• Головна
  • 4 октября - Йом Кипур - судный день и праздник всепрощения!
10:00, 4 жовтня 2014 р.

4 октября - Йом Кипур - судный день и праздник всепрощения!

Йом-Кипур, правильнее Йом-а-Кипурим (Судный День) - этим названием Тора обозначает День Суда, в который Господь отпускает грехи, как отдельного человека, так и всего народа, сознательные и бессознательные. Праздник Йом-Кипур определен Богом на десятый день седьмого месяца Тишри (Левит, 16, 29; 23, 27; Числа, 29, 7). Законодатель Творец остановился на этом месяце потому, что на него обычно выпадает время собирания плодов, а этому празднику для того, чтобы радость была полна, должен предшествовать день смирения и отпущения грехов. 

Этот день отличался многочисленностью жертв, приносимых в Иерусалимском Храме, и исключительно торжественной обстановкой жертвоприношения. Кроме того, в этот день было предписано отдыхать от всякой работы и "смирять душу", т. е. поститься, так как - поясняет Тора - "в этот день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми; от всех грехов ваших пред лицом Господним вы будете чисты" (Левит, 16, 30). Эти предписания обязательны не только для евреев, но и для пришельцев, поселившихся среди евреев.

Ошибочное представление о Йом-Кипуре как дне печали вызвано тем, что это день строгого поста. Но цель праздника вовсе не в умерщвлении плоти, а в примирении между людьми и между человеком и Богом . О характере праздника в Талмуде пишется: "Нет дней более счастливых для еврея, чем 15-го ава (день, на который назначаются свадьбы) и Йом-Кипур" (Мишна, Таанит, 4:8).
Другой расхожий миф о Йом-Кипуре - что евреи целый день молятся в синагоге, чтобы получить прощение от Бога за все свои грехи. Но в Йом-Кипур прощаются только грехи против Бога . 
Грехи против людей, пишет Мишна, "Йом-Кипур не искупает, пока не ублаготворишь своего соседа" (Мишна, Иома, 8:9). Поэтому еврейская традиция и советует начать процесс покаяния ( "Тшува") задолго до праздника. Если вы совершили проступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая попытка не увенчается успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние искренне. Хахамим ( мудрецы) считают, что человек поступает жестоко, троекратно отказывая в прощении. Это правило не применяется, если оскорбление очень велико или ущерб в принципе невосполним.
9-е Тишрей, канун Йом-Кипура, проходит в весьма своеобразной атмосфере. В этот день, который целиком посвящен приготовлениям к Йом-Кипуру, принято исполнять ряд праздничных обычаев.
Пророки установили специальную заповедь - утром принято окунуться в воды "миквэ".

В канун Йом-Кипура воздерживаются от всякой работы и жертвуют больше обычного на цдаку (благотворительные цели), ибо сказано в молитве: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор".
Полуденную молитву "Минха" принято в этот день совершать раньше обычного времени - чтобы совершить "сеуда мафсекет" до захода солнца.
Днем перед постом устраивают специальную обильную трапезу - сеуда мафсекет ("прерывающая трапеза"), ибо подготовка к Йом-Кипур рассматривается как неотъемлемая часть самого поста. К тому же Йом-Кипур - это не просто пост, но и праздничный день, только трапезу принято устраивать накануне. Пост начинается вечером 9-го Тишрей ( в этом году - вечером 3 октября). В послеполуденные часы устраивают последнюю трапезу дня - она отделяет будничный день от поста святого дня. Во время этой трапезы едят пищу, которая легко усваивается организмом; не едят острого и соленого - чтобы легче было переносить пост. У ашкеназийских евреев ( евреев восточной европы) принято есть вареники с мясом и другие традиционные блюда. И хотя принято есть больше обычного, следуя указанию наших мудрецов: "Тому, кто обильно ест и пьет девятого числа месяца Тишрей, засчитывается, словно он постился два дня, девятого и десятого", следует разумно рассчитать количество пищи с тем, чтобы начать Йом-Кипур в состоянии, соответствующей святости этого дня.
Трапезу эту следует завершить примерно за полчаса до захода солнца.
После "сеуда мафсекет", прежде чем отправиться в синагогу, женщина - хозяйка дома зажигает свечи - как и в любой канун субботы и праздника. Кроме обычных свечей, зажигают еще и нер нешама (досл. "свеча души") - в память об умерших родственниках.
Принято надевать в этот день нарядные, белые одежды, ибо белый цвет - символ чистоты и святости, как сказано у пророка: "Даже если грехи ваши будут красны, как кармин, - станут они, как снег, белы" (Йешаягу, 1: 18). Согласно обычаю, в некоторых общинах мужчины надевают белый халат - китл (идиш).
Очень распространен обычай, когда облаченный в белое одеяние и готовый отправиться в синагогу или к Западной Стене Храма (Стене плача) в Иерусалиме старший член семьи под вечер кануна Йом-Кипур благословляет молодое поколение, благословляет детей, возлагая свои руки на их головы.
9-го Тишрей, с заходом солнца начинается самый святой день еврейского календаря - Йом-Кипур. День этот называется еще Шабат Шабатон (дословно "суббота суббот"): в Йом-Кипур запрещено совершать все те же работы, что и в субботу. Кроме того, в этот день мы отрешаемся от повседневной жизни.

Пять действий запрещены в этот день:
еда и питье: нельзя ничего пить и есть даже в небольшом количестве, запрещено даже чистить зубы или полоскать рот. 
Йом-Кипур единственный пост, предписанный Торой (Ваикра, 23:27); в этом стихе прямо сказано "смиряйте души ваши". Пост начинается за час до начала праздника и заканчивается спустя 25 часов. Однако детям до девяти лет поститься не обязательно. Их кормят, но просят есть поменьше. Девочки с 12 лет и мальчики с 13 лет обязаны поститься весь день. Тяжело больные и женщины, родившие в предыдущие три дня, также освобождаются от поста. Беременным, сильно страдающим от голода, разрешается немного поесть. Ведь общим принципом еврейского права остается "жизнь важнее соблюдения заповедей";
омовение: только утром и по выходе из туалета омывают кончики пальцев;
умащение: запрещено пользоваться мазями, кремами и любой косметикой;
ношение кожаной обуви: запрещена любая обувь, даже если какая-нибудь составная часть ее сделана из кожи; запрет направлен на уменьшение физического комфорта в этот праздник души; объяснение - нельзя просить милости Бога , имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных. 
В результате современная еврейская одежда в Йом-Кипур сочетает самый лучший парадный костюм и теннисные тапочки;
супружеские (интимные) отношения в Йом-Кипур недопустимы.

Эти ограничения призваны очистить наши сердца от греховных мыслей, подтолкнуть их к раскаянию.
Молитвы в Йом-Кипур - самые длинные в году. В этот день читают пять обязательных молитв: "Маарив", "Шахарит", "Мусаф", "Минха" и "Неила". Хотя заповедь облачаться в талит ( молитвенное покрывало) относится только к светлому времени суток, в Йом-Кипур облачаются в талит также и вечером.
В первый вечер служба открывается молитвой "Коль нидрей" ("Все клятвы"). Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших времен мотивы, - заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы и заверения, которые мы дали в прошедшем году, - то они недействительны.
Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением "Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать законы Всевышнего. Затем повторяют несколько раз слова:
"Свет посеян Им для праведников и для прямодушных - радость"
(Псалмы, 97:11)
Затем два наиболее уважаемых члена общины вынимают два свитка Торы и становятся по обе стороны от ведущего молитву, и он провозглашает:
"С позволения Всевышнего и с позволения общества, с одобрения Небес и с одобрения совета мудрецов мы разрешаем грешникам молиться вместе с нами".
Молитва "Коль нидрей" написана на древнем арамейском языке. Вот ее перевод:
"Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов - от одного Йом-Кипура до следующего Йом-Кипура, который принесет нам добро, - во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши - запретами, и клятвы наши - клятвами!"
После "Коль нидрей" свитки Торы возвращают на место и молятся "Маарив", в который включены особые пиюты и "слихот".
Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна повторяющаяся молитва Аль хет - "3а грехи" (которые мы совершили), которой признаются во множестве грехов, совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные: обвинения других, обиды учителей и родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни.
Самое странное признание "Аль хет" гласит: "За грехи, которые мы совершили под давлением". Многие поколения евреев недоумевали, почему совершенное под давлением нужно считать грехом. Покойный еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди утверждают, что их заставили что-то сделать, это часто неправда.
В "Аль хет" перечисляется множество грехов. Даже если лично вы их не совершали, традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.
"МУСАФ"
Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва "Унтанэ токеф", составленная р. Амноном из Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве "Мусаф" описание работы Первосвященника в Йом-Кипур в Храме. Каждый раз, когда в этом описании говорится, как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы - кланяемся и падаем ниц.
Во время "Минхи" - послеполуденной службы - читается книга Ионы. Ее главная тема - желание Б-га простить искренне раскаявшихся.
"НЕИЛА"
Заключительная молитва Йом-Кипура называется "Неила" (дословно "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. "Неилу" читают при раскрытых дверях арон-кодеша. Во время "Неилы" евреи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются. Это - последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив, ведущий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!" Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе первых звезд. Завершающие ее слова повторяют семь раз: "Господь - Он Б-г!" Затем трубят в шофар - знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу:
"В будущем году - в отстроенном Иерусалиме!"

Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Богом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.

Четыре дня между Йом-Кипур и Суккот - дни радости. В эти дни не постятся, не произносят Таханун, покаянную молитву. Это связано с тем, что именно в эти дни было завершено строительство жертвенника в Иерусалимском Храме. Многие начинают строительство сукки (шалаша) ночью на исходе Йом-Кипура. 

Грядет следующий праздник - Суккот.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#4 октября - йом кипур - судный день и праздник всепрощения!
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...