10:04, 17 серпня 2014 р.

В горячем небе над Египтом

Воспоминания нашего земляка, лётчика-истребителя А.Н. Васильева.
- В начале 1970 года, в связи с резким обострением ситуации на границе с Израилем, в Египет отправляются советские военные специалисты. Была сформирована дивизия ПВО, в составе трех зенитно-ракетных бригад, под командованием генерал-майора артиллерии Алексея Смирнова. Действовал истребительный авиационный полк (командир – полковник Константин Коротюк) и необходимые вспомогательные подразделения. Перед советскими военнослужащими ставилась задача: прикрыть стратегически важные районы Египта, в том числе Асуанскую плотину и основные авиабазы в районе канала. 
Следует сказать, что авиаполк был переброшен с Украины, его пилоты и техника ранее базировались на аэродроме Лиманский. При этом все мероприятия были окружены завесой секретности.
Прибывших военспецов - «хабиров» (так называли советских военных египтяне) разместили с комфортом, они жили в тихом городке, больше напоминавшем оазис. Каждый день, на рассвете, за летно-техническим составом прибывали автобусы, доставлявшие офицеров и механиков к 5.00 на аэродром.
Впрочем, если с жильем всё оказалось в порядке, то с питанием поначалу возник казус. Дело в том, что отсутствовала столовая. Египетские летчики питались вскладчину (благо, позволяло привилегированное положение по отношению к остальным родам войск). Ели, сидя на коврах: стульев и столов не было в помине.
Рассказал об этом в беседе «с глазу на глаз» наш земляк - кременчужанин, бывший военный летчик, специалист высшей категории, подполковник в отставке - Андрей Николаевич Васильев, служивший в 70-х на Ближнем Востоке (135-й истребительный авиаполк авиационной группы ограниченного контингента советских войск в Египте).
Андрей Николаевич поведал также, что некоторые кременчужане, побывавшие на Ближнем Востоке в те «застойные» годы, на самом деле были сотрудниками КГБ, и находились там по заданию. Так, методист ЦБС им. Горького В. (по понятным причинам мы не называем имени), побывавшая с супругом (строителем) и детьми в Египте, на самом деле являлась лейтенантом Комитета Государственной Безопасности.
- Миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете была секретной – рассказывает Андрей Николаевич. На крыльях и киле самолётов – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, всё выведено причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты, техники, и я в том числе, выучили фразу по-арабски – «ана хабир суфвити» (пер. - «я советский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.
Всевидящая разведка «Моссад» уже доложила о прибытии специалистов из СССР. «Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать!». На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: «прямая угроза существованию Израиля!»
С первой половины апреля 1970 года начались наши встречи в воздухе с израильтянами. Всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за нашим поведением, отслеживали все маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.
Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривали противника. Вот, буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома»! Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески усеяны множеством крылатых ракет класса «воздух-воздух», два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.
А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки калибра 30 мм.
Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, нашим пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.
- Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? 
- Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, дальнобойных ракет и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту сбросить с небес любого воздушного противника.
К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступать в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. 
Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Всё же, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.
Была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, израильтян просто размажут в воздухе.
План тогда не сработал. Видимо почуяв неладное, евреи отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако советских истребителей нигде нет!
Отвратительное взаимодействие с египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП категорически запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.
30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».
- Спустя годы, даже мурашки по коже, когда вспоминаю, что во всех тех событиях принимал непосредственное участие – говорит 77- летний подполковник Андрей Васильев.
За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и ВВС Армии обороны Израиля имевшей место 30 июля 1970 года – продолжает свой захватывающий рассказ летчик Васильев. - Ведь столько лет всё было под грифом секретности, столько лет вообще об этом не принято было говорить. Только в узком кругу мы обсуждали, и только шепотом. У меня друг был – Лёня Босенко, он тоже офицер, орденоносец, он тоже там был. Увы, его уже нет с нами.
- Единственное, о чем теперь можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – были сбиты МиГи с советскими экипажами. 
Заметно волнуясь, Андрей Николаевич перечисляет фамилии погибших летчиков: Журавлёв Владимир Александрович — капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести»; Юрченко Николай Петрович — капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести»; Яковлев Евгений Герасимович — капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».
- Совершенно очевидно одно – была организована засада ВВС Израиля (Israeli Air Force - авт.). Но как получилось, что пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?
Согласно версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению «русские» обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, «русские» задергались и внезапно оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.
20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате израильские истребители расстреляли пять советских асов, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на аэродромы. В ту ночь на израильских авиабазах гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за уничтоженных ими «русских».
- Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины – продолжает Андрей Николаевич. - Например, одна из заслуживающих внимание версий от моего приятеля, украинского исследователя - Виктора Бабича, звучит следующим образом: «В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящими силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и в нужный момент.
Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты. Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).
До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – он дрался один против четырех еврейских самолетов, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля».
- Насколько мне известно, тяжелые повреждения, также, получил «Мираж» израильского летчика Ашера Снира - выпущенная в упор ракета повредила его самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим. Об этом я прочитал в книге «Огонь в небесах».
Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.
А пятый сбитый «русский» самолет? А он пропал! О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно до сих пор.
- Как я слышал, - говорит Андрей Николаевич, - израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Вы будете сильно удивлены, но его сыновья некоторое время проживали в Кременчуге! Они тоже летчики. Я потерял с ними связь, после того, как Каменевы выехали из города, где-то в конце 90-х. Даже не знаю, где теперь.
Слухи, слухи… Иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.
- В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» ВВС Израиля понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей, а также многоцелевые истребители «Фантом».
Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.
Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты: в результате боя 30.07.1970 было сбито четыре МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.
Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж», что приземлился на авиабазе Рефадим.
- Грустная и поучительная история! Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их!) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно!), скажу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ – заявляет Андрей Николаевич.
ВВС Израиля имели возможность досконально изучить истребитель МиГ-21. 
В августе 1966 года иракский летчик, по предварительному сговору, угнал МиГ-21 в Израиль (так называемая операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.
Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех (звучал в эфире, в том числе, и отборный мат на русском и идише, искрометный еврейский юмор) «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.
ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители евреев вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп. 
Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.
Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.
- В одном из интервью, которое мне довелось прочитать, командующий израильскими ВВС сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.
В отличие от израильских пилотов, многие из которых были выходцами из СССР, советские летчики-истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий июля 1970, всех участников боя собрал командующий Советской авиагруппировкой в Египте - генерал Григорий Устинович Дольников.
Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.
Многие израильские летчик были выходцами из Украины, прекрасно владели языком. Многие служили на фронтах Великой Отечественной, летали еще на самолётах ВВС РККА, в составе ВВС стран антигитлеровской коалиции. Родные и близкие многих лётчиков погибли в концлагерях и гетто.
Нам удалось выяснить, что один из предков израильского лётчика-аса, майора Эхуда Ханкина – известный религиозный и сионистский деятель - Иегошуа Ханкин был родом из Кременчуга.
Пилот израильских ВВС Авиягу Бен-Нун так охарактеризовал своих противников: «Русим» совсем неплохо летают. Меня даже удивляло, что они проделывали со своими машинами. Но им явно не хватало навыков эффективного боевого маневрирования, чтобы поразить противника. Они хорошие летчики, но, думаю, слабые тактики. У них не было боевого опыта. Они действовали по шаблону и поэтому были легко предсказуемы».
Израильтянин вспоминает, что советские истребители летели в боевом порядке, известном как «кубанская этажерка»: две пары звена следовали одним курсом на разных высотах, с одной парой впереди, а другой - позади. «Русские» надеялись, что противник атакует первую пару, не заметив второй, следующей на значительном удалении. Но израильтяне разгадали эту уловку и резко тормознув, заставили обе пары МиГов проскочить вперед, оказавшись в результате у них всех на хвосте.
В заключение скажем: удивительно, но результаты воздушного сражения «русских» с израильтянами весьма обрадовали египетских летчиков. Советские инструкторы постоянно отчитывали арабов за их «тактику», нулевые боевые навыки и отсутствие должной боеготовности. Теперь, серьезное поражение «русских», в их первой же конфронтации с противником, оправдывало неудачи самих египтян.
Остается признать, что тяжелое поражение в воздухе стало звонкой пощечиной для советских ВВС. Их престиж в мире военной авиации был под угрозой. Агенты израильского «Моссада» повсюду внимательно наблюдали за советской реакцией. В Каир прилетел маршал Павел Степанович Кутахов, командующий ВВС СССР. Едва сойдя с трапа самолета, он начал расследование обстоятельств столь печального для советских военных результата вооруженного столкновения с «сионистским агрессором». Очевидцы рассказывали, что Кутахов нервно тряс головой и все время повторял одни и те же слова: «Это, м… б… катастрофа»! Вскоре Кутахов отдал приказ о прекращении полетов советских летчиков в зоне Суэцкого канала. Руководство СССР явно не желало испытывать судьбу, и вновь подвергаться риску унижения.
Израильский репортер известной американской газеты «Вашингтон Пост» опубликовал статью в номере от 29 октября 1970г., в которой он описал визит маршала Кутахова в Египет с такими подробностями, которые он мог узнать только от «Моссада». В статье сообщалось, что советский маршал запретил своим пилотам вступать в бой с израильскими истребителями, если они не могли гарантировать победу, что практически означало - никогда.
Решение пойти на открытое столкновение с советской авиацией было самым трудным решением руководства Израиля в 1970 году, году богатом событиями критической важности. Но после конфронтации, израильским лидерам было чему порадоваться. Когда посол Рабин подробно проинформировал Киссинджера о том, что случилось в небе Египта, последний ответил: «Прекрасно! Велик Бог! Русские поймут этот урок!» 
Фактически, руководство КГБ было уверено, что американцы дали Израилю зеленый свет для воздушного боя с советскими истребителями. И это было достаточно близко к истине.
Опасная эскалация вооруженного конфликта на Суэцком канале, тем не менее, принесла желаемые плоды. Предсказание Киссинджера сбылось, и СССР извлек из произошедшего урок. Советское руководство, в официальном порядке, уведомило египетскую сторону, что оно не может далее гарантировать неприкосновенность египетских воздушных рубежей. Без советской защиты, Насер не мог продолжать вооруженную конфронтацию с Израилем и вынужден был согласиться на прекращение огня. Первоначально перемирие было рассчитано на 3 месяца, реально же оно продержалось (не считая нескольких эксцессов) до октября 1973 года.
Васильев Андрей Николаевич родился 4 июня 1938 года в г. Харькове. Окончил Ворошиловградское Высшее Военное Авиационное Училище в 1958 г. Проходил службу в 90-м ИАП, 106-м ГИАП (ЮГВ), 833-м ИАП, 73-м ГИАП, 190-м кз. ИАП (Канатово). Военный лётчик первого класса. Подполковник, командир звена 135-го истребительного авиационного полка группы ограниченного контингента советских войск в Египте. 40 вылетов против ВВС Израиля. Награждён орденом Красной Звезды, другими орденами и медалями, а также высокой египетской наградой - «Звездой воинской доблести». Вдовец, имеет двух сыновей и внуков. Проживает в Кременчуге.

10621985_816463361710807_417654485_n1474012_816463535044123_175179609_n10583293_816463408377469_637398386_n10601255_816473755043101_823290762_n10612381_816463331710810_926259113_o10614008_816470755043401_1469147659_n10615814_816463458377464_1427674048_n10621060_816463728377437_231494528_n10621273_816463558377454_1287109229_o10621881_816463788377431_550967362_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#лётчик А.Н. Васильев #Египет #Израиль
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Підприємства Кременчука
Военкомат в Кременчуге | Объединенный городской военный комиссариат
+380(53)663-51-71, +380(53)662-10-35, +380(53)662-00-54
Кожно-венерологический диспансер в Кременчуге
+380(53)662-20-13, +380(53)663-31-30, +380(53)666-20-42, +380(53)663-30-39
Управление пенсионного фонда Украины в Крюковском районе
+380(53)675-81-33, +380(53)678-08-87, +380(53)675-81-31, +380(53)675-81-38, +380(53)675-81-40, +380(53)675-81-32, +380(53)678-09-01, +380(53)675-81-37
Система сповіщення населення
+380(67)340-49-59, +380(67)350-44-68
Городская Автозаводская поликлиника
+380(53)676-61-87, +380(53)665-10-23, +380(53)676-62-99
Налоговая Кременчуг, Кременчугская государственная налоговая инспекция Министерства доходов
+380 (536) 74-34-87 администрирование имущ.прав, +380 (536) 74-33-18 подакцизные товары, +380 (536) 74-20-51 отдел персонала, +380(53)674-07-20, +380 (536) 74-14-28 администрирование ЕСВ, +380 (536) 74-24-96 налог на доходы физлиц, +380 (536) 74-18-38 налог на прибыль, +380 (536) 74-12-52 проверка НДС, +380 (536) 74-32-66 координация НДС, +380 (536) 74-32-39 Зам.начальника, +380 (536) 74-22-90 Начальник
Оголошення
live comments feed...