывающие самые разные пороки. Священник с амвона может говорить о грехе одно, а преподаватель в школе — совершенно другое.

Если говорить о богослужебных книгах и основных священнодействиях, то здесь никаких различий нет. Существенные различия - в самом подходе к исполнению таинств, например, в подготовке к Евхаристии, к крещению, в исполнении таинства покаяния и епитимии. У новостильников многое упрощено, а зачастую и просто выброшено, существенные требования по подготовке к совершению Литургии не исполняются. Ну и, конечно, главное догматическое различие — это участие представителей других конфессий в службе. Католический епископ может спокойно придти в новостильный храм, отстоять в алтаре литургию, а затем причаститься с остальными священнослужителями.

Широко в среде греческого духовенства распространено табакокурение. Этот факт известен и никем не скрываем. На улице, или в кафе, можно встретить священника с сигаретой. Взыскание за это не предусмотрено и епитимия не накладывается. Употребляют монахи и вино.

Как выразился один греческий общественный и политический деятель:
«Современный Афон представляет собой страшный духовный локомотив, который тянет за собой вниз не только Грецию, но и сопредельные страны с исповеданием восточного православия: Сербию, Болгарию, Грузию и Россию».

По давней традиции у верующих этих стран было безграничное доверие к религиозному авторитету Афона. Когда возникали споры или недоумения, часто ждали, что скажет Афон.
Сегодня древний авторитет Афона играет роковую роль. Приезжают люди на Афон. Для внешнего зрителя все выглядит замечательно. На всем Афоне - старый стиль. Для религиозно неграмотного человека это главный критерий. 

В афонских монастырях очень длинные, в том числе ночные, службы, по 8-12 часов. Строго соблюдается чин, богослужебный и бытовой монастырский уставы. Это производит большое впечатление на приезжих, особенно на гостей из иных стран, где исковерканная и сокращенная служба давно стала привычным явлением.

Внешние впечатления ошибочны. Подавляющее большинство нынешних афонских монастырей признает равно честными как старый, так и новый календарные стили. Вот, к примеру, начался Рождественский пост. На Афоне он начинается по старому стилю — на две недели позже, чем в остальной Европе. Наступило Рожество Христово по новому стилю. Если афонский монах или иеромонах в этот период выезжает на материковую Грецию, то он спокойно, с разрешения своего игумена, идет в новостильный храм и служит там службы Рожества. Хотя на Афоне еще предстоят две недели поста. Заканчиваются новостильные празднества, монах возвращается на Афон, постится оставшееся время и отмечает старостильное Рожество: второй раз разговляется, второй раз празднует. Все это там называется церковной «икономией», снисхождением, прощением «ради единства церковного мира и любви». А на самом деле — это не икономия, а «параномия» — грубое нарушение церковных правил и традиций.

Все афонские монастыри, кроме обители Есфигмену, поминают в своих молитвах вселенского патриарха, который давно находится в молитвенном и евхаристическом общении с римским папой. По этой причине братия монастыря Есфигмену не имеет общения с остальными обителями Афона и не участвует в работе Кинота — Церковного Совета монастырей Афона, своеобразного правительства острова.
Древние традиции Афона во многом держатся исключительно за счет этого монастыря. Прочие же монастыри Афона, не меняя календарного стиля и внешнего в богослужении, готовы признать любую духовную власть. Отчасти это связано с финансовыми потоками, с некоторых пор хлынувшими на остров. Туристический бизнес тоже не заинтересован в сохранении подлинных аскетических афонских традиций иноческого уединения.
В последние годы официальные афонские власти делали несколько попыток изгнать из монастыря Есфигмену иноков-старостильников с помощью осады и полицейских облав. В 2006 году была создана подставная монашеская община. Она была зарегистрирована и торжественно признана афонским Кинотом как официальная община монастыря Есфигмену. Это необходимо было для того, чтобы принимать разного рода решения, в которых должны участвовать все обители острова. 
Нынешний настоятель монастыря уже много лет не принимает никакого участия в делах Афона. Да и какой диалог возможен с еретиками? 
Не только Есфигмен, но и некоторые монахи-отшельники острова, живущие в кельях, перестали поминать вселенского патриарха и прервали общение с официальными монастырями и обителями Афона. Есть и такие насельники, которые, уподобившись беспоповцам, полагают, что истинного священства уже нет, вся иерархия впала в ересь. Конечно, посетители острова из разных стран мира, не в курсе этой ситуации и для них обители Афона являют собой некий вероисповедный монолит, оазис правоверия. Но это далеко не так.
Сегодня монастыри Афона активно включились с освоение транснациональных финансовых средств. В последние годы не только Греция выделяла средства на восстановление Афона, но и Евросоюз, и даже Ватикан. Некоторые выделенные суммы исчезают бесследно. Например, для восстановления обители Есфигмену были перечислены крупные средства, которые монастырь не принял, а деньги, тем не менее, исчезли. Многие церковные деятели Афона обвинены в финансовых и земельных махинациях. Во всех монастырях построены многозвездочные гостиницы, оборудованы VIP- номера, скоростные лифты и многое другое.
Постепенная апостасия ( греч. Αποστασία — отступничество) греческой церкви связана с сильным западным влиянием, которое столетиями, начиная с XII века, оказывало тлетворное воздействие на все стороны духовной и церковно-административной жизни. Это было планомерное уничтожение православия. Ставились задачи, время решения которых не исчерпывалось жизнью одного-двух поколений. Они были рассчитаны на века.

Если верить древним пророчествам, то с окончательным принятием ереси Афон погибнет, а сама гора уйдет под воду. По слову Пресвятой Владычицы Богородицы, конец Афона почувствует каждый, кто будет творить волю Сына Божия. Видимо, не надо ожидать других особых знамений, например, исчезновения Иверской иконы и т. п. Можно подумать, что пока икона на месте, правоверию ничего не угрожает. «Кто будет творить волю Сына Моего, тот поймет это в любом месте Афона», — и тогда придется собирать вещи и уходить оттуда, ибо пришел горе конец. 

А косвенных свидетельств упадка Афона более чем достаточно.

Сегодня подлинные монашеские традиции, иноческая преемственность утрачены. Старые традиции уничтожены вместе с поколением иноков в годы большевистских гонений. Современное наше отечественное иночество, вне зависимости от конфессионального подчинения, молодое. Монастыри наши больше похожи или на туристические центры, или на колхозы. 

На Афоне есть старцы, подвизающиеся в иночестве 30–40 лет. Инок со стажем 7–10 лет в такой среде считается молодым. В других местах людей с таким стажем и опытом иноческого жития трудно встретить, почти невозможно. Такой срок жизни инока подразумевает большой опыт. Когда находишься в обществе таких старцев, это воодушевляет. Но нынешние афонские старцы, которые прожили на острове десятки лет, говорят: «Мы на черепки пришли, а уж вам ничего не осталось...»
Общаясь с пожилыми иноками, узнаешь, как жил остров 20–30 лет назад. Они пришли на Афон, когда туда не ходили корабли, когда не было ни одного магазина, ни одной машины. Если договорился с каким-нибудь рыбаком, он мог довезти до острова, высадить где-нибудь в пустынном месте, и оттуда уже должен идти сам, искать себе пристанище. 
Сейчас Афон — это три туристических корабля, такси везде.
Для удобства туристов есть автобусы, которые идут до перевала. От перевала по острову идут микроавтобусы, они развозят по монастырям. В последние годы на острове происходят разительные перемены. 
Карула - это отшельническое место. У подножия горы живут только келлиоты. Больших поселений там нет. Живут по два-три человека. Еще в 2000 году у местных отшельников и понятия не было о мобильном телефоне, солнечной батарее и, тем более, интернете.
А сегодня на одной только Каруле - три выхода в Интернет. Когда первый отшельник завел мобильный телефон, то прятал его, стыдился, что засмеет братия. А сейчас уже у всех всё есть. Конечно, это признак явного упадка. Если раньше отшельнику, чтобы принести что-то к себе в келью, нужно было идти через горы, нести тяжелую поклажу, то сегодня все можно заказать по телефону: продовольствие, чётки, свечи, ладан, ингредиенты для его изготовления. Все привозят на корабле, остается только расплатиться. 
Конечно, ревнующим о праведной и благочестивой жизни приходится уходить с острова.
В Каруле живет один серб, постриженик старцев начала XX века. Он фактически последний, имеющий преемственность старых поколений иноков. Молодым проще — снялись с места и ушли, а ему, прожившему на острове около 40 лет, уже некуда идти. Еще из-за таких вот последних ревнителей - подвижников, приверженцев подлинной афонской традиции остров сохраняется, по милости Божией. Они почиют, и на них все закончится. 
А молодым инокам придется делать выбор: или оставаться в этой неблагочестивой атмосфере, жить экспонатом в туристическом центре, или искать другое прибежище и уединение.
Этот печальный сценарий уже был опробован в монастырях Метеоры. Туда невозможно было попасть иначе, как с помощью специального подъемника, который опускали монахи. Но и до них добрались. Построили дорогу. Теперь там нет ни одного полноценного монастыря. Вернее, монастыри, как памятники, остались, а большинство монахов ушли в 70-е годы XX века. Многие иноки перебрались на Афон. 
А сейчас мир, со всеми его пороками, вплотную подобрался и к Афону.

Святая гора Афон

1555428_821239344566542_4385462933148145653_n

Старостильный монастырь Эсфигмен на Афоне (рисунок Григоровича-Барского)

Афонские монахи - приверженцы старого чина

10518841_821239644566512_5120886507973884730_n

Григорий Лютый

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать