24 сентября – Рош ха-Шана – еврейский Новый Год

Еврейский Новый год - Рош Ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה, букв. «голова года») празднуют два дня подряд, в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или октябрь). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.

В Священном Писании (Танахе) первым месяцем года считается весенний месяц авив, позднее названный нисан, когда евреи вышли из Египта. Праздник же первого дня седьмого месяца тишрей назван днём «священного собрания», когда положено было не работать, трубить в бараний рог - шофар и совершать жертвоприношения в Иерусалимском храме.

Рош ха-Шана (Новый Год) и Йом-Киппур (Судный День) относятся к числу наиболее важных еврейских праздников.

Наряду с праздником седьмого месяца (тишрей) важное значение имеют ещё три дня в году, также называемые Рош ха-Шана. Первый день месяца тишрей — Рош-а-Шана, от которого ведётся отсчёт субботних и юбилейных годов, посадки фруктовых деревьев и овощей.

Установление 1-го тишрей религиозным новым годом, по мнению законоучителей, связано с тем, что в этот день Бог совершает суд над миром.  Считается, также, что в этот день на небесах предопределяется положение и доход каждого человека в наступающем году. Мир, согласно еврейским преданиям, был сотворён в месяце тишрей.

В эти дни, учит древняя еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому — жить, а кому — умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Творца и окончательный приговор. В праздничном богослужении преобладают мотивы самоанализа и раскаяния. Тем не менее, искренняя вера в то, что Всевышний, благословен Он, желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.

В эти дни верующий человек даёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу, как стать чище и искренней.

С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Днями Трепета» или «Десятью днями раскаяния», заканчивающиеся Йом-Киппуром – Судным Днем.

В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг друга пожеланием быть вписанным в «Книгу жизни». Во время праздничной трапезы принято обмакивать хлеб (обычно круглую плетённую кошерную еврейскую халу), над которым было произнесено благословение, в мёд («дваш» – евр.), чтобы наступающий год был сладким; существует также обычай на Рош ха-Шана есть яблоки с мёдом.

Совершается обряд ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие предписанные тексты и покаянные гимны и молитвы. Этот обряд не упоминается в Талмуде, так как он более позднего происхождения.

Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в непрестанной  молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять текстов, упоминающих Бога как Царя, десять текстов, упоминающих Бога как Помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него проникновенно трубят в ходе утренней молитвы.

Во время Рош ха-Шана, на собрании в синагоге, в первый день читают из книги Бытия («Берешит» – ивр.) и в качестве гафтары - отрывок из Книг Пророков, а во второй — тоже из Берешит («Бытия»), и в качестве гафтары — из пророка Иеремии; в оба дня к чтению добавляют мафтир — из книги Чисел.

Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время  торжественной синагогальной службы в шофар – бараний рог. Это действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к раскаянию.

По преданию, в дни Рош ха-Шана был создан первый человек – Адам, Бог создал Еву, был нарушен запрет не есть от древа познания добра и зла, произошло изгнание из рая, была послана беременность Саре, Рахели и Ханне, Авраам хотел принести в жертвоприношение Исаака, Йосиф вышел из заточения, прекратился каторжный труд евреев во время египетского рабства.

В 2014 году еврейский Новый Год – Рош ха-Шана начинается 24 сентября с заходом солнца и длится два дня.

Для того, чтобы готовить еду в праздник,  для идущего сразу за ним Шаббата (Субботы – священного для евреев дня), в канун Рош ха-Шана  обязательно совершают Эрув Тавшилин.

Накануне праздника, который примыкает к субботе, т.е. выпадает на пятницу или на четверг и пятницу, следует подготовить небольшое количество пищи в качестве «эрув тавшилин». Это позволит варить и готовить в пятницу еду для субботы, а также зажигать субботние свечи.

Для приготовления эрув тавшилин необходимы хлеб (принято брать целую халу или булочку) и немного вареной пищи (рыба, мясо или вареное яйцо), которую можно есть с хлебом. В Песах (Пасху), разумеется, вместо хлеба берут мацу.

Накануне праздника берут в руки хлеб (в Песах - мацу) и вместе с ним кусок вареной пищи и произносят следующее благословение:

«Благословен Ты, Б-г, наш Б-г, Царь вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел нам исполнять заповедь эрува».

Затем произносят: «Благодаря этому эруву да будет позволено нам печь, варить, укутывать еду (чтобы не остывала), зажигать огонь и делать в праздник все необходимое для субботы».

Следует помнить, что эрув позволяет только готовить в праздник на субботу, но не позволяет делать никаких действий, запрещённых в сам праздник. Огонь можно зажигать только от зажженной ранее свечи, поскольку запрещается разводить новый огонь в праздник.

Минимальный объем вареной пищи для эрув тавшилин — 29 куб. см, а хлеба (или мацы) — 57,6 куб. см. (есть мнение, в соответствии с которым, надо чтобы вареной пищи было бы как минимум 33, а хлеба — 100 куб. см.). Принято брать для эрув тавшилин хорошую еду. Эрув должен быть сохранен по крайней мере до того, как все приготовлено для субботы. Даже если часть эрува пропала или ее съели — ничего страшного, даже если хлеба не осталось совсем, но осталось хотя бы 29 куб. см. вареного блюда (в некоторых источниках — 33 куб. см.). Если эрув пропал целиком, или его вообще забыли приготовить, надо спросить у авторитетного раввина, как поступить в данном случае.

Эрув принято съедать в третью субботнюю трапезу, причем для благословения на хлеб берут хлеб из эрува.

Желательно закончить приготовления еды в пятницу на субботу так, чтобы оставалось еще значительное время до захода солнца, а не перед самым заходом.

Открытка к Рош Га-Шана

10574415_824236214266855_1573054466680398652_n

Трубление в шофар

10659325_824236264266850_1734709417188921734_n

Кременчугская хоральная синагога (фото нач. ХХ в.)

10574341_824236340933509_488748374051302002_n

Гробница рабби Нахмана из Брацлава в Умани

10628062_824237034266773_6364454405018378261_n

Украденная вандалами памятная доска на иврите, на могиле дочерей рабби Нахмана - Сары и Хаи в Кременчуге

10352939_824237860933357_3579643564260265721_n

Герш Острополер

Рош ха-Шана – еврейский Новый Год
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
389 просмотров в феврале
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии