Кременчугские евреи отмечают праздник Ханука

Еврейский праздник Ханука был установлен в 164 году до нашей эры, в ознаменование события, когда восставшие против греко-сирийского царя Антиоха IV Эпифана евреи, возглавляемые Иудой Маккавеем, освободили Иерусалим и возобновили зажигание храмового светильника (Меноры).

Есть несколько версий происхождения названия праздника: от ивритского «ханукат ха-мизбеах» (освящение жертвенника) и акроним от выражения «отдохнули 25 (кислева)». Праздник имеет и другое имя — Хаг Урим, то есть «праздник огней». Когда Иуда Маккавей и его соратники освободили и очистили Иерусалимский Храм, они искали масло, годное для зажигания в Меноре. Был найден лишь один маленький сосуд с чистым маслом, лишь на один день горения светильника. Тем не менее Менора была зажжена, и масло в ней горело восемь дней, пока не приготовили новое. С тех пор Ханука отмечается ежегодно в течение восьми дней.

Одним из главных семейных обрядов праздника является зажигание особого светильника, который называется «ханукия» (ударение на последний слог). В ханукию вставляют 9 свечей — 8 по числу праздничных дней и одну, употребляемую для зажигания других свечей (ивр.«шамаш»). В древности ханукия крепилась у входа в дом, с левой стороны, в наши дни ее часто устанавливают на подоконнике. Свечи ханукии зажигаются в особом порядке. В первый вечер зажигают одну свечу в крайней справа чашечке, затем каждый следующий вечер добавляют еще по одной свече, чтобы в последний вечер праздника горели восемь свечей. Свечи зажигают слева направо — сначала новую, потом остальные. Для зажигания пользуются дополнительной свечой-шамаш, и она каждый вечер горит тоже, помимо основных. После зажигания свечей полагается петь ханукальную песню-гимн, который на иврите называется «Маоз цур йешукати». Форма ханукии может быть любой, есть лишь два обязательных требования — восемь светильников должны быть на одном уровне, и огоньки не должны сливаться в один. В наше время ханукии часто имеют форму Меноры, но с двумя дополнительными рожками по сторонам. Огни ханукии должны гореть не менее получаса после того, как появятся звезды. Есть особые правила для расположения ханукии в синагоге — не ниже 80 сантиметров от пола, вдоль южной стены (так располагалась Менора в Иерусалимском Храме). Огни ханукии являются священными, поэтому для какой-либо работы (например, чтения) их использовать нельзя. Есть маленькая хитрость: шамаш часто располагается в ханукие выше других свечей, и поэтому считается, что он освещает больше пространства, чем другие свечи — поэтому если нужно что-то сделать у ханукии, предполагают, что для работы воспользовались светом от шамаша, дополнительной свечи. Тору при свете ханукии изучать можно. В дни Хануки полагается устраивать обильные трапезы и запрещено поститься. Евреи в Хануку едят пищу, которая обжарена на растительном масле, потому что это напоминает о чудесном масле, горевшем в Меноре восемь дней. У ашкеназов (восточноевропейских евреев) принято готовить латкес (оладьи из тертого картофеля, драники). Евреи-сефарды на Хануку готовят или покупают в хлебных лавках сладкие пончики-суфганийот. На праздник Хануки, считающимся наряду с Пуримом «детским» праздником, ашкеназские дети получают ханукальные деньги («ханике-гелт» на идише). Кроме того, ребятишки играют четырехгранным волчком, который на идише называется «дрейдл», а на иврите «савивон». На каждой грани волчка написано по одной ивритской букве —נ ג ה פ (нун, гимель, хэй, пэй — первые буквы слов «Нес гадоль хая по», что в переводе на русский означает «чудо великое было здесь»). Иногда используются другие буквы. Играют в дрейдл на мелочь, орехи или яблоки. Дети крутят волчок по очереди. Если выпадает «нун», то не выигрывает никто; если «гимель», то крутивший получает все, что поставлено на кон; если «хэй», крутившему дрейдл достается половина того, что на кону; если «шин», крутивший снова должен поставить на кон. Первые сведения об игре в дрейдл мы находим в документах XVI века. Евреи, не относящиеся к ашкеназам, стали играть в дрейдл-савивон только во второй половине прошлого века. В праздник принято особое внимание уделять благотворительности и помощи нуждающимся — как материальной, так и духовной.

В этом году первый день праздника пришелся на 17 декабря. Во дворе Кременчугской синагоги торжественно зажгли менору, раввин Шломо Довид Саламон прочитал молитву и поздравил евреев. В ГДК Петровского состоялся праздничный ханукальный концерт.

ХАНУКА САМЭАХ! С ПРАЗДНИКОМ ХАНУКИ!

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов