Кременчугская древлеправославная община строит в Крюкове свой храм

Со времени князя Киевского - Святого Владимира, и даже раньше, еще со времен княгини Ольги, древлеправославие существует на Руси. До патриаршества Никона Русь твердо держалась древнего благочестия. Несмотря на это, на протяжении многих веков древлеправославие было под запретом, а последователи дораскольной православной церкви подвергались жестоким гонениям и всевозможным преследованиям. Сложилась ситуация, когда древлеправославным христианам пришлось тайно молиться и сохранять свои религиозные устои, скрывать от властей и господствующей церкви свою приверженность древней православной вере, традициям и обычаям своих благочестивых предков.

По словам ныне покойного академика Дмитрия Лихачева, реформа XVII века не только разделила общество на две части, но и разрезала пополам живую душу народа. Все беды, которые испытал и испытывает народ, являются следствием этого раскола. Александр Солженицын писал: «… духовный раскол XVII в. породил революцию 1917 года. И пока не вернемся к истокам своих традиций, к вере своих благочестивых предков, не будет добра».

Реформа XVII в. привела общество к расколу, к появлению её сторонников - никониян (новообрядцев) и защитников старой, истинной православной веры – староверов.

С этого момента они встали на защиту подлинной веры, национально-культурных и бытовых традиций. Староверие изначально представляло собой акт духовного сопротивления.

Менялись цари, менялись власти, режимы, а репрессии против ревнителей древнего благочестия и древлеправославной веры не прекращались: они или ужесточались, что происходило в царствование Софьи, Петра I, Анны Иоанновны, Павла I, Николая I, в безбожное советское время, или несколько затухали, ослабевали: при Екатерине II, Александре I, Александре III, Николае II, но никогда не прекращались. Поэтому староверы бежали, кто куда мог, уходили за пределы России. Это была первая волна эмиграции.

Петр I не только обезглавил господствующую новообрядческую церковь, лишив её патриарха, но и лишил её Христова таинства – тайны исповеди священству. Обязал всех священнослужителей докладывать в тайную канцелярию о сведениях, полученных на исповеди от кающихся христиан.

В 1917 году большевики, придя к власти, ничего не выдумывали, а применили уже испытанный метод Петра I. Введенный ими "красный террор" пролил реки человеческой крови. В этом смысле Петра можно считать первым революционером-большевиком. Староверы всегда считали и считают его предшественником антихриста.

Находясь в запрещении и подвергаясь преследованиям со стороны царских властей и господствующей новообрядческой церкви, староверы выстояли, но века жестоких преследований и гонений не прошли даром для них.

Враги древлеправославия добились раздробленности староверов, систематически и целенаправленно уничтожая соборное единство, но они не смогли уничтожить духовное единство веры, традиции, обычаи. В условиях жесточайших преследований со стороны властей в древлеправославии появилось два основных направления: поповство и безпоповство.

Духовными центрами становились места, где появлялась возможность у староверов вести духовную деятельность. Одними из самых влиятельных духовных центров были: Соловецкий монастырь, Выговское общежительство, Керженец, Ветка, Иргиз, Преображенская и Рогожская слобода в Москве и др.

Еще до 1780-х годов в Кременчуге стали селиться староверы, бежавшие от гонений и преследований. Преимущественно это были выходцы из Белоруссии и Западной Украины. В числе первых сооружений в Кременчуге появляется древлеправославная моленная, или часовня (в районе нынешней улицы Гагарина), распологавшаяся на берегу безымянного озера, а сама улица, до 1845 года называлась Старообрядческой.

В 1845 году многих кременчугских староверов стали насильственно обращать в единоверие. В это время в городе проживало около 2,5 тысяч древлеправославных христиан.

Среди жителей правобережной части Кременчуга – Крюкова Посада – также была значительная доля староверов, многие из которых были весьма состоятельными людьми. На пожертвования купцов Кушнаревых, Бенцекиных, Бирюковых, Чуркиных были построены церкви – Крестовоздвиженская и Покровская, древлеправославные скиты (в начале нынешней улицы Макаренко), богадельни и приюты.

В начале 90-х годов ХХ столетия, вновь возродившейся в Кременчуге древлеправославной общине, на правобережьи Днепра, городские власти выделили земельный участок (0,12 гектаров) для постройки храма. Место это очень живописное (на месте бывших древлеправославных скитов). Разработан проект будущей церкви во имя Святителя Христова Николы Чудотворца. Ведется сбор средств, заготавливаются стройматериалы. Пока сооружена небольшая одноименная церквушка, где проводятся богослужения.

С 1 сентября 1998 года в качестве настоятеля древлеправославного прихода Святителя Христова Николы Чудотворца, в Кременчуге служил иерей Никола (Просин). Он из местных, по специальности инженер-строитель, окончил Харьковский инженерно-строительный институт, и до принятия священного сана трудился на Крюковском вагонном заводе. Сейчас бывший иерей Никола-Древлеправославный Епископ Украинский.

Сегодня настоятелем Древлеправославной Церкви Святителя Христова Николы Чудотворца в Кременчуге является благочинный Слобожанского благочинья - иерей Павел (Колокольников).

По благословению преосвященного Николы Древлеправославного Епископа Украинского, дорогие братья и сестры! Община древлеправославных христиан Кременчуга просит оказать молитвенную и материальную помощь в строительстве храма во имя Святителя Христова Николы Чудотворца в посаде Крюков, в историческом месте, где в древности располагались монашеские скиты.

Денежные пожертвования вы можете перечислить на р/с 26003055232911, ЗКПО ЕГРПОУ 24833621, МФО 331401, в КБ "Приватбанк" Кременчуге, МФО 331401, код 24833621, либо на карточку КБ "Приватбанк" № 5169 3305 0064 3025.

Желающие оказать помощь могут обращаться по тел.: +38 067 38 98 452; +38 098 293 72 08 к председателю приходского совета.

Спаси вас Христос!

Историческая справка о древлеправославных (старообрядческих) церквах в Кременчуге.

Покровская (каменная пятиглавая, с отдельно стоящей колокольней). Имела 3 престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и два придельных – Св. Николы и Святых Симеона и Анны. Находилась в Крюкове, на нынешней улице Приходько, примерно на месте жилых домов №23 и №29.

Крестовоздвиженская (каменная трехглавая, перестроенная из собственного дома купцом Кушнарёвым). Освящена в 1825 году Позже была пристроена каменная колокольня. Находилась неподалеку от съезда с моста, на нынешней улице Приходько.

Рожество-Богородичная (деревянная одноглавая, в одной связи с колокольней). Освящена в 1794 году. При ней теплая церковь во имя Св. Великомученника Георгия. Находилась приблизительно на углу нынешней улицы Первомайской и К. Маркса.

Покровская (деревянная трехглавая). Освящена в 1845 году. При ней теплая церковь во имя Рожества Пресвятой Богородицы, каменная, двухглавая. Находилась приблизительно на углу улице Первомайской и Гагарина.

Кременчугская древлеправославная община строит в Крюкове свой храм, фото-1
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
273 просмотра в марте
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии