• Главная
  • Миграции души, или приключения одного грузина в Земле Обетованной (часть третья)
17:23, 30 января 2015 г.

Миграции души, или приключения одного грузина в Земле Обетованной (часть третья)

Воспоминания странника. Часть третья.

(продолжение)

"Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне,
и Я в нем, тот приносит много плода" (Ин. 15:5)

Мир ощутимый – только лишь ступенька.
А сколько их, тебя ведущих ввысь!

Реалия третья.

Рано утром, едва только поднялось солнце, и птичий гомон наполнил сад, из динамиков и громкоговорителей, на мечетях и минаретах, стали раздаваться, то тут то там, надрывные голоса муэдзинов, призывающих мусульман к утренней молитве - намазу. Зазвонили колокола многочисленных церквей.

Боже, какая благодать, какие запахи, как легко дышится утром в Иерусалиме! 
Умыв лицо, прополоскав рот водою из бутылки и, приведя себя в, более-менее, приличный вид, продолжаю своё путешествие.
Я направляюсь в монастырь Святой Марии Магдалины на утреннюю службу. Монастырь принадлежит Русской Зарубежной Православной Церкви (РПЦЗ).
Церковь была построена в 1888 году на личные средства российского императора Александра ІІІ, в память его матери - Марии Александровны, и представляет собой здание типично московской старорусской архитектуры, увенчанное семью куполами-луковицами. Интерьер отделан мрамором. Иконостас, тоже из белого мрамора, украшен иконами кисти художника Верещагина. 
Здесь покоятся останки Великой Княгини - Елизаветы Федоровны Романовой, убиенной в России безбожниками- большевиками, а также её верной спутницы – Варвары, пострадавшей вместе с княгиней в годину лихолетья. Елизавета Федоровна, предрекая свою мученическую кончину, просила похоронить её в Иерусалиме. Две раки из белого мрамора с останками святых расположены, соответственно, по обе стороны от Царских Врат. Здесь же находятся и немногочисленные личные вещи Великой Княгини. 
Елизавета Федоровна (Елизавета-Александра-Луиза-Алиса) - великая княгиня, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV, родилась в 1864 году и была сестрой императрицы Александры Федоровны. С 1884 года являлась супругой великого князя Сергея Александровича Романова. После убийства мужа, в 1905 году, Елизавета Федоровна всецело посвятила себя церковной жизни и благотворительности: основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. В апреле 1918, вместе со своей верной спутницей Варварой, была арестована, увезена на Урал. В ночь на 18 июля святые были сброшены живыми в старую шахту близ Алапаевска. Причислены Русской Зарубежной Православной Церковью к лику святых в 1990 году.
Над гробницами – большие иконы, с изображением Святого Сергия Радонежского и Святой Великомученицы Варвары.
В церкви находятся частицы мощей трёх святителей – трёх столпов православия – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
Прикладываюсь к святыням и подхожу к исповеди. Сладка и приятна славянская литургия здесь, на чужбине, вдали от родины. Запах ладана и, такой проникновенный, открытый взгляд седовласого иерея, мысленно возвращают меня домой, в милую Украину.

Причащаюсь тела и крови Спасителя. Литургия окончена. Целую крест и, уже было, собираюсь уходить, как вдруг слышу, что батюшка кличет меня: «Чадо, останься. Поди-ка сюда». Оробев, несмело подхожу и кланяюсь. «Подойди к матушке – игуменье, скажи, мол, батюшка благословил накормить тебя в трапезной. Сестрицы всё устроят».
Радость неописуемая! Мало того, что исповедался и причастился в обители Святой Магдалины, приложился к здешним святыням, накормили сытно в трапезной, так ещё мать-игуменья позволила мне три дня пожить и поработать в монастыре.
Прости, Господи, так много лет прошло с тех пор и мне, немощному и многогрешному, уже не упомнить различных мелких (но ни в коем разе не случайных!) подробностей, многих имен и лиц. К сожалению, не сохранились в памяти имена настоятельницы, светлого батюшки того, многих православных сестёр и братьев. Пошли им всем, Господи, свое отеческое благословение! Спаси, помилуй и сохрани!
Однако же помню, как проникновенно и доходчиво произносил проповеди свои батюшка на службах, запомнилось, что у него был какой-то особенный, мягкий голос с акцентом. Русская речь его поразила меня тогда своей чистотой, правильностью и обилием старославянских слов. Так ясно и убедительно могла изъясняться только порушенная, безвозвратно ушедшая Святая Русь! 
Вспоминаю, что некоторые сестры- инокини и послушницы имели арабское происхождение, были сестры из Европы и Америки. Все сносно говорили по-русски, но между собою общались часто по-английски. У некоторых предки служили офицерами в русской царской армии, относились к дворянскому и купеческому сословию. Оказавшись затем заграницей во времена большевицкой смуты и репрессий, сумели сберечь и сохранить православие вдали от Родины и передать веру и преданность монархии детям своим. 
В монастыре очень почитают Святых Царственных мучеников-страстотерпцев. В трапезной, помню, висели большие портреты Государей - Александра ІІІ, Николая ІІ, Императриц и царственных чад. Тогда они еще не были канонизированы Москвою, но зарубежная православная церковь почитала мучеников всегда, молилась и верила, что этот момент причисления их к лику святых в России наступит.

В монастыре Святой Марии Магдалины – « и русский дух и Русью пахнет »: здесь все пронизано любовью к России, ее традициям, истории. Даже пищу сестрицы готовят по старинным древнерусским монастырским рецептам. Этот островок русского православия на Святой Земле – словно второй дом для каждого эмигранта из СНГ. Здесь душа может плакать много, много молиться, каяться и исповедоваться, стяжать мир, покой и благодать. Здесь всегда тебя поймут, обогреют, утешат и не изгонят вон.

Поселили меня в келье с рабочими - строителями-реставраторами. Помню, что некоторые из них были из Молдовы. Я возил черепицу на тележке, помогал подносить стройматериалы. Здесь же мастера реставрировали старые иконы и писали новые для обители. Вечерами, после службы в церкви, мы часто беседовали: я рассказывал о Грузии и Украине, израильских реалиях и о многом другом, а ребята вспоминали Молдавию, говорили о тамошних святынях и монастырях, о вине и мамалыге. Мы спорили тогда жарко, какой виноград лучше и чьё вино вкуснее. Сошлись на том, что общее и у грузин и у молдаван – это любовь к жизни, солнцу, вину, танцам и песням. А кукурузные лепёшки «мчади»,- пекут и в Мегрелии, и кашицеобразную кукурузную массу «гоми», как и мамалыгу в Молдавии, тоже едят в западной Грузии. 
Прямо какое-то кулинарное мечтание, упаси Господи. В еде главное - мера. На Кавказе говорят: «тело - это ослик, на котором душа едет в Царствие Божье. Если не накормишь - не доедешь, если перекормишь - тоже не доедешь. Во всем необходима мудрость».

Три дня в монастыре пролетели незаметно. Уезжать не хочется, но необходимо. Впереди новые приключения и новые встречи.

Ещё раз прикладываюсь к раке с мощами мученицы Елизаветы Федоровны, к иконам, благословляюсь у игуменьи- настоятельницы, со всеми прощаюсь и покидаю обитель.

Помню слова матушки: «… многое еще претерпишь» и то, с какой теплотой и материнской любовью она перекрестила меня напоследок. Мне подарили книги, изданные в Америке православным издательством «Джорданвиль» и дали еды на дорогу. Когда ещё свидимся, суждено ли в этой жизни? 
Бог ведает! 
Пусть хранит тебя Господь, святая обитель!

Монастырь Св.Марии Магдалины в Иерусалиме (Гефсимания)

1533743_905697469454062_2366001893080986374_n

Рака с мощами Св.Елизаветы в монастыре Марии Магдалины в Гефсимании

1795685_905699009453908_3039715148633526387_n

Княгиня Елизавета Фёдоровна в одежде сестры милосердия Марфо-Мариинской обители

10422081_905699769453832_1677599555980295302_n

Миграции души, или приключения одного грузина в Земле Обетованной (часть третья), фото-1

Часть вторая

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#воспоминания странника
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...