Евреи в украинской повстанческой армии (УПА)

Всю жизнь нас, «совковых», учили, что «пресловутые бандеровцы и, вообще, украинские националисты были равны нацистам в геноциде евреев». Как и все, что насаждалось большевиками, и это оказалось не правдой.

И националисты оказались разные, и красные партизаны были в огромном числе антисемитами и убийцами. Белое и черное перестало быть таковым. Стало сложнее. Всегда легче мазать одной краской всех: красные -спасители, жовто-блакитны (черно-красные) - убийцы.

На самом деле и там и там были и те и другие.  В моем поколении и старше люди все еще часто подвержены предрассудкам. И попытки опровергнуть эти предрассудки вызывают часто враждебную реакцию и обвинения в попытках оправдать убийц. На самом деле это попытка действительно разобраться кто убийцы, а кто нет.

«Общей платформой и сионистов и украинских буржуазных националистов стала ненависть к Советской власти» – писала «Радяньскa Україна» в августе 1971 года (статья называлась «Заговор обреченных»). Страницы тогдашних «украинских» периодических изданий пестрят заголовками и рубриками типа  «Факты против сионистов»,  «Зловещие блики сине-белой звезды», «Провокационная суета сионистов и националистов».

В 70-е годы отношения СССР и Тель-Авива были кризисными. Очевидно, пропагандисты устроили промывание мозгов «советским гражданам» не только с помощью «Всемирной конференции в защиту советских евреев», которая состоялась в Брюсселе 23 февраля 1971 года.

В конце 1960-х – начале 1970-х в советских тюрьмах и лагерях оказалось много молодых диссидентов из Украины, среди которых было немало  евреев. Они, воспитанные на советских учебниках и семейных преданиях о войне, всеми возможными способами передавали на Запад информацию об осужденных на 25-летние сроки – воинах Украинской Повстанческой армии, с которыми в «большой зоне», возможно, и не познакомились бы. Михаил Хейфец в своей книге «Украинские силуэты» называет их «святыми стариками». Случалось, что диссидент-шестидесятник попадал в одну тюрьму с евреем, осужденным на 20 лет за «украинский буржуазный национализм». И только сейчас мы можем узнать о трагедии и борьбе, которые стояли за этим приговором.

«Пока в мои руки не попали соответствующие документы, я считал, что УПА тесно сотрудничала с нацистами» – говорит израильский историк Аарон Вайс, семья которого и он сам были спасены украинцами.  «Немало бежавших из гетто в западных регионах Украины в 1942 – 1943 годах, так или иначе, встречались с украинскими повстанцами. Это непростая картина, большей частью позитивно окрашенная, – констатирует доктор наук, профессор Феликс Левитас. – Я лично работал с документами, видел, что немало евреев и представителей других национальностей сами добывали оружие и присоединялись к украинским повстанцам. Однако, повстанческие отряды были разными, полевые командиры были разными». Феликс Левитас - обладатель одной из наибольших в Украине библиотек по истории фашизма и гитлеризма, которую собирал в течение 20 лет. Докторскую диссертацию защитил в 1997 году на тему «Евреи Украины в годы Второй мировой войны».

В архивах профессора Сорбонны (Париж) Владимира Косика есть документы о том, как евреи оказывались в лесах. УПА организовывало операции для бегства евреев-врачей из нацистских гетто. Часть повстанцев находилась в тяжелом состоянии, оружия и продовольствия не хватало, и немало повстанческих отрядов организовывало из беглецов лагеря для гражданских лиц. Эти лагеря помогали повстанцам, а повстанцы охраняли лагеря. Из лагерей отбирали в отряд врачей и молодых людей, готовых воевать. «Евреи храбро воевали в рядах УПА, мы не знаем случаев их предательства или недостойного поведения», – пишет известный историк Ярослав Дашкевич. «Все они честно выполняли свой долг, оказывали помощь не только  бойцам, но и всему населению, не оставляя боевых порядков в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели случай перейти к красным. Многие из них погибли смертью храбрых на защите идеалов, за которые боролся  украинский народ», – такaя оценка участия евреев в украинском войске одного из руководителей повстанцев – Миколы Лебедя приведена в многотомной истории УПА.

Разные источники вспоминают о Стелле Кренцбах из Рожнятина, которая в своих воспоминаниях писала: «Своей жизнью я благодарна УПА и её бойцам». Часть ее воспоминаний напечатала газета «Нью-Йорк Таймс». Став сотрудницей министерства иностранных дел Израиля, она убеждала дипломатов, что «свободное украинское государство будет другом Израиля,  порукой и доказательством справедливого мира в мире». Стелла Кренцбах описала, как после возвращения советов постановлением местного отдела НКВД она была осуждена на смерть. В камере смертников вместе с нею оказалось 42 человека. «Мы всю ночь молились и просили чуда у Бога. Под утро действительно произошло чудо: двери камеры с шумом открылись – и мы увидели вооруженных повстанцев. Тогда местечко Рожнятин оказалось на четыре дня в руках УПА. С того момента я ушла в подполье, и моя жизнь теснейшим образом связалась с жизнью повстанцев. Я переходила с ними из одного места в другое, и так оказалась в Карпатах, в повстанческом госпитале с ранеными». В ее группе было 12 евреев, 8 из них – врачи.

«Немецкая пропаганда точно уловила момент украинско-еврейского согласия и пыталась помешать ему, – рассказывает Феликс Левитас. – В архивах есть две немецкие листовки. Первая: "Слушай, украинский народ! Москва дает секретные приказы ОУН. Из секретных указаний, что попали к нам в руки, видно, что кремлевские жиды находятся в тесной связи с ОУН, которая якобы воюет против большевизма. В руководстве ОУН сидят агенты, которые выполняют приказы кровожадного Сталина и его жидовских опричников". Вторая: "Чего хочет так называемая УПА? Селяне, помните, что УПА грабит украинский народ, мордует его и бесчестит. А кто является руководителем этой армии? Это львовские жиды и их кремлевские помощники"».

«Нацистская пропаганда имела некоторое влияние на определенную часть общества, – считает Феликс Левитас. – Общей точки зрения на "еврейский вопрос" у украинских политиков не было. С самого начала против нацистских методов и провокаций в западных регионах Украины выступили деятели ОУН – писатель и публицист Юрий Липа, редактор и экономист Лев Лукашевич, известный поэт Евгений Маланюк. Согласно документам, некоторая часть представителей ОУН колебалась, часть считала, что надо следовать немецким руслом». Между тем, ответом фашистов на Акт восстановления Украинского государства 30 июня 1941 года стали массовые репрессии, концлагеря и конкретно Аушвиц (Освенцим). Деятели ОУН, очутившиеся в Аушвице, одними из первых сообщили правду о массовых казнях еврейского населения, в частности об уничтожении в газовых камерах.

Новые исследования проливают свет на то, почему было расформировано войско Бульбы-Боровца. Представители СС призвали Полесскую Сич принять участие в карательных акциях против еврейского населения. Большинство казаков отказалось. Тогда и возник конфликт с эсесовцами. Кандидат исторических наук Жанна Ковба много лет исследует украинско-еврейские отношения в Галиции. Она приводит свидетельство Ивана Харива с Самборщины, который возил еду в лесное укрытие для четверых  еврейских девушек и парня в августе-октябре 1941 года. Селяне тайно собирали для них продукты. Позднее, по рассказу отца, Иван узнал, что укрытие евреев выдал полицай из соседнего села, которого в 1943 году уничтожили бойцы УПА.

Позицию местного населения можно увидеть из тогдашних нацистских газет. «Самборская газета» на Львовщине от 1 марта 1944 года сообщает: «Казнь за укрывание жидов и содействие им, казнены – Крыжковська Мария, Дмитривська София, Сухоруч Степан, Корчмар Мария, Масляр Ганна, Назар Мария, Куляк Микола, Ковальчук Михайло, Сущ Настя, украинцы».

«Эти газеты – огромный пласт для исследователей, которые увидят, что нацистскому геноциду противостояло местное население», – говорит Феликс Левитас.

Согласие между народами собственным примером и любовью прививал митрополит Андрей

Шептицкий,  который еще в 1913 году выступил против процесса по «делу Бейлиса», сфабрикованному в Киеве черносотенными организациями. В 1939 году он в интервью сионистской организации Галиции сказал, что всегда был сторонником возрождения еврейского народа и восстановления израильского государства.  Под влиянием первосвятителя Украинской Греко-католической церкви во многих церквах и монастырях галичане спасали сотни евреев. Под личной опекой Шептицкого выжили 15 раввинов (Давид  Кахане, которого спас митрополит, в 1970-е годы был главным раввином Тель-Авива). В ноябре 1942 года Шептицкий выступил с письмом «Не убий!», где обращался к украинцам с призывом не поддерживать нацистские провокации.

Антиеврейскую агитацию в Украине проводили и нацисты, и большевики.

«С нацистами пришел мощный пропагандистский аппарат, который мастерски играл на непростых украинско-еврейских отношениях, которые складывались на протяжении истории, – рассказывает доктор исторических наук Феликс Левитас. – Заняв Львов, нацисты устроили невиданную провокацию. Они открыли двери львовской тюрьмы, где накануне энкаведисты учинили массовые расстрелы, и заявили, что "это дело рук евреев". Дескать, все евреи – работники НКВД, которые беспощадно уничтожали украинский народ. По документам нацистов, кроме полицейских, местное население в своем большинстве на провокацию не отреагировало». Невзирая на то, что энкаведисты присыпали лица расстрелянных хлором и полили кислотой, среди мертвых во дворе львовской тюрьмы были опознаны несколько раввинов, деятелей еврейских партий и общественных организаций.

В ходе борьбы с большевиками бандеровцы отказались от наиболее радикальных идей тоталитарного национализма и сменили лозунг "Украина для украинцев" на другой – ”Свобода народам – свобода человеку!”.

В феврале-марте 1943 года националисты на территории Волыни создали УПА. Повстанческая армия приняла в свои ряды несколько тысяч украинцев и представителей других национальностей – татар, грузин, азербайджанцев, армян, узбеков и проч. К концу 1943 года в ней состояло около 15 тысяч повстанцев, опирающихся на разветвленную структуру бандеровского подполья и широкую народную поддержку.

На этом вооруженном этапе украинского освободительного движения документально фиксируется участие в нем и евреев.

Вот как описывает участие евреев в украинском Сопротивлении и.о. руководителя ОУН(б) в 1941-1943 годах Николай Лебедь: ”Большинство врачей и санитаров  УПА были евреи, которых УПА спасла от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые госпитали и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли смертью храбрых в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ”.

В радиограмме в Центр 30 октября 1943 года руководители одного из коммунистических партизанских отрядов  Бегма и Тимофеев сообщали: ”Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время [среди] националистов много евреев, особенно фельдшеров и врачей”.

Отмечали участие евреев в УПА и советские репрессивно-карательные органы. Специальная докладная записка начальника управления контрразведки ”Смерш” 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК КП(б)У  Никите Хрущеву повествует о задержании  1 февраля 1944 г. ”активного члена ОУН, еврея” Лейбы Иосифовича Домбровского (псевдоним ”Валерко”). Из текста следует что он, уроженец села Ольшаница Ракитнянского района Киевской области, 1910 года рождения, с 1929 по 1941 года состоял в ВКП(б). Окончил юрфак Киевского университета. В начале советско-германской войны был призван в Красную армию и, участвуя в боях, в 1941 году был ранен и попал в немецкий плен. Изменив фамилию, имя, отчество и национальность на украинца – Леонида Панфиловича Дубровского, ему удалось вырваться из нацистской неволи. Поселившись в городе Ровно, он в конце 1941 года установил связь с Организацией украинских националистов и с началом вооруженной борьбы в 1943 году стал сотрудником политического отдела Украинской повстанческой армии. Здесь нужно подчеркнуть, что речь идет о наивысшей политической структуре УПА.

Работая в политотделе, Лейба Домбровский написал ряд ”контрреволюционных националистических листовок, брошюр и воззваний”, в которых он заявлял, ”что Москва угнетает народы не русской национальности”, призывал угнетенные народы ”к вооруженной борьбе с советским государством”. Среди подготовленных им материалов – воззвания к узбекскому, таджикскому, армянскому, чеченскому и другим народам. В августе 1943 года обвиняемый написал брошюру ”Как московский царизм покорял народы”.

Интересно, что, согласно этому документу, не националисты втянули его в ОУН, а он сам ”установил связь” с бандеровцами (из-под палки вряд ли будешь писать пламенные воззвания и брошюры – авт.).

О подобных инициативах других евреев свидетельствует отрывок из отчёта одного из руководителей тыла военного округа УПА ”Зарево”, описывающий ситуацию около города Костополь в Ровенской области УССР в августе 1943 года: ”Национальных меньшинств в этих трёх районах нет, за исключением нескольких евреев, которые в последнее время добровольно пришли к нам работать…”.

Одним из лучших врачей в отряде УПА имени Ивана Богуна, который базировался в южной части Волынской области, был амбулаторный врач Шая Давидович Варма (”Скрипач”). Исходя из протокола допроса после ареста в августе 1944 года органами НКВД, он родился в Варшаве в 1909 году. Учился один год во Франции, в 1937 году окончил Варшавский медицинский институт, супругу звали Бронислава. До 1939 года работал в еврейском госпитале в Варшаве. Потом, во время германско-польской войны, спасаясь от гитлеровцев, выехал в городок Владимир-Волынский на Западной Украине, где служил врачом-эпидемиологом, а позже стал врачом сельской амбулатории, коим и работал в годы немецкой оккупации. Был мобилизован в УПА в мае 1943 года, находился там до августа 1944 года, за это время вылечив, согласно его собственным показаниям на допросе, более 200 украинских повстанцев.

До нас дошли воспоминания о Шае Варме бывшей разведчицы УПА Галины Островецкой (”Коханской”): ”Варма был замечательным врачом, который в бункерных условиях делал сложные операции, он чудесно играл на скрипке, с которой никогда не расставался. Ему и псевдоним дали ”Скрипач”. Когда выпадала свободная минута, повстанцы собирались на лесной поляне, приглашали Варму, который играл для них украинские и еврейские мелодии. Его все любили и берегли”. По свидетельству Галины Островецкой, за деятельность в УПА Шая Варма был приговорен к двадцати годам концлагерей.

По воспоминаниям сотенного УПА  В. Ниновского (”Грабенко”), действовавшего в северной, лесной части Ровенской области, врачом в его батальоне был еврей из города Ровно под псевдонимом ”Чёрный”. По словам автора, когда было много раненых, доктор ”Чёрный”, кроме УПА, постоянно бывал на санитарных пунктах, чтобы оказывать помощь крестьянам, поскольку других врачей в том регионе не было.

Жена Романа Шухевича – Наталья в сентябре 1942 — феврале 1943 года прятала у себя соседскую девочку-еврейку Ирину Райхенберг.  Роман Шухевич помог с изготовлением для девочки новых документов на имя украинки  Ирины Рыжко, по которым она значилась дочерью погибшего офицера Красной Армии, и что после того, как Наталья Шухевич была арестована гестапо, Роману Шухевичу удалось переправить девочку в сиротский приют при женском греко-католическом монастыре сестер василианок в Пилипове, близ местечка Кулыкив — в 30 км от Львова. Информация стала известна только в 2009 году, после обнародования материалов архивов СБУ.

«Движение украинских националистов не было антисемитским. Бандеровские лидеры спасали евреев в годы Холокоста и сражались вместе с ними в рядах Украинской Повстанческой армии (УПА)», – заявил историк В.Вьятрович, на основании рассекреченных архивов КГБ.

Антисемитизм в Украине был, но его организаторами и вдохновителями были сперва Царская Россия, а потом Нацистская Германия. До 1941 года ОУН никак не выделяла евреев в своей борьбе. В 1941 году евреев выделили. Звучали призывы бороться с ними как с пособниками большевизма.

Сам Степан Бандера находился под немецким арестом с 1941 по 1944 год и не был прямо причастен к созданию УПА, являясь скорее его идейным вдохновителем и ярким символом. После освобождения на первом же акте принятом ОУН в 1944 году было принято решение полностью отказаться от любого вида борьбы против евреев. Евреи были поставлены на один уровень с остальными национальностями, которым гарантировалась свобода культуры и вероисповедания. Все документы, свидетельствующие о том, что к геноциду евреев были причастны члены ОУН -УПА были отвергнуты Нюрнбергским Трибуналом, а позднее и Конгрессом США на заседании по нацистским преступникам.

В заключение повторим сказанное в начале - были среди благородных и идейных украинских повстанцев  преступники, убийцы, оголтелые  антисемиты - как и среди красных солдат и партизан.  Наша задача – знать всю правду, не деля ее на кусочки.  И эту правду мы будем  искать.

Источники:

1.Волинь і Полісся: УПА та запілля 1943–1944. Документи і матеріали. / Упор. О. Вовк, І. Павленко. Літопис УПА. Нова серія. Т. 2. Київ – Торонто, 1999, с. 340–341.

2. Українське державотворення. Акт 30 червня 1941. Збірник документів і матеріалів. – Львів-Київ: „Піраміда”, 2001, с. 11.

3. Патриляк І. К. Легіони Українських Націоналістів (1941–1942): історія виникнення та діяльності. – Київ: Знання, 1999, с. 26.

4. Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002, с. 15-16.

5. Iдея i чин: орган проводу ОУН, 1942–1946. Літопис УПА. Т. 24. Торонто – Львiв: ”Літопис УПА”, 1995, с. 52.

6. Лебедь М. Українська Повстанська Армія, ії генеза, ріст і дії у визвольній боротьбі українського народу за Українську Самостійну Соборну Державу. Ч. 1. Німецька окупація України. (Репринтне видання) – Дрогобич, 1993, с. 69.

7. Боротьба проти УПА і націоналістичного підпілля: інформаційні документи ЦК КП(б)У, обкомів партії НКВС-МВС, МДБ-КДБ. 1943–1959. Книга перша: 1943–1945. Літопис УПА. Нова серія. Т. 4. Київ – Торонто: „Літопис УПА”, 2002, с. 107.

8. ЦДАГОУ, Ф. 1, оп. 23, спр. 930, арк. 115-116.

9. Волинь і Полісся: УПА та запілля 1943-1944. Документи і матеріали. / Упор. О. Вовк, І. Павленко. Літопис УПА. Нова серія. Том 2. – Київ – Торонто, 1999, с. 245.

10. Літопис нескореної України. Документи, матеріали, спогади. Т. 1 – Львів: Просвіта, 1993, с. 413-416.

11. Берекета Б. Багряними шляхами // Голос України. № 119 (369) 26.06.1992. С. 13.

12. Медична опіка в УПА. Літопис Української Повстанської Армії. Т. 23. – Торонто – Львів: Літопис УПА, 1992, с. 79.

13. Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (Тактика борьбы) / Под общ. ред. А.Е. Тараса / Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000, с. 41.

14. ДА СБУ, спр. 376, т. 66, арк. 500-501.

15. Yones, Eliyahu Die Strasse nach Lemberg: Zwangsarbeit und Widerstand in Ostgalizien 1941-1944 / Bearbeitet von Susanne Heim. Aus dam Hebräischen übersetzt im Auftrag der Zentralen Stelle der Landesjustizverwaltungen zur Verfolgung der NS-Verbrechen, Ludwigsburg. – Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1999, S. 111-112.

Митрополит Андрей Шептицкий

Евреи в украинской повстанческой армии (УПА) (фото) - фото 1

 Активный член ОУН Лейб Домбровский (псевдоним "Валерий)

Евреи в украинской повстанческой армии (УПА) (фото) - фото 2

Еврейские бойцы ОУН УПА

Евреи в украинской повстанческой армии (УПА) (фото) - фото 3

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов