15:55, 3 вересня 2014 р.

На Рош-га-Шана - к цадику!

Ежегодно, приблизительно с 1988 года, традиционно, в украинский город Умань приезжают хасиды-паломники, чтобы отметить  Рош-га-Шана (еврейский Новый год) и почтить память праведного цадика, мудреца – Нахмана из Брацлава, похороненного в Умани.

В 1988 году в Умань приехало около трехсот человек, в 1999 году уже более 7,5 тысяч. А в 2010 году, в 200-ю годовщину смерти цадика Нахмана, нагрянуло рекордное число паломников — более 40 тыс.

Жители Умани давно привыкли к тому, что хасиды необычно выглядят и ведут себя странно.

Множество паломников необходимо разместить в квартирах, к тому же выполняя их так, мягко говоря, называемые «капризы». В квартире не должно быть радио, телевизора, портретов и других картин. В дни праздника свет должен гореть круглые сутки, а электрическая лампочка в холодильнике не должна включаться и выключаться.

Аренду жилья хасиды оплачивают достаточно щедро. Паломники, обычно, селятся в частных домах, некоторые хозяева умудряются поселить до полусотни человек. Работа коммунальных служб, милиции, водоканала и энергоснабжения в праздничные дни полностью финансируется хасидами.

По указу Президента Украины, Всемирной организации брацлавских хасидов была сдана в аренду площадь в несколько гектаров для создания мемориального центра. Теперь этот, ранее находившийся в полном запустении район города, постепенно благоустраивается. В частности, построена девятиэтажная высококлассная гостиница, в Умани возводится крупнейшая в мире «брацлавская» синагога.

Рабби Нахман, почитаемый евреями со всего мира, был известным мудрецом, родом из местечка Меджибож, в Западной Украине. Однажды, будучи проездом в Умани, он посетил кладбище, где покоятся жертвы погромов, и выразил желание, чтобы его похоронили вместе со своими единоверцами, которые были зверски убиты только за то, что были евреями.

Последние несколько лет жизни Нахман провел в Умани, две дочери его – Сара и Хая, со своими семействами, проживали в Кременчуге, а третья - Мирьям - в Израиле.

Рабби Нахман не оставил больших научных трудов, но он завещал своим ученикам и последователям посещать его могилу каждый год, в дни Рош-га-Шана – еврейского Нового Года, и читать, помимо обычно принятых молитв, десять избранных псалмов - Тикун-а-Клали, которые помогают исправить в жизни всё. Кроме того, обязательно необходимо совершить пожертвование для бедняков – цдаку.

Хасиды со всего мира посещали могилу рабби Нахмана до 1917 года. А в 1920 году правительство постановило снести кладбище, и на этой земле построить жилые дома. Но один влиятельный и богатый киевский еврей приобрел участок, где находилась могила Нахмана, и построил там небольшой домик ("оэль" - ивр.). К  30-м годам массовые паломничества к могиле цадика Нахмана прекратились. Немногие могли позволить себе поездку в Киев, чтобы ночью, в самоволку, без разрешения властей, проехать более двухсот километров, прямо на улице наскоро помолиться близ могилы рабби Нахмана, и к утру вернуться в Киев, под жесткий надзор НКВД и ОГПУ.

В наши дни празднование Рош-га-Шана (в переводе буквально означает «глава года») в Умани представляет собой удивительно зрелищное событие. Гости обычно съезжаются на неделю, или чуть меньше, и на автобусах массово приезжают на улицу Белинского, где и расположена могила цадика.

Предварительно, на грузовиках, организация «Оалей Цадиким-Гэдэр Авот» доставляет пищевые продукты.

Несмотря на беспокойство властей, за многие годы здесь не было ни инфекционных болезней, ни пищевых отравлений. Хасиды привозят собственные лаборатории для проверки качества продуктов, оборудование для приготовления еды, и даже специально очищенную воду. В 2013 году уманская вода хасидам не понравилась, и незамедлительно были организованы поставки воды из Полтавы.

Большинство паломников питается в общей кошерной столовой, со своими поварами и официантами, в графике работы которых специально выделено время для молитв. За столы одновременно садятся тысячи человек – зрелище удивительное. Столы тщательно сервируют с использованием лучших скатертей и посуды. Трапеза длится около часа, и гостям предлагается множество кошерных блюд, разнообразные закуски, салаты и соусы. По окончании трапезы скатерти и посуду выносят и снова накрывают столы.

Вечером, накануне праздника Рош-га-Шана, все меняют традиционные черные лапсердаки на белые халаты («китл» – идиш), и длинный поток людей направляется к синагоге. Евреи обмениваются поздравлениями, обнимаются и целуются.

В огромной синагоге, которая находится в процессе строительства, но уже украшена и декорирована, мест хватает не для всех. Пока готов только первый этаж трехэтажного здания.

Те, кому не хватило места, остаются на улице, но мощный величественный голос кантора (певчего в синагоге) хорошо слышен и здесь. После вечерней праздничной молитвы люди отправляются на торжественную вечернюю трапезу. После ужина молитвы продолжаются в частном порядке.

У большинства приехавших сюда паломников есть записки с просьбами к рабби Нахману. Эти записки складывают в специальные ящики.

Утром следующего дня все мужчины укутываются в молитвенные покрывала - талиты. Читается молитва «Шахарит», после чего проводят чтение Торы. Торжественность этого момента, благоговение и почтение верующих к данному евреям Всевышним свитку не может не вызывать восхищение. Затем наступает особенный момент – трубление в шофар. Хотя трубят всего лишь несколько минут, это надолго оставляет яркое впечатление.

Одним из наиболее памятных моментов праздника является следование многолюдной, но при этом организованной массы одухотворенных, нарядно одетых людей к расположенному приблизительно в пятистах метрах от синагоги водному источнику.

Обряд ташлих. Здесь люди молятся, вытряхивают из карманов крошки и пыль, что символизирует выбрасывание всего прошлогоднего, старого, ненужного.

Затем люди танцуют у воды и поют праздничные песни и псалмы. За этим торжественным обрядом наблюдает множество местных жителей.

Большинство паломников находят время для посещения великолепного парка – Софиевки. Несмотря на то, что покупать ничего нельзя, так как в праздничные дни евреи не могут брать в руки деньги, все увозят домой различные сувениры – картины и разнообразные изделия, которые можно приобрести только в Украине.

Раньше у местных жителей было несколько неприязненное отношение к хасидам, но это уже в прошлом. Таких случаев, когда требовалось вмешательство милиции или специального полицейского наряда из Иерусалима, уже практически не происходит.

Раньше, периодически, имели место жалобы на квартирантов от местных жителей, которые сдавали жилье хасидам-паломникам. Как правило, всем, кто жаловался на сломанный холодильник, сразу же возмещалась полная стоимость ущерба. Теперь появилось множество желающих сдать евреям жилье. При этом каких-либо проблем и жалоб на сломанную технику практически не бывает.

В дни  Рош-га-Шана вся Умань живет только праздником. Повсюду – на улицах, в транспорте, в магазинах и на рынках ведутся разговоры только на темы хасидизма, вспоминают рабби Нахмана, говорят о его учении. Таким образом, к еврейскому празднику Рош-га-Шана стали причастны и украинцы.

В этом году, по информации пресс-центра еврейской международной организации «Оалей Цадиким - Гэдэр Авот», ожидается большое количество паломников в Умань и Кременчуг, к могилам дочерей, зятьев и учеников рабби Нахмана на «артскладах» и в Крюкове.

В этом году, летом, вандалы в Кременчуге разгромили надгробие на могилах дочерей рабби Нахмана, похитили мемориальную доску и осквернили захоронения на артскладах.

Брацлавские хасиды будут молиться за мир в Украине, прекращение войны и кровопролития.

На Рош-га-Шана - к цадику!, фото-1
На Рош-га-Шана - к цадику!, фото-2

Герш Острополер

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#хасиды-паломники #Рош-га-Шана #Умань
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...