• Головна
  • История древлеправославного прихода села Сосновка Гадячского района Полтавской области. Часть третья
Знай свою историю
10:37, 14 квітня 2014 р.

История древлеправославного прихода села Сосновка Гадячского района Полтавской области. Часть третья

Знай свою историю

Г Л А В А 3.

История появления и существования в Свинарной женского монастыря.

Другой, не менее яркой страницей жизни древлеправославных христиан с. Свинарная было построение и существование женского монастыря.

А началось все из того, что однажды, по случаю, в доме одного из верующих, Алимпия Ивановича Рудченко, гостил некий старец и благословенный инок именем Макарий. Сам он был родом из Нижегородской губернии. До того, как принять иноческое житие, он был простым крестьянином, имел жену и дочь. Потом оставил нищету и суету этого мира и постригся в иноческий чин. И дочь свою тоже обручил Христу и в дар Богу обещал. Так же и супругу свою увещал на такую чистую жизнь. Сам переселился от своего селения и стал проживать один, в келии у одного Христолюбца. Потом, с помощью Божией, соорудил обитель для своих супруги и дочери. Вскоре к ним присоединились ещё девицы, и таким образом получилась небольшая обитель. Наставницей и игуменьей в ней была матушка Иулиания.

Обо всем этом рассказал старец Макарий Алимпию. Этот рассказ стал известен дочери Алимпия, двенадцатилетней отроковице Евдокии. Воспитанная в благочестии христианском и наученная грамоте, а паче чтению Божественного Писания, Евдокия пожелала поехать с иноком в его страну и поселиться в женской обители, дабы подготовиться принять постриг. С ними поехала и ещё одна девица Марья, постарше Евдокии, уже совершеннолетняя. И была она Евдокии в чужой стране как мать, в утешение.

Макарий отвез девиц в женскую обитель и вручил их игуменье и наставнице Иулиании, которая и причислила их к своему маленькому лику девиц. И опекала их, и учила чтению, пению и всему христианскому и иноческому закону.

Так Евдокия с подругой своей, духовною сестрою Марьею, начала жить и учиться, и возростать духовно, и благодать Божия поспешествовала им, и скоро научились они духовной премудрости. А бывшая юная отроковица Евдокия, ради своего смирения и любви к Царю Небесному, скоро восприняла и уразумела церковный устав.

Примерно через год тот же инок Макарий снова побывал в селении Свинарная и благодарил Алимпия и его супругу за такую добрую дочь, которая так скоро начала расти в высоту духовного разума. Тогда и третья от христианской братии девица Харитина, дочь Викула Афанасьевича Меняйла пожелала поехать в монастырь. Хотя Викул и не очень благословил её на это, но она поехала с Макарием.

После этого прошло ещё два года. Девицы за это время ещё подучились и возросли в духовном смысле. По случаю, они услыхали, что недалеко оттуда есть другой, древний и побольше девический монастырь, в котором проживает более тридцати девиц. В нём же и дочь Макария обучалась, покуда не было ещё нынешней обители.

Полтавские девицы решили туда переселиться, чтобы более иноческому уставу научиться. Они познакомились с тамошними наставницами, и те не отреклись принять их в свою обитель. Так все три девицы перешли туда, в так называемую Чернышиху.

Девицам очень понравилась новая обитель, и они попросили благословения у матушки Павлины, чтобы ненадолго поехать в гости в своё село. Им хотелось пригласить ещё какую-нибудь из подруг. Матушка отпустила и благословила их на родину на целое лето. За это время ещё три девицы согласились поехать в монастырь, и четвертую Марфу взяли с собой (3-4 летнюю девочку), которая была единственной дочерью у родителей. Но ради любви к Богу, или паче сам Господь так изволил, чтоб из уст младенец совершалась Ему хвала, благословили родители свою дочь в дар Богу, чтобы возросла в невесту Жениху Небесному.

И так поехали в нижегородскую обитель Чернышиху шесть взрослых и седьмая, младенствующая, девицы. Последние четыре - не грамотные и необразованные «полтавского языка малороссийского» девицы.

 Но мать духовная и наставница искусная, и другие старицы, с любовью приняли всех их и причислили, и начали о них промышлять, учить их чтению и пению, трудам и молитвам, послушанию, терпению, и смирению, и просто всему иноческому и христианскому обычаю и уставам.

И вот, года через два после этого, двух из семи девиц, как старейших в духовном разуме и искуснейших, постригли в инокини. Это были: Евдокия, по постриге – Еванфия, и Харитина, по постриге – Хеония. Остальных еще оставили обучаться.

Через некоторое время приняли постриг Агафия, в монашестве Агния, Марья – Марионила, Елена – Евстолия.

Все они приезжали на родину, в гости. Эти поездки в гости искусили самую младшую из них, Марфу, которая была уже 14 или 15 лет и готовилась принять постриг. Пребывая в гостях, в родном селе, она была приглашена на свадьбу и, побывав там, не пожелала возвращаться в монастырь, осталась дома.

Находясь далеко от дома, инокини, конечно же, тосковали по родным местам, и желание имели на своей родине обитель себе найти, но на Украине таковых не было. И потому их родные, а также все древлеправославное общество села, помышляли соорудить для них обитель в родных местах.

По этому вопросу, 6 февраля 1910 года, состоялось собрание братии, где Никифор Иовлевич Белан предложил рассмотреть вопрос о построении женского монастыря. Местом для постройки он предложил выбрать его урочище Жабинцево, как наиболее удобное: и от села место несколько отдаленное, и пруд там есть, и близко ключи бьют, и земли для хозяйствования достаточно. Было решено, что строительством дома для обители займется Алимпий Иванович Рудченко, и постарается для дочери своей и её духовных сестер соорудить монастырь во славу Божию.

Решено было также попросить благословения у матушки Павлины, о чем было ей написано. Но она не изволила благословения дать, и не хотела отпустить инокинь на родину насовсем. Так они и оставались там до 1917 года, пока монастырь не закрыли большевики. А потом приехали на родину, и нашли здесь построенную обитель, готовую принять их. С ними приехала также матушка Афанасия из того же монастыря. Итак, они поселились в этой новой обители и стали воздавать хвалу Богу на родной земле.

Во время раскулачивания зажиточных крестьян и тех, кто не записался в колхоз (а это были, в основном, древлеправославные), многие из них находили себе пристанище в этой тихой монашеской обители. Для этого дом был переделен на две части. В одной проживали и молились инокини, а в другой жили бездомные люди.

Монастырь был закрыт и снесен в 19… году. И до сих пор в сосновом лесу возвышается холм, поросший малиной и маленькими кленами.

Древлеправославные инокини сверху слева направо Еванфия, Агния; снизу слева направо Хеония, Евстолия

10168915_751845988172545_248859432_n

Чернухинский ("Чернышихин") скит. 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

1624737_751845998172544_1501425531_n

Чернухинский скит. Скитские уставщицы. 1897 г. Нижегородская губерния, Семеновский уезд.

10264349_751845984839212_226741677_n

Чернухинский ("Чернышихин") скит. Общий вид.

968010_751845991505878_495698768_n10249068_751845994839211_1342351665_n

Чернухинский ("Чернышихин") скит.

10248864_751850864838724_1269738996_n

Г Л А В А 4

Посещение села священниками и исполнение духовных треб верующих.

Первые, познавшие истинную веру христиане, ездили для совершения святого крещения в Лужки. Тогда, в тамошнем древлеправославном приходе, служил отец Александр. Он любезно принимал и с любовью крестил приезжавших в Лужки украинцев. Вслед за отцом Александром в Лужках служил отец Никола. Он тоже много новопросвещенной братии порождал во святой купели. Но ни один из священников тех не бывал в Свинарной.

Позже люди ездили, также, в Ветку. Там многие венчались.

Однажды, пребывая в Москве, Василий Никифорович Белан познакомился с батюшкой Максимом, который стал ему духовным отцом. Василия Никифоровича волновало то, что не все могли ездить к священникам, ведь были и немощные, и малые…

 И он, от имени братии, просил отца Максима посетить Свинарную. Тот согласился и поехал на Украину. Тут он крестил и довершал младенцев, исповедовал и причащал христиан. В Свинарной отец Максим был три раза. А когда, впоследствии, из-за болезни не мог совершать долгие путешествия, то благословил братию звать отца Александра, из Климово. Он два раза приезжал. Также приезжал и священноинок Серафим с Ветки.

Впервые приехал священник в Свинарную в 1900 году. И так ездили священники до 1934 года, а потом длительное время никто не приезжал.

И лишь в середине шестидесятых годов священники вновь стали посещать село. Вследствие этого было много только погруженных при крещении, но не довершенных людей. Многие ездили довершаться в Новозыбков, во Льгов, в Москву. А многие довершались дома, когда приезжал священник. До 1993 года в Сосновку, для исполнения треб древлеправославных христиан, ездил священноиерей Иоанн Золотухин со Льгова (впоследствии Древлеправославный Епископ Белорусский Иосиф - ред.).

11 Июня 1999 года, на 30-м году жизни, преставился священноиерей Андрей Викторович Дронов, настоятель Древлеправославного храма в честь Рожества Христова в деревне Сосновка, Гадячского района, Полтавской области (Украина).

Отец Андрей принимал деятельное участие в украшении внутренней части храма. Он заказал резные деревянные украшения и декоры, и решил самостоятельно приготовить лак из трех компонентов: живицы, скипидара и растворителя. Два последних компонента взрывоопасны. Помогала ему казначей храма Прасковия, 54 лет. Смесь варилась на плите с открытым огнем, в маленьком подсобном помещении. Она закипела, и пары заполнили помещение. Когда отец Андрей стал сдвигать кастрюлю, пары воспламенились. От неожиданности батюшка уронил кастрюлю на пол, смесь разлилась, пламя охватило все вокруг...

В пламени они не могли найти дверь, выбили окно и, словно две горящие свечи, выскочили из помещения. По оценкам врачей, ожоги составили 80-90%. У отца Андрея местами кожа обуглилась на полсантиметра. Имея крепкое сердце, он мучился четыре дня. Парасковия скончалась двумя днями ранее.

Четыре последних дня своей жизни священноиерей Андрей провел в реанимации, сознание не покидало его. Страдал он невыразимо. Перед смертью отец Андрей был пособорован епископом Львом и причастился Святых Таин Христовых.

Священноиерей Андрей Дронов в 1991 году поступил в Высшее Древлеправославное Духовное Училище и в 1996 году получил диплом о его окончании. В приходе села Сосновка служил с 1993 года.

Вдова отца Андрея, матушка Наталия Николаевна, в 22 года осталась с двумя младенцами на руках, 2-х и 3-х лет.

Погребение Священноиерея Андрея Дронова в Рожественском храме с.Сосновка возглавил 12 июня 1999 года Епископ Курский и Самарский Лев.

Похоронен священноиерей Андрей Дронов на территории церковного двора, недалеко от храма.

В разные годы, после смерти иерея Андрея, приход окормляли священник Дионисий, священноиерей Никола (Просин) – нынешний Преосвященный Древлеправославный Епископ Украинский.

Сегодня настоятелем древлеправославного прихода села Сосновка является благочинный Слобожанского благочинья, иерей Павел (Колокольников).  Он же окормляет древлеправославных христиан Кременчуга, являясь настоятелем церкви Святителя Николы Чудотворца в Крюкове. Приходы зажили новой жизнью, регулярно проводятся богослужения, при храме Рожества Христова действует воскресная древлеправославная школа.

На этом месте в Сосновке был монастырь

10169107_751865051503972_2024374226_n

Древлеправославная церковь Рожества Христова в с. Сосновка, Гадячского р-на, Полтавской обл.

10169159_751866111503866_1325645943_n

Священноинок Серафим

10152602_752725864751224_964925894575271016_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#история Кременчуга #село Сосновка #древлеправославные христиане
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...