Экономическое развитие  чрезвычайно неравномерно. Это положение касается и развития системы высшего образования. Существует ли связь между образовательным потенциалом регионов и глобальными университетскими рейтингами?

1. Новое измерение общественного развития. С начала 1990-х годов в мире принципиально изменились подходы к оценке развития человеческого общества. В течение длительного периода времени среди моделей развития общества главенствовали те, в которых основной акцент делался на экономический рост и способы его ускорения, поскольку считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества. В этих моделях во главу угла ставилась способность человека к производительному труду, а сам человек рассматривался как ресурс для экономического роста общества. Со временем нарастание социально-политической нестабильности и бедности населения показали несостоятельность данного подхода, а наиболее привлекательной стала концепция развития человеческого потенциала, разработанная группой экспертов Программы развития ООН.

В этой концепции в противовес традиционным взглядам приоритет был отдан человеку. Человеческое развитие стало рассматриваться как основная цель и критерий общественного прогресса, а экономический рост – как средство его достижения. Для количественного сопоставления социального развития общества был разработан специальный показатель – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – основными составляющими которого являются следующие равнозначные компоненты:

- долголетие, измеряемое как средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении;

- образование, оцениваемое показателями грамотности взрослого населения страны (с весом 2/3) и совокупной доли учащихся среди детей и молодежи (с весом в 1/3);

- доход, определяемый показателем душевого валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Больше здесь http://mamonovgroup.ru/Morskie_dinozavri_puteshestvie_v_/puteshestvie.html

Региональные университеты определяют конкурентоспособность региона на национальном уровне в той же степени, в которой качественный и количественный уровень образования населения страны определяет ее конкурентоспособность на международном рынке. Следует с сожалением констатировать, что на сегодняшний день этот уровень у нашей страны весьма невысок, поэтому необходим энергичный рывок в направлении его повышения.