Маслобойка Шимона Тиктинера в Кременчуге

Трудно точно сказать, когда человек получил и попробовал первый кусочек масла, но история маслоделия уходит своими корнями в очень отдаленное прошлое. Первое описание маслобойки приходится приблизительно на 3500 год до нашей эры. Именно тогда, более пяти с половиной тысячелетий назад, жители Шумера и Аккада занимались изготовлением сливочного масла в особой вертикальной мешалке, описание которой в виде клинописи сохранилось до наших дней.

Древние евреи использовали масло для еды, лечения, а также применяли в различных ритуалах. А вот способ, придуманный древними арабами и сирийцами, свидетельство о котором также сохранилось в истории маслоделия, как нельзя лучше демонстрирует изобретательность и смекалку этих людей. Цельную козлиную шкуру обитатели аравийского полуострова сшивали в прочный мешок, оставляя в левой передней лапе отверстие для стока пахты. Потом шкуру ритмично раскачивали до получения масляного кома.

Готовое масло держали в таких же кожаных мешках, что позволяло долго хранить его даже в условиях жаркого климата. На Руси тоже любили масло и традиционно изготавливали его из сливок, сметаны или цельного молока. Стоило хорошее масло недешево, а потому считалось признаком благосостояния семьи. Ведь для производства 1 килограмма масла требуется более 20 литров жирного коровьего молока. Не смотря на то, что уже в 9-ом веке «рузское» топленое масло было известно как широко распространенный товар для экспорта в европейские страны, в Киевской Руси позволить себе такую роскошь могли только зажиточные горожане.

О том, что производство масла можно в некотором роде механизировать, впервые догадались американцы. С начала 20-го века Карл Миле занялся производством первых механических маслобоек, состоящих из деревянной бочки с лопастями, приводящимися в движение с помощью ручного привода. Кстати сказать, именно это устройство послужило в дальнейшем прототипом стиральной машины. Прошедший век недаром считается веком всестороннего прогресса и повальных изобретений. Буквально через несколько лет после Миле, в 1913 году, другой американец Альфред Кларк из города Ист- Корент запатентовал свое оригинальное изобретение. Его ручные маслобойки были присоединены к обыкновенному креслу-качалке, раскачиваясь в котором, человек одновременно сбивал масло. Наверное, в современной Америке уже не сыщешь банальные ручные маслобойки без каких-либо усовершенствований. А вот у нас они до сих пор производятся и пользуются неизменной популярностью среди любителей свежих продуктов.

Сегодня, как и сотни лет назад, для многих из нас нежный вкус сливочного масла, намазанного на хрустящий ломтик свежеиспеченного хлеба, остается самым любимым и дорогим воспоминанием детства. А подсолнечник, в те времена, в южной части Российской Империи был распространен довольно широко, но в большинстве он рос просто так, для украшения дворов; правда, крестьяне уже научились сушить семечки и грызение оных вошло среди простолюдинов в моду.

Купец Данила Бокарев впервые попробовал из семечек получить масло. Для этого сметливый мужик изготовил специальное устройство, состоящее из толстого дубового пня со специальным вырезом внутри, деревянного цилиндра (он назвал его “хлопчиком”) и двух клиньев. Первая продукция примитивной (но гениальной, как все простое!) маслобойки вышла отменной. Произошло это в 1829 году. “Маслобойкой” ее назвали, потому что по клиньям нужно было ударять - и весьма сильно! - деревянным молотком. Очень скоро новая технология распространилась среди крестьян, ну, а потом дело производства подсолнечного масла пересекло границы Российской Империи и стало завоевывать Европу, а потом даже далекую Америку.

Уже в 1833 году Папушин основал крупный маслобойный завод, а вскоре такие заводы расплодились до неимоверного числа. Маслобойному делу, кстати, посвятил целое исследование В.И.Ленин. Справедливости ради заметим, что немногим ранее Бокарева первым собрал семечки и выжал из них масло некто Рогенбрук. До революции маслом в Кременчуге и Крюкове занимались все, кому не лень, но была одна небольшая маслобойня, которая вполне могла войти в “Книгу Гиннеса”. Называлась она в народе “Тиктинерер”. По воспоминаниям некоторых кременчужан, работала она непрерывно и без значительного ремонта, приблизительно с 1912 года и до самой революции 1917 года. Маслобойню эту в Кременчуге построил и запустил еврей Шимон Тиктинер. Маслобойка работала в три смены, выбивая ежедневно до 10 тонн масла в день. Хотя маслобойня была и небольшой, устройство ее было довольно сложным и обслуживали это хозяйство одновременно четыре человека. Работа была очень тяжелой. Работа в здании кипела, в прямом смысле этого слова: даже когда на улице не холодно было, внутренность маслобойни напоминала банную парилку.

Работники торопливо сновали, что-то таскали, подсыпали, подбрасывали лопатами... Семечку нагружали в большой резервуар, “яму”, из которого она подавалась на сепаратор, где отдувалась пыль и всякие листочки-стебелечки. Дальше семечки ждала “рушка”, ядрышки отделяли от шелухи. Следом - “вальцы”, которые измельчали ядра в муку, ну, а потом - “фалевка”. Фалевочный агрегат представлял собой два каменных круга весом по полторы тонны каждый, и эти камни в маслобойне кружились непрерывно. Фалевка уплотняла муку, и эта масса деревянными коробами переносилась на жаровню, где она поджаривалась до нужной кондиции. Это самая тяжелая часть работы: короб вмещал больше пуда массы, к тому же надо было чрезвычайно интенсивно орудовать лопатой. Жаровня, кстати, топилась шелухой (лузгой), так что получалось, как бы, безотходное и экологически чистое производство. Завершал процесс пресс, из которого выходило тепленькое масло (которое “пинэтся”) и твердый жмых (по-старинному, макуха).

При жарке нужно было соблюдать температуру в 120 °С, так вот, определяли ее... на ощупь. Совали руку прямо в жаровню - главное, сделать это надо было быстро - и определить, подкинуть ли еще лузги. Руки у работников все черные были, но маслобойщики имели на сей счет свой “фейри” - золу от сгоревшей лузги. После смены натирали ей грязные части тела, а смоешь - чистый, как младенец! Кстати, именно горящая лузга во многом определяла непередаваемый аромат тогдашнему кременчугскому кошерному маслу. Где находилась "Тиктинерская" маслобойка сегодня сказать трудно. Род Тиктинеров прослеживается, начиная XVI века. Пятьсот лет назад получила известность Ребекка (Ривка) Тиктинер (род. ок. 1500 г. ум. 1550 или 1605 г.), дочь раввина Меера Тиктинера. Ребекка стала первой женщиной, написавшей философский трактат по библейской этике "Кормилица Ревекки". Возможно, она оказалась первой женщиной - профессиональным философом в истории. Трактат, широко разошедшийся в списках среди современников, не устарел и до наших дней. Впервые он был напечатан в Праге в 1609 году. Издатель в предисловии констатировал: "Женщина сочинила книгу с библейскими стихами и проповедями ..., да будет ей это доброй памятью и всем остальным женщинам почетом, ибо и женщина может стать автором учения об этике и интересных толкований, не хуже мужчин". Ривку Тиктинер считают своей предшественницей современные еврейские феминистки. Она признана "отцом-основателем" движения женщин-раввинов из либерального крыла современного реформистского иудаизма. Р.Тиктинер упоминается в большинстве Германских энциклопедий.

В XVII веке Тиктинеры переселяются в Польшу. Известно, что один из польских Тиктинеров возглавлял в позапрошлом веке еврейскую общину. Предположительно в Ломже. Однако, вероятно, все прямые потомки польской ветви, носящие эту фамилию, погибли в годы Холокоста. Сохранились воспоминания А.Шапиро, отец которого Альтер Тиктинер был ортодоксальным польским евреем, автором философских трудов. Должно быть, при императрице Екатерине II Тиктинеры пришли в Белоруссию, а позже в середине XIX в. поселились в украинском Кременчуге. Шимон Тиктинер, в городе, как уже упоминалось, занимался бакалейной торговлей и имел "маслобойку". Учился в хедере, серьезного образования не получил, но был смекалист и сообразителен. Его дети, впоследствии, получили высшее образование за границей. Сын Шимона и Сарры Тиктинер - Абрам (2.12.1891-15.5.1942) окончил юридический факультет Льежского университета в Бельгии. После революции Абрам Шимонович Тиктинер перебивался учительством, затем в 1920 году перешел на хозяйственную работу и вырос до члена исполкома Райпромсоюза (1924-1925 гг.), курируя маслозаводы. Сказался опыт, полученный на предприятии отца. В 1926 Абрам Шимонович стал членом Кременчугской коллегии защитников, то есть стал первым адвокатом в роду. Затем кратковременно был районным судьей. на фото: Владельцы маслобойки в Кременчуге, бакалейщики - Шимон и Сарра Тиктинер.

Шимон и Сара Тиктинер - владельцы маслобойки

Две стороны адвокатского удостоверения Тиктинера Абрама Шимоновича (по документам Самсоновича), состоявшего в Кременчугской «коллегии защитников» в конце 20-х годов ХХ века

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
339 просмотров в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов