4 октября - Йом Кипур - судный день и праздник всепрощения!

Йом-Кипур, правильнее Йом-а-Кипурим (Судный День) - этим названием Тора обозначает День Суда, в который Господь отпускает грехи, как отдельного человека, так и всего народа, сознательные и бессознательные. Праздник Йом-Кипур определен Богом на десятый день седьмого месяца Тишри (Левит, 16, 29; 23, 27; Числа, 29, 7). Законодатель Творец остановился на этом месяце потому, что на него обычно выпадает время собирания плодов, а этому празднику для того, чтобы радость была полна, должен предшествовать день смирения и отпущения грехов. 

Этот день отличался многочисленностью жертв, приносимых в Иерусалимском Храме, и исключительно торжественной обстановкой жертвоприношения. Кроме того, в этот день было предписано отдыхать от всякой работы и "смирять душу", т. е. поститься, так как - поясняет Тора - "в этот день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми; от всех грехов ваших пред лицом Господним вы будете чисты" (Левит, 16, 30). Эти предписания обязательны не только для евреев, но и для пришельцев, поселившихся среди евреев.

Ошибочное представление о Йом-Кипуре как дне печали вызвано тем, что это день строгого поста. Но цель праздника вовсе не в умерщвлении плоти, а в примирении между людьми и между человеком и Богом . О характере праздника в Талмуде пишется: "Нет дней более счастливых для еврея, чем 15-го ава (день, на который назначаются свадьбы) и Йом-Кипур" (Мишна, Таанит, 4:8).
Другой расхожий миф о Йом-Кипуре - что евреи целый день молятся в синагоге, чтобы получить прощение от Бога за все свои грехи. Но в Йом-Кипур прощаются только грехи против Бога . 
Грехи против людей, пишет Мишна, "Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа" (Мишна, Иома, 8:9). Поэтому еврейская традиция и советует начать процесс покаяния ( "Тшува") задолго до праздника. Если вы совершили проступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая попытка не увенчается успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние искренне. Хахамим ( мудрецы) считают, что человек поступает жестоко, троекратно отказывая в прощении. Это правило не применяется, если оскорбление очень велико или ущерб в принципе невосполним.
9-е Тишрей, канун Йом-Кипура, проходит в весьма своеобразной атмосфере. В этот день, который целиком посвящен приготовлениям к Йом-Кипуру, принято исполнять ряд праздничных обычаев.
Пророки установили специальную заповедь - утром принято окунуться в воды "миквэ".

В канун Йом-Кипура воздерживаются от всякой работы и жертвуют больше обычного на цдаку (благотворительные цели), ибо сказано в молитве: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор".
Полуденную молитву "Минха" принято в этот день совершать раньше обычного времени - чтобы совершить "сеуда мафсекет" до захода солнца.
Днем перед постом устраивают специальную обильную трапезу - сеуда мафсекет ("прерывающая трапеза"), ибо подготовка к Йом-Кипур рассматривается как неотъемлемая часть самого поста. К тому же Йом-Кипур - это не просто пост, но и праздничный день, только трапезу принято устраивать накануне. Пост начинается вечером 9-го Тишрей ( в этом году - вечером 3 октября). В послеполуденные часы устраивают последнюю трапезу дня - она отделяет будничный день от поста святого дня. Во время этой трапезы едят пищу, которая легко усваивается организмом; не едят острого и соленого - чтобы легче было переносить пост. У ашкеназийских евреев ( евреев восточной европы) принято есть вареники с мясом и другие традиционные блюда. И хотя принято есть больше обычного, следуя указанию наших мудрецов: "Тому, кто обильно ест и пьет девятого числа месяца Тишрей, засчитывается, словно он постился два дня, девятого и десятого", следует разумно рассчитать количество пищи с тем, чтобы начать Йом-Кипур в состоянии, соответствующей святости этого дня.
Трапезу эту следует завершить примерно за полчаса до захода солнца.
После "сеуда мафсекет", прежде чем отправиться в синагогу, женщина - хозяйка дома зажигает свечи - как и в любой канун субботы и праздника. Кроме обычных свечей, зажигают еще и нер нешама (досл. "свеча души") - в память об умерших родственниках.
Принято надевать в этот день нарядные, белые одежды, ибо белый цвет - символ чистоты и святости, как сказано у пророка: "Даже если грехи ваши будут красны, как кармин, - станут они, как снег, белы" (Йешаягу, 1: 18). Согласно обычаю, в некоторых общинах мужчины надевают белый халат - китл (идиш).
Очень распространен обычай, когда облаченный в белое одеяние и готовый отправиться в синагогу или к Западной Стене Храма (Стене плача) в Иерусалиме старший член семьи под вечер кануна Йом-Кипур благословляет молодое поколение, благословляет детей, возлагая свои руки на их головы.
9-го Тишрей, с заходом солнца начинается самый святой день еврейского календаря - Йом-Кипур. День этот называется еще Шабат Шабатон (дословно "суббота суббот"): в Йом-Кипур запрещено совершать все те же работы, что и в субботу. Кроме того, в этот день мы отрешаемся от повседневной жизни.

Пять действий запрещены в этот день:
еда и питье: нельзя ничего пить и есть даже в небольшом количестве, запрещено даже чистить зубы или полоскать рот. 
Йом-Кипур единственный пост, предписанный Торой (Ваикра, 23:27); в этом стихе прямо сказано "смиряйте души ваши". Пост начинается за час до начала праздника и заканчивается спустя 25 часов. Однако детям до девяти лет поститься не обязательно. Их кормят, но просят есть поменьше. Девочки с 12 лет и мальчики с 13 лет обязаны поститься весь день. Тяжело больные и женщины, родившие в предыдущие три дня, также освобождаются от поста. Беременным, сильно страдающим от голода, разрешается немного поесть. Ведь общим принципом еврейского права остается "жизнь важнее соблюдения заповедей";
омовение: только утром и по выходе из туалета омывают кончики пальцев;
умащение: запрещено пользоваться мазями, кремами и любой косметикой;
ношение кожаной обуви: запрещена любая обувь, даже если какая-нибудь составная часть ее сделана из кожи; запрет направлен на уменьшение физического комфорта в этот праздник души; объяснение - нельзя просить милости Бога , имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных. 
В результате современная еврейская одежда в Йом-Кипур сочетает самый лучший парадный костюм и теннисные тапочки;
супружеские (интимные) отношения в Йом-Кипур недопустимы.

Эти ограничения призваны очистить наши сердца от греховных мыслей, подтолкнуть их к раскаянию.
Молитвы в Йом-Кипур - самые длинные в году. В этот день читают пять обязательных молитв: "Маарив", "Шахарит", "Мусаф", "Минха" и "Неила". Хотя заповедь облачаться в талит ( молитвенное покрывало) относится только к светлому времени суток, в Йом-Кипур облачаются в талит также и вечером.
В первый вечер служба открывается молитвой "Коль нидрей" ("Все клятвы"). Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших времен мотивы, - заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы и заверения, которые мы дали в прошедшем году, - то они недействительны.
Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением "Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать законы Всевышнего. Затем повторяют несколько раз слова:
"Свет посеян Им для праведников и для прямодушных - радость"
(Псалмы, 97:11)
Затем два наиболее уважаемых члена общины вынимают два свитка Торы и становятся по обе стороны от ведущего молитву, и он провозглашает:
"С позволения Всевышнего и с позволения общества, с одобрения Небес и с одобрения совета мудрецов мы разрешаем грешникам молиться вместе с нами".
Молитва "Коль нидрей" написана на древнем арамейском языке. Вот ее перевод:
"Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов - от одного Йом-Кипура до следующего Йом-Кипура, который принесет нам добро, - во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши - запретами, и клятвы наши - клятвами!"
После "Коль нидрей" свитки Торы возвращают на место и молятся "Маарив", в который включены особые пиюты и "слихот".
Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна повторяющаяся молитва Аль хет - "3а грехи" (которые мы совершили), которой признаются во множестве грехов, совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные: обвинения других, обиды учителей и родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни.
Самое странное признание "Аль хет" гласит: "За грехи, которые мы совершили под давлением". Многие поколения евреев недоумевали, почему совершенное под давлением нужно считать грехом. Покойный еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди утверждают, что их заставили что-то сделать, это часто неправда.
В "Аль хет" перечисляется множество грехов. Даже если лично вы их не совершали, традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.
"МУСАФ"
Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва "Унтанэ токеф", составленная р. Амноном из Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве "Мусаф" описание работы Первосвященника в Йом-Кипур в Храме. Каждый раз, когда в этом описании говорится, как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы - кланяемся и падаем ниц.
Во время "Минхи" - послеполуденной службы - читается книга Ионы. Ее главная тема - желание Б-га простить искренне раскаявшихся.
"НЕИЛА"
Заключительная молитва Йом-Кипура называется "Неила" (дословно "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. "Неилу" читают при раскрытых дверях арон-кодеша. Во время "Неилы" евреи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются. Это - последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив, ведущий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!" Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе первых звезд. Завершающие ее слова повторяют семь раз: "Господь - Он Б-г!" Затем трубят в шофар - знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу:
"В будущем году - в отстроенном Иерусалиме!"

Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Богом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.

Четыре дня между Йом-Кипур и Суккот - дни радости. В эти дни не постятся, не произносят Таханун, покаянную молитву. Это связано с тем, что именно в эти дни было завершено строительство жертвенника в Иерусалимском Храме. Многие начинают строительство сукки (шалаша) ночью на исходе Йом-Кипура. 

Грядет следующий праздник - Суккот.

4 октября - йом кипур - судный день и праздник всепрощения!
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
89 просмотров в январе
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Происшествия
Сегодня на проспекте Свободы между остановками Гвардейская и Вадима Пугачова произошло ДТП – столкнулись автомобили Шкода Фабиа и ВАЗ Нива. Авария произошла перед пешеходным переходом. Автомобиль Опель остановился, чтобы пропустить пешехода, водитель Нивы, двигающейся следом за Опелем, не придерживался безопасной дистанции, поэтому не успевал затормозить. Чтобы избежать столкновения, он взял влево, где по крайней левой полосе двигалась Шкода Фабиа. Таким о...
Общество
Із 18 по 20 січня в Свято-Миколаївському соборі, розташованому по вулиці 29-го Вересня, 16/34, відбудуться урочисті Богослужіння. 18 січня – Надвечір’я Богоявлення (Хрещенський свят-вечір) О 8 годині – Часи надвечір’я О 10 годині – Літургія свт. Василя Великого О 12 годині – Велике водосвяття (освячення води на церковному подвір’ї)  О 16 годині – Всенічне бдіння 19 січня – Богоявлення. Хрещення Господа Бога і Спаса нашого Ісуса Христа О 8 годині – Літургі...
Общество
Цієї суботи у Кременчуці на деякий час планують обмежити рух автомобільного транспорту. Це обмеження триватиме з 9 до 15 години на території річкового вокзалу в районі кінцевої зупинки громадського транспорту по вулиці Першотравневій. Адже тут проходитимуть чин освячення води та хрещенські купання. За матеріалами прес-центру Кременчуцького міськвиконкому.
Общество
В эту субботу в Кременчуге коммунальный транспорт будет работать по режиму рабочего дня. Чтобы кременчужане могли свободно добраться в места освящения воды и крещенских купаний, троллейбусы будут двигаться с минимальным интервалом во времени. Также на Крещение перевозчики обещают усилить работу маршруток и выставить на городские транспортные маршруты большее количество автомобилей. Кроме того, в этот день изменения в схемы маршрутов общественного транспорт...
Общество
Жители села Келеберда Кременчугского района, расположенного в пяти километрах от Горишних Плавней, хотят присоединиться к городу. По этому поводу 19 января в местном сельском клубе состоятся общественные слушания. Инициаторы присоединения приглашают всех жителей села принять участие в обсуждении этого важного вопроса. Общественные слушания начнутся в 11:00. Участникам обсуждения необходимо иметь с собой паспорт. Согласно данным Википедии, в Келеберде живут...
Происшествия
Утром 15 января в больницу интенсивного лечения «Кременчугская» был доставлен 70-летний пенсионер, который выпал из окна третьего этажа. Это произошло по проспекту Свободы. Пострадавшему дедушке медики поставили диагноз – закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом шейки бедра, перелом трёх рёбер и тупая травма живота. Состояние больного врачи оценивают как среднетяжёлое. Об этом сообщает Служба помощи мэра кременчужанам.
Спорт
12-13 января в польском городе Бельска-Бяла проходил VIII Международный турнир по дзюдо. В соревнованиях приняли участие 1 300 участников из 125 клубов, представивших 8 стран. Украину на турнире представили спортсмены СК «Кремень Дзюдо». Ребята привезли домой несколько медалей, а также новый опыт и незабываемые впечатления. Александр Неграш занял 2 место (73 кг), Александр Шульженко занял 3 место (55 кг), Ярослав Толкачов и Дмитрий Осипов – на 7 месте. Пос...
Общество
Наступного вівторка, 22 січня, в Кременчуці біля пам’ятника Тарасу Шевченку об 11 годині відбудеться урочистий захід, приурочений до Дня Соборності України. Цього дня кременчуцька громада вшанує пам’ять українців, які виборювали право на незалежність і цілісність своєї держави. Після завершення заходу відбудеться покладання квітів до могил учасників АТО та пам’ятного знаку Героям Небесної Сотні. За матеріалами прес-центру Кременчуцького міськвиконкому.
Общество
Городская больница интенсивного лечения «Кременчугская» осталась без главного врача. Его обязанности временно исполняет заместитель директора больницы Руслан Мамон. 15 января после двух лет активной работы главврач больницы «Кременчугская» Виктор Сычов уволился с занимаемой должности по семейным обстоятельствам.