• Головна
  • В Украине обнаружен «тайный свиток» рабби Нахмана из Брацлава
13:27, 1 вересня 2014 р.

В Украине обнаружен «тайный свиток» рабби Нахмана из Брацлава

Недавно еврейский мир всколыхнуло неожиданное открытие духовного текста огромной силы и большого значения, много раз объявленного навеки утерянным. Даже сам факт существования тайного текста отрицался иудеями-хасидами. Речь идет о «Мегилат старим» - «Свитке тайн» или «Свитке сокрытого» замечательного хасида, мыслителя - рабби Нахмана – цадика из Брацлава. Содержание тайного свитка – пророчества о приходе Мессии – скоро станет доступным.

Внук основателя хасидизма рабби Исраэля Баал Шем Това, Нахман прославился своей замечательной поэзией, чудесной прозой, по сути положившей начало еврейской литературы на идише и не менее основательным мистическим учением. Среди набожных и среди светских евреев, да и далеко за пределами еврейского мира, рабби Нахман считается одним из самых оригинальных, тонких и глубоких еврейских мыслителей нового времени. Нахман верил, что ему или его новорожденному сыну - Шлоймо-Фроиму суждено сыграть важную роль в событиях, которые сопроводят освобождение и пришествие Мессии. “Пламя, что во мне, – говорил Нахман – будет пылать до самого прихода праведного мессии”. Однако, трагическая смерть сына в возрасте одного с половиной года оборвала мечты. “Мне была открыта дата пришествия, – говорил рабби Нахман доверенным ученикам, – Теперь оно откладывается, по крайней мере, на сто лет”. Ученики любили своего цадика (Рэбэ – господин и праведник по-еврейски, было принято называть хасидского лидера, учителя), ловили каждое слово. Он умер в возрасте 38 лет от чахотки на руках своих учеников. "Я тайна, – сказал как- то цадик Нахман ученикам, – которая даже будучи открытой, останется тайной”.

“Свиток тайн” содержит его пророчества о личности мессии, записанные его учеником в зашифрованном виде. Сам рабби Нахман открыл пророчество лишь двум самым доверенным ученикам. Он обязал их хранить тайну и никогда не публиковать пророчества. Даже существование свитка хранилось в тайне. Хасиды уверяли, что свиток уничтожен, а ключ к коду утерян. По преданию, бытовавшему среди последователей рабби Нахмана, лишь один человек в поколении знал тайну кода и истинное содержание свитка и передавал ее перед смертью самому верному. Свиток был записан так называемыми нотариконами и гематриями, т.е. комбинациями, состоящими из первых букв или слогов слов, а также ключевых слов, позволявших восстановить смысл. Тайна передавалась из поколения в поколение 200 лет. “Свиток тайн” признано считается одной из важнейших загадок иудаизма. Ведь там Нахман описал не только приход мессии и его личность, но и обозначил возможную дату его прихода.

В наше время открываются многие заветные тайны.

Недавно свиток был обнаружен и переправлен из Украины в Израиль, но лишь только сейчас он частично расшифрован видными учеными из Иерусалимского и Тель-Авивского университетов. Авторитетные израильские религиозные источники приоткрыли завесу над некоторыми эпизодами истории свитка, и сообщили нам, что расшифрованные отдельные главы готовятся к публикации в издательстве Бар-Иланского университета

Историк хасидизма доктор Цви Марк сумел тайно раздобыть свиток, который вывезли из Златополя (укр. Златопіль, до 1787 г. — Гуляйполе, Златополе — местечко Чигиринского уезда Киевской губернии. В 1960 году присоединен к городу Новомиргород, Кировоградской области. Местечко относится к историко-этнографическому региону Среднее Поднепровье (Надднепрянщина).

Свиток бережно передавался из поколения в поколение и хранился у набожного престарелого златопольского еврея - Михоэля Винецкого ( умер в конце июня 2014 г.). По словам авторитетных брацлавских хасидов, за него заплатили десятки тысяч долларов.

Профессору Цви Марку, после скрупулезного и долгого исследования, удалось расшифровать большую часть повествований «тайного свитка».

Часть брацлавских хасидов против публикации, зато доктор Марк, к своему удивлению, получил поддержку от части влиятельных раввинов брацлавского движения, уверенных, что пришло время, когда тайное пророчество должно стать всеобщим достоянием. Именно эти люди обнаружили свиток, помогли приобрести его и тайно вывезти из Украины. “Мы, хасиды, не можем ослушаться. Если рэбэ заповедал, что нельзя, то мы не должно публиковать. Однако, похоже, Небеса подают нам знак, что покровы с тайны спадут, и свиток должен увидеть свет”

5-го Ава 5566 года по еврейскому календарю (20-го июля 1806 года), по дороге близ Чернигова, двигалась подвода с евреями. Обычная картина тех времен. Евреи жили в Украине тысячу лет и были органичной частью украинского общества. Среди евреев в подводе был и р. Нахман Брацллавер с двумя самыми верными учениками. По дороге между местечками Медведевкой и Чигирином, он и раскрыл им “вещи, никогда еще дотоле не слыханные”. Рабби Нахман говорил о приходе Мессии. Два ученика - р. Натан и р. Нафтали внимательно слушали. В подводе были еще люди, в том числе один из зятьев цадика. Натан сумел записать тайным кодом, понятным только своим сокращениями “в секрете, в тайне, в нотариконах” большие куски пророчества своего учителя.

Натан рассказывал, что рэбэ не называл тогда конкретной даты. “И когда же все это случится? – спросили ошеломленные ученики”. “Это великое дело, – уклончиво ответил Брацлавер – Когда такое выходит на свет, то сам рассказ – это уже огромное дело”. Цадик строго настрого приказал ученикам не переписывать свиток, хотя тот и был закодирован, не повторять и не рассказывать, а тем более, не публиковать его.

Позже, в 1809 году, рабби Нахман вернулся к своему рассказу и опять Натан записал его мессианское и эсхатологическое пророчество на авторской рукописи рэбэ. Вот эти две записи и составили “Свиток тайн”.

После смерти Нахмана Брацлавера Натан Штернгарц из Немирова записал биографию цадика и подробно изложил свои воспоминания. Благодаря р. Натану в истории сохранилось само имя р. Нахмана. Он также, согласно желанию святого цадика, обрек его высказывания в форму молитв и песен, популярных до сего дня в широких кругах, даже за пределами брацлавского хасидизма. Однако, в отличие от других описаний жизни цадика Натан тщательно избегает упоминания чудес. Рэб Натан опасался враждебности других хасидских течений, не принимавших учения Нахмана.

Время было тревожное, в еврейском мире боялись последователей саббатианства – народного мессианского движения, всколыхнувшего и потрясшего еврейский народ. Рэб Натан написал большой труд «Ликутей галахот», примиряющий и объясняющий учение р. Нахмана с традиционным иудаизмом и прежде всего с каноническими предписаниями «Шулхан Арух». Да и сам рабби Нахман был фигурой противоречивой, окруженной враждой и распрями. Часто рэбэ сам становился виновником своих бед, не желая уступать или поклониться сильным и старшим. Широкому миру труды р. Нахмана стали известны после 1906 г., благодаря публикации на немецком языке Мартина Бубера и публикациям 1910 года жившего в Польше еврейского писателя Гилеля Цейтлина.

После смерти р. Натана история свитка напоминает готический роман. Редактор его воспоминаний приписал к его книге “после святого отхода в мир иной р. Натана, блаженна память его, украли, и потеряли священные записи “Свитка тайн”, и до сих пор не известно где они и память о них не забудется”.

Однако рукопись не пропала. Вероятно, таким образом хотели скрыть следы ее существования.

Согласно «Сиах сарфей кодеш» («Беседе серафимов святых») – шеститомному собранию устных преданий брацлавских хасидов, изданному в 80-е годы, рукопись попала к р. Нафтали, и незадолго до его смерти ее передали р.Аарону Липвецкеру “человеку святому, рожденному по благословению нашего рэбе”. Липвецкер передал свиток р. Аврааму Хазану – сыну рэб Нахмана Хазана из Тульчина, ближайшего ученика рэб Натана. Хазан (так в брацлавском хасидизме называют не только кантора, но и ведущего специальной церемонии масоф для медитации) – выдающийся деятель брацлавского хасидизма, один из тех, кто сумел сохранить брацлавскую общину за пределами Восточной Европы.

Согласно “Беседе серафимов”, в Умани, к лежащему на смертном одре Хазану, пришла дочь Липвецкера - Цирля и заклинала его отдать секрет, гневно журила, что не передал секрет следующему поколению. Цирля опоздала, и Хазан уже не был способен говорить и вскоре умер, так и не открыв секрета.

Однако и эта история, похоже, рассказана, чтоб увести любопытных подальше и защитить секрет свитка. Вероятно Хазан все же передал секрет кода, либо еще кто-то в его поколении знал тайну.

Как свиток оказался в Златополе - пока остается загадкой.

Свиток, наконец-то обнаружился самым чудесным образом. Его доставил в Иерусалим брацлавский хасид из Бруклина р. Гедалия Флир. Раввин Михл Дорфман встретил Флира в Киеве и помог пробраться в Умань. Дорфман, еще во времена СССР, наладил связи с заграничными хасидами и в дальнейшем сопровождал их в паломничестве на Украину в те трудные годы, когда власти строго следили за каждым иностранцем и запрещали религиозные паломничества к могилам праведников.

Перед самым отъездом Флира, Дорфман бережно вручил ему бесценную книгу. Кроме прочего, рукопись содержала сборник мистических хасидских произведений, и среди них труд р. Алтера Тепликера, «скопированный с рукописи «Мегилат старим» учителя нашего р. Натана, блаженна память праведника».

Раввин Флир принадлежит к группе последователей Аврома Штернгарца (раввина Кременчугских брацлавских хасидов). После возвращения в Иерусалим, Флир обратился к другому видному ученику р. Штернгарца Хирш-Лейбу Липелю. Поначалу Липель принял молодого человека неприязненно, и спросил, или тот вообще знает, как его зовут. “Я знаю”, – отвечал Флир. Флир, как правнук р. Натана, из семейных преданий знал, что в один из зимних украинских вечеров р. Натан раскрыл тайну свитка своему сыну. Липель тогда отговорился, что он очень больной и старый и все забыл.

Однако и это оказалось неправдой. Спустя несколько недель Липель передумал. Он пригласил Флира и двух других брацлавских хасидов к себе домой. “Если Бог дал свиток тебе, – сказал Липель, – пускай ты узнаешь, что в нем”.

По свидетельству Флира, Липель трепетно взял в руки свиток и со слезами на глазах прочел и расшифровал многое. “Все сходилось. – Вспоминал Флир, – Все сокращения были растолкованы”. Липель запретил гостям записывать или делать пометки. Позже Липель дал копии свитка нескольким брацлавским хасидам, однако ничего не сказал о его содержании.

Флир уверен, что Липель в точности знал тайну расшифровки свитка.

Существование и других мистических рукописей Брацлавского рэбе также предполагается учёными. Однако многие исследователи, такие как Йегуда Либис и Йосеф Вайс из Иерусалимского университета, видели в секретности, окружающей р. Нахмана попытку скрыть его саббатианские взгляды, признанные в иудаизме страшной ересью. Многие исследователи отмечают, что и сам биограф Брацлавера, р. Натан из Немирова, прибегал к суровой цензуре своих произведений. Там, он слишком близко приближается к описанию чудес или мистических элементов учения своего учителя, Натан осторожно обрывает “и так далее” и переключается на другую тему. Его книги «Хаей Моаран» («Жизнь нашего рэбе и учителя» по-древнееврейски) и более полный «Ликутей Моаран» (Сборник, включающий изречения и сны р. Нахмана, а также беседы и дискуссии с учениками) полон умолчаний и намеков. Некоторая цензура была снята, когда в Иерусалиме вышла небольшая книжка «Ямей алтаот» («Времена мучений» по-древнееврейски), повествующая о преследованиях р. Нахмана и его хасидов со стороны других хасидских течений. К книге приложены некоторые ссылки на «Хайей моаран» р. Натана. В некоторых хасидских сочинениях позже стали появлятся и другие отрывки, изъятые редактором.

По словам исследователя хасидизма Авраама-Ицхака Грина, “существует надежда, что когда-нибудь мы сможем получить полную версию «Хаей моаран». Надо заметить, что не брацлавские хасидские источники почти не содержат упоминаний о р. Нахмане, а те упоминания, что имеются – носят полемический, а то и вовсе ругательный характер. Даже такой незлобный и доброжелательный человек, как легендарный Шполер Зэйдэ – (дед из Шполы) - р. Арье-Лейб, знавший р. Нахмана и ценивший его знания и страстную веру, укорял его, что тот пришел на несколько поколений раньше своего времени. Шполер Зэйде заявлял, что душа р. Нахмана принадлежит поколению “конца дней”. Брацлавер не оставался в долгу, и укорял старика, что пришел на три поколения позже, чем то, где он был нужен. Нахман бросил еще более запальчивое: «Нельзя быть старым!».

Впрочем, исследователи отмечают, что до сих пор причина их вражды так и остается неизвестной. Пожив некоторое время в Медведевке у своего тестя, р. Нахман совершает паломничество в Страну Израиля, а позже окруженный враждой и непониманием кочует с места на место, пока он не поселяется в Брацлаве (Браслав, Черниговской обл.), где сам воздух напоминает Эрец Исраэль.

Понятно, что в накаленной атмосфере, которая всегда отличает внутриеврейскую дискуссию, маленькой и слабой группке брацлавских хасидов надо было быть очень осторожными. Некоторые мистические труды р. Нахмана, как «Рассказ о хлебе» и «Рассказа о броне» тоже были спрятаны его последователями и до сих пор они не обнаружены.

Д-р Цви Марк полагает, что ученики окружили тайной труды р. Нахмана потому, что отрицая мессианскую ересь он слишком приблизился к идеям саббатианцев. В тяжелые времена, которые в хасидизме называются «временами мучений», ученики р. Нахмана пытались скрыть от посторонних и непосвященных мистические стороны его учения, да и его личности, чтоб не умножить вред и защитить свои собственные семьи от преследований со стороны несогласных с ними.

Брацлавер сам вызывал на себя огонь своим нонконформизмом, нежеланием считаться с признанными авторитетами. Он вызывал раздражение искренней верой в свое высокое призвание. Рабби Нахман заявлял, что признает всего лишь пять истиных мистических откровений “Моисея, мудреца II века Шимона Бар-Йохая, которому традиция приписывает создание основополагающего труда каббалы - книги “Зоар”, жившего в XVI веке великого каббалиста Ари из Цфата, своего деда - Баал Шем Това. Себя р. Нахман рассматривал как «наследника, стража и продолжателя их дела», которому явлено последнее откровение в последнем поколении перед приходом Мессии.

После смерти цадика, его последователей травили из-за их приверженности памяти своего учителя, необычными для еврейства того времени церемониями, как паломничество на могилу праведника. Они даже не избрали себе нового рэбэ, так и оставаясь “хасидами мертвого рэбэ”, как дразнили их противники. Лишь в последнее время появилось несколько раввинов, претендующих на духовную преемственность, да и брацлавский хасидизм вырос из маленькой сплоченной группы в большое и авторитетное направление. Теперь и представители других направлений, не-хасиды, сефарды и даже поселенцы на контролируемых Израилем территориях, и люди пришедшие в лоно религии в зрелом возрасте (т.н. баалей тшува – вернувшиеся к ответу) считают себя брацлавскими хасидами и находят в трудах и учении Нахмана и его последователей источник религиозного вдохновения. Тысячные толпы паломников, среди которых встречаются известные люди, политики и звезды эстрады, приезжают ежегодно в сентябре, в еврейский новый год, в Умань поклониться могиле святого цадика.

В «Рассказе о хлебе» повествуется о том, как рэбэ проглотил буквы Торы и все увидели, как из его рта выходят Десять заповедей.

Среди брацлавских хасидов, в последнее время, появилась уверенность, что раз весь мир начинает признавать величие их цадика, то нет необходимости больше скрывать его чудеса.

Доктор Цви Марк не согласен с некоторыми коллегами-учеными, находящими у р. Нахмана еретические элементы. “После Гершома Шолемa, – говорит он, – всякий раз, когда наталкиваются на загадку, то объясняют ее саббатианством”.

Цви Марк, в конце-концов, провел кропотливую расшифровку «свитка тайн». Ему удалось расшифровать большую часть текста. Марк признает, что в свитке могут содержаться подтексты, скрытые смыслы, которые он пока не смог определить, однако считает, что в основном получилась более-менее полная картина. Марк говорит, что те, кто ожидают гневного мессию-мстителя, уничтожающего врагов, или седобородого мессию-раввина, устанавливающего общество, согласно строгим канонам иудейской религии будут разочарованы.

В той поездке по Украине Рабби Нахман провидел мессию, который удивит и потрясет мир своей мудростью и своим появлением. Он начнет свою миссию младенцем и все поймут, что это мессия. Нахман предсказывает мессию, который взойдет на почетный трон еще подростком и завоюет мир без единого выстрела, без кровопролития. Его война будет против обманутых ожиданий атеизма, затопивших мир. Рабби Нахман не предсказал ни апокалипсиса, ни страшного суда, ни уничтожения толп злодеев. Сила Мессии в умении врачевать болезни, создавать новые лекарства и соединять вещества. Мессия будет необыкновенно музыкально одаренным. Мессия принесет спасение и возрождение не только евреям, но и всем народам мира.

Флир, доставивший рукопись из Украины в Израиль согласен, что расшифровка Цви Марка соответствует тому, что он слышал от р. Липеля. Он не уверен в другом: что рукопись, которую он вывез тайком, содержит полную версию «Свитка тайн». «Возможно, было еще, – говорит Флир, – еще много такого, о чем мы не ведаем». Рэб Мойше Биненшток, учившийся у одного из старейшин общины брацлавских хасидов - р. Леви Ицхака Бендера, утверждает, что предсказание точной даты прихода мессии когда-то было частью «Свитка тайн», несмотря на заверения учеников рабби Натана и Нафтали. Бендер учился когда-то у р. Аврома Хазана и слышал от него об этом. Биненшток помнит, как хасиды умоляли Бендера раскрыть им дату прихода мессии. Однако старец заупрямился, говоря, что это грех. По-видимому, эту тайну Хазан унес в могилу. Биненшток также не согласен в том, что Кременчугский рав Штернгерц знал секрет кода.

Свиток открыл простор для разных интерпретаций, догадок, толкований и выяснений в историческом, литературном и текстологическом контекстах. Например, неясно, какое врачевание имеется в виду – физическое или духовное; каким именно даром обладает мессия – соединять буквы или молекулы. Даже если бы все сокращения в шифре и были раскрыты, все равно остается много неясного в толковании скрытого подтекста, да и в самом методе толкования, применявшемся рабби Нахманом. Ведь труды Нахмана отличаются удивительным полетом мысли, являются своеобразной «мифологической биографией», сочетающей мистические откровения и еврейскую ученость во всей ее парадоксальной цельности с сокровенными личностными ассоциациями. Слова поучений р. Нахмана полны аллюзий на реальность, не поддающихся ясному выражению… смятение чувств индивидуума и мистические тайны теологии так тесно переплетаются, пытаться разделить их бесполезно. Тот, кто относится к теологии без учета личности исследователя, кто игнорирует присутствие человеческой личности со всей ее неразберихой и смятением мог бы многому поучиться у рабби Нахмана из Брацлава”.

Может быть, появление неполного и не до конца расшифрованного варианта тоже одна из уловок, призванных скрыть сокровенный текст от нескромных очей света.

Что же произойдет, когда придет Мессия? В отличие от расхожих пророчеств о страшном суде, катастрофах и наказании грешных, приход Мессии в видениях рабби Нахмана очень мирный. Никакой войны Гога и Магога там не предвидится, нет никаких апокалиптических потрясений, предшествующих Царству Божию на земле – новый мир не строится на развалинах старого.

Все народы мира поднимутся и придут в Иерусалим, где будет восседать Мессия. От него люди узнают тайные учения, услышат песни, новые и дивные. С помощью чудесных лекарств Мессия излечит больных и недужных.

«Брацлавский Мессия» обладает чудесным даром смягчать сердца людей и отвращать их от зла и насилия, пробуждать в людях стремление к Богу. Человечество влюбляется в Мессию. Еще более неожиданно, что Божественное освобождение придет ко всем людям, а не только к верным. Нет в свитке ни слова о восстановлении Иерусалимского храма, ничего не сказано и об исключительности Страны Израиля – просто обычное место на Земле. Нет в пророчестве и обычных исторических или мифологических символов, общепринятых в других еврейских описаниях прихода Мессии. В центре оказывается личность самого Мессии, совершенного и универсального праведника.

Доктор Цви Марк называет это «радикальным и далеко идущим воплощением святого места в святом человеке».

По верованиям хасидов, рэбэ осуществляет их связь с Богом, тем самым приобретая святость, тогда как «брацлавский Мессия» – иной. Поначалу он приносит избавление еврейскому народу, а со временем, когда все больше и больше ангелов нисходит к нему, он приносит избавление всем людям. Оно заключается в молитвах и учении, «продвижении в мудрости», касается самих основ человеческого сознания, еще до словесного их оформления: в избавлении главное место занимает музыка. Мессия не только учит новым нигунам (мелодиям), но даже изобретает новые музыкальные инструменты.

Все эти идеи отражают учение самого рабби Нахмана, где основой религиозности и высшим ее проявлением становится не учеба или ритуал, а непосредственное чувство.

Мессия рабби Нахмана будет коронован на царство в молодом возрасте, практически еще ребенком. Рабби Нахман верил, что им будет его новорожденный сын, Шлоймо-Эфроим. Мальчик заболел туберкулезом, и, по всей вероятности, заразил и отца, чем приблизил его конец в 38 лет. Вместо того чтоб стать преемником отца, сын оказался причиной разрушения отцовского будущего. Но несмотря ни на что, смерть сына не поколебала веру рабби в обетование грядущего избавления. За полгода до смерти он говорил ученикам: «Огонь, что во мне, будет теплиться, пока мессия не придет». Рабби Нахман верил, что именно его скромное учение – тлеющая искра, которая позволит сохранить надежду на божественное избавление до самого прихода мессии. После смерти сына, когда рабби Нахман уже чувствовал приближение своей кончины, он сказал последователям, что на небесах что-то случилось и приход Мессии откладывается, по меньшей мере, на сто лет. Позже ближайший ученик рабби, реб Натан Штейнгарц добавил еще сто лет ожиданию надежды. Несложно подсчитать, что срок этот окончился в 2006 году. Теперь в любой день может оказаться, что избавление наступило. Таким образом, тайн больше нет, и, по мнению брацлавских хасидов, пришло время опубликовать пророчества, что приблизит заветный час.

Остается только ждать. Вроде бы осталось совсем немного. А вам как видится?

"Тайный свиток" рабби Нахмана из Брацлава

10372511_823737524316724_1798804994850645488_n

В Украине обнаружен «тайный свиток» рабби Нахмана из Брацлава, фото-1
В Украине обнаружен «тайный свиток» рабби Нахмана из Брацлава, фото-2

Кременчугский брацлавский раввин Авраам Штернгарц

10556511_823737887650021_7387798717442930389_n

Кипа - головной убор рабби Нахмана из Брацлава

10620623_823738024316674_1440454271967694686_n

Субботний бокал рабби Нахмана из Брацлава

10613017_823738530983290_543766012849431997_n

Письмо рабби Нахмана дочери Саре в Кременчуг

10628531_823740727649737_2131798683326514768_n10639623_823739734316503_4717549232938500688_n

Дом, в котором оставил этот мир рабби Нахман

10511277_823740990983044_7738137172063385568_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#тайный текст #евреи #иудеи #хасиды
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...