10:29, 1 грудня 2014 р.

Еврейские клезмеры

Клезмерские, так называемые, "капеллы" (от еврейского кли-земер, “музыкальный инструмент”) - еврейские народные оркестрики, состоявшие чаще всего из трех-пяти исполнителей, игравшие на свадьбах (хупа), бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках, хасидских застольях - фарбрейнгенах. Искусство местечковых клезмеров — яркий образец еврейского музыкального творчества, со свойственным ему разнообразием жанров, экспрессивной манерой исполнения и блистательной импровизационностью.

В клезмерском ансамбле (klezmershpil), как правило, ведущим инструментом являлась скрипка, дополненная в разных сочетаниях кларнетом, цимбалами, контрабасом, трубой, флейтой, барабаном с тарелками.

По историческим сведениям, «клезмерами» впервые стали называть в XIV–XV вв. музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран. В Польше, в XVI в., клезмеров не принимали в цехи музыкантов-христиан. В XVII в. клезмеры Праги образовали свою гильдию: они играли, сопровождая торжества в дни иудейских праздников Симхат-Тора и Пурим, а также шествия при внесении новых свитков Торы в синагогу.

По мере сближения быта евреев с бытом окружающих их народов в Западной и Центральной Европе, центр творчества клезмеров перемещается к Востоку, ярко проявившись в конце XVIII в. — первой половине XX в. на Украине, в Польше, Литве, Галиции, Бессарабии. В Российской империи творчество клезмеров оказало большое влияние на городской романс и блатную песню: аранжировки в "стиле клезмера" до сих пор популярны у многих исполнителей этого жанра.

Своеобразное и самобытное искусство клезмеров испытало влияние фольклора и профессионального искусства народов, живших по соседству с евреями: украинцев, поляков, румын. 
Эмоциональное воздействие музыки клезмеров чрезвычайно велико: присущая им экспрессивная манера игры, внезапные импровизированные пассажи, вставки в мелодию, неожиданные ускорения или замедления темпа, многочисленные мелизмы, внезапные переходы от минора к мажору, различные хроматические приёмы, производят огромное впечатление на слушателей.

Между тем, большинство клезмеров легко импровизировали, совершенно не зная нотной грамоты и не записывая произведений. 
У клезмеров был свой профессиональный идишский жаргон, на котором они общались.

На Украине стали легендарными имена клезмеров, вошедших в историю еврейской музыки: Иосл Друкер из Бердичева, прозванный Стемпеню (1822–70), Исраэль Моше Рабинович из Фастова (1807 г. или 1810 г. – 1900 г.), Авраам Ицхак Березовский из Смелы (1844–88), Иехиэль Гозман (или Гойзман), прозванный Алтер из Чуднова (1846–1912), Аарон Мойше Холоденко из Бердичева, прозванный Педоцур (1828–1902), скрипач Нохум Рабкин из Кременчуга (18 ? - 1919).

Немало клезмеров, овладев нотной грамотой, начинали, впоследствии, играть в оркестрах (чаще всего — еврейских театров). Порой их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли и всемирно известные музыканты: композитор Михаил Гнесин был внуком клезмера; П. Столярский, основатель одесской школы скрипичного искусства, был сыном клезмера, и в начале своей музыкальной карьеры играл в бродячей «капелле»; И. Стучевский, израильский композитор, виолончелист и музыкальный писатель, сын руководителя клезмерской «капеллы» в Ромнах.

Среди многих еврейских клезмеров, погибших в годы Второй мировой войны в нацистских лагерях смерти, наиболее известными были Саша и Меир Ступель из Вильно (погибли в лагере Дахау), братья Таубе из Лодзи, братья Кош и Оскар Шац из Львова, Миша Шабтай из Слонима. 

Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский» (г. Львов), всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных евреев музыкантов. По команде фашистов они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти». Автор этого произведения остался неизвестным. В числе оркестрантов были – профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунт, другие известные и неизвестные еврейские музыканты-клезмеры. 
Стоя сомкнутыми кругом, под вопли и крики истязаемых жертв, играли они по несколько часов одну и ту же мелодию – «Танго смерти». 
По приказу коменданта лагеря, каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел, человек падал мертвым. За время действия концлагеря, во Львове было казнено около 200 тысяч евреев, украинцев, поляков.

Героями рассказов Менделе Мойхер Сфорима, Шолом-Алейхема и Ицхака-. Лейбуша Переца стали клезмеры Стемпеню и Педоцур, П. Столярскому посвящён роман «Клезмер» И. Друкера, ему же принадлежит и роман «М. И. Гузиков» о другом знаменитом клезмере.

Мотивы музыки клезмеров использовали С. Прокофьев в “Увертюре на еврейские темы”, Д. Шостакович в фортепьянном трио “Памяти Соллертинского”, М. Вайнберг в “Молдавской сюите”.

В Кременчуге старинные традиции клезмерского искусства возродил образованный в середине 90-х, единственный тогда в области, еврейский ансамбль «Лехаим». Созданный кларнетистом Вадимом Александровским, при городской иудейской общине, коллектив и сегодня пользуется большой любовью и популярностью.

на фото: еврейские клезмеры в Украине, нач. ХХ в.

Еврейские клезмеры, фото-1
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#еврейские клезмеры
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...