• Головна
  • Религиозная жизнь еврейской общины Кременчуга
12:30, 20 червня 2015 р.

Религиозная жизнь еврейской общины Кременчуга

Судя по данным сохранившихся Справочников Полтавской губернии, до революции 1917 г., евреи в Кременчуге, в основном, были ремесленниками всех профессий, занимались оптовой торговлей, в том числе и лесом, работали медиками, учителями, держали винные, бакалейные, галантерейные и всякие прочие лавки и магазины; владели типографиями и библиотеками; в общем, трудились и преуспевали во всех сферах.

Кременчуг, как известно, был одним из центров производства высококачественных табачных изделий в Российской Империи. По сведениям, приводимым в справочнике «Вся Россия» 1901 года, в городе было 6 табачных фабрик. Евреи владели, по крайней мере, несколькими из них. На плане Кременчуга 1901 года обозначены: табачно-махорочная фабрика Клермана, табачно-махорочная фабрика Володарского, фабрика Рабиновича, махорочная фабрика "Сандомирский и Рабинович".

Бедным евреям - собратьям по вере помогали многочисленные благотворительные общества. В «Справочнике благотворительных обществ Российской империи» 1902 года перечислены: Общество пособия бедным евреям г. Кременчуга; Общество снабжения бедных евреев дешевой пищей с дешевой столовой; Кременчугская общественная Талмуд Тора с ремесленным при ней отделением, на 300 детей; Приют при Талмуд Тора на 40 мальчиков; Еврейская богадельня на 25 лиц; Еврейская больница на 35 коек. В Памятной книжке Полтавской губернии на 1913 год упомянуты ещё 2 еврейских благотворительных общества в Кременчуге и их персонал: Общества пособия бедным детям евреев и еврейское благотворительное общество «Гмулус-Хесед».

По данным на 1 января 1908 года в Кременчуге количество евреев составляло: мужского пола - 18767, женского пола - 18195, всего - 36962.

Бурлила и политическая жизнь: активно работали еврейские партии Ховевей Цион, Поалей Цэдэк, Бунд.

Кременчуг не обошли стороной погромы: в 1905 году, во время трехдневного погрома было убито 5 человек; множество домов и лавок еврейских торговцев разграблено и разгромлено.
Особенно сильно евреи Кременчуга пострадали от погромов во время Гражданской войны. В мае 1919 года банда атамана Григорьева убила 150 евреев, а в августе того же года погром в Кременчуге устроила армия Деникина. В период бандитизма и погромов кременчугские евреи бежали в другие крупные губернские города, а в Кременчуг стекались евреи из уничтоженных погромщиками маленьких местечек (штэтлов).

В городе, в те годы, находилось множество синагог, микв, иешив, хедеров (школ изучения Торы) и других еврейских заведений и организаций, деятельность которых, впоследствии, была запрещена советской властью, после революции 1917 года. 
Наряду с другими общинами, в Кременчуге существовали большие общины Любавических, Брацлавских, Слободских и Чернобыльских хасидов, а после нескольких переездов в городе обосновалась известная иешива «Кнэсэт бэйт Ицхак» из местечка Каменец.

С установлением Советской власти были закрыты не только синагоги и частные молитвенные дома, но библиотека, и даже больница. Была разрушена основа экономического процветания города. До революции Кременчуг был чуть ли не главным центром табачной промышленности, в 1920-е годы в нем велась только внутренняя локальная торговля.
В городе , по официальной статистике, проживало 66,403 человека, из них 36,633 еврея.

В Америке, в 1920-х годах, была создана организация "United Krementchuger Relief Assn", название которой можно перевести как "Объединённая ассоциация помощи выходцам из Кременчуга". (Президент - H. Feldman (Фельдман); Секретарь - R. Koorhan (Курхан);Казначей -H. Swernowsky (Сверновский)). Эта организация оказывала целевую помощь евреям Кременчуга. В своих отчетах о поездках с благотворительной помощью волонтёры описывали положение евреев в Кременчуге, как крайне бедственное, в частности они видели многих еврейских детей «с признаками крайнего истощения, а бездомных детей было не сосчитать». Отмечалось, что многие семьи полностью нуждаются в помощи и поддержке. Комитет посылал продуктовые наборы, одежду и деньги для распределения среди евреев города (в приводимых документах упоминается о 350 продуктовых посылок, 2000 дождевиках, 5000 долларов) и финансировал бесплатное питание для еврейских детей.

К 1939 году еврейское население Кременчуга, впервые за полтора столетия, резко сократилось.

Гитлеровская армия оккупировала Кременчуг 8 сентября, к тому времени большинство евреев успело эвакуироваться. В городе оставалось около 4 тысяч евреев, многие из них были расстреляны с конца октября 1941 года по февраль 1942 года.

Большая Хоральная синагога в Кременчуге построена в 1854-1855 гг., на средства коробочного сбора, собранные самим еврейским обществом. Главная Хоральная синагога находилась на территории ненешнего стадиона школы № 20.

На 1900 год упоминается большое количество синагог и еврейских молитвенных домов Кременчуга и Крюкова Посада, перечислен их персонал.

Казёнными раввинами Кременчуга (по сведениям Памятных книжек Полтавской губернии) были: 1875 год - Г.Л. Зухер, 1904 год – Фрейденберг, 1911 год - известный в городе врач Х.И. Михельсон.

Когда первый Любавический Ребе – глава ХАБАДа - Шнеур Залман (Алтер Ребе) бежал от наступающей армии Наполеона, он хотел перенести свой двор в Кременчуг, из местечка Ляды, где ему пришлось сжечь все свои труды, по-скорому всё уничтожить, чтобы французам не досталось ничего из его имущества. Для поиска жилья он отправил в Кременчуг своих детей - раби Дов Бера (Мителер Ребе) и Фрейду. Пока они искали место, их отец умер в пути, почти скоропостижно. Его похоронили в местечке Гадяч. Раби Дов Бер ещё жил некоторое время в Кременчуге, но по просьбе хасидов, после праздника Шавуот, в мае 1813 года, переехал в местечко Любавичи. Во время преследований, в годы Гражданской войны и лихолетия, много лет спустя, Любавическая ешива разделилась, и вынуждена была скитаться по разным местам. После долгих странствий центральная ее часть осела в Кременчуге.

Список синагог и еврейских молитвенных домов, действовавших в Кременчуге (по данным 1901 г.).

В г. Кременчуге:

"Синогога" (Преображенская улица, собствен. дом).
Раввин, кандидат права - Абрам Аронович Фрейденберг (Городовая ул. дом Ласкина); помощники его: потом. поч. гр. Евель Давидович Рафалович; мещане: Сруль Зусьевич Явиц, Абрам Мордухович Горинттейн, Мендель Абрамович Вольфович; староста куп. Марк Моисеевич Компанеец; казначей, куп. Саул Самойлович Левин, ученый доктор медицины Фабиян Соловейчик.

Молитвенные дома:

"Юровский" (Марьинская ул., д. Юровского). Староста мещ. Аврам Хазанович, казначей мещ. Моисей Альпин, ученый, мещ. Гамшей Дижур.
"Любавич" (Преображенская ул., соб. дом.). Староста куп. Исаак Донюшевский; казначей, купец Вульф Певзнер; ученый мещ. Монус Глускин.
"Хабад" (Докторская ул., соб. дом). Староста купец Хаим Нейман; казначей, Борох Туровский; ученый, мещ. Шевель Илитович.
"Мишна" (Павловская ул., д. еврейского общ.). Староста, куп. Лейба Каплан; казначей, мещ. Липа Левин; ученый, мещ. Абрам-Ицко Циммерман.
"Клойз" (Городовая ул., соб. дом). Староста, куп. Абрам Зеликман; казначей, мещ. Шмуль Гитес; ученый, куп. Ихиель Гуревич.
"Библия" (Николаевская ул., соб. дом). Староста мещ. Абрам Хазанович; казначей, мещ. Моисей Сандомирский; ученый, мещ. Мордко Альпин.
"Сфарад" (Преображенская ул., соб. дом). Староста, мещ. Мордко Домбровский; казначей мещ. Хонон Зеликман; ученый, мещ. Сруль Явиц.
"Псалтырь" (Преображенская ул., соб. дом). Староста куп. Арон Файнштейн; казначей мещ. Гирша Рабинович; ученый, мещ. Абрам Фишкин.
"Бейс-Аарон" (Александровская ул., д. Гониодского). Староста куп. Бенцион Тониодский; казначей, мещ. Бениамин Штенберг; ученый, мещ. Борух Збарский.
"Шоймрем-Лебокер" (Павловская ул., д. Герштейна). Староста, Абрам-Хаим Смелянский; казначей, мещ. Лейба Альперович; ученый, купец Конель Гинзбургский.
"Немец" (Гериковский пер., д. Немеца). Староста куп. Мендель Хосидов; казначей, мещ. Янкель Островский; ученый, куп. Исаак Немец.
"Бейс Тифиле-ле Моше" (Преображенская ул., д. еврейск. общества). Староста, купец Лейзер Драбкин; казначей, мещ. Абрам Мозылевский; ученый, куп. Бер Гуревич.
"Бейс-Шерстома" (мыловарен. завод Похочевского). Староста. мещ. Эля Вольвовский; казначей, мещ. Нохим Рабчинский; ученый, мещ. Шлема Волченок.
"Бейс-Яков" (Б.-Мещанская ул., д. Фриделя Сандомирского). Староста, куп. Нохим Рабинович; казначей мещ. Лейзер Купер; ученый, куп. Фридель Сандомирский.
"Сандомирский" (Киевская ул., д. Фроима Сандомирского). Староста, купеч. сын Аншель Сандомирский; казначей мещ. Израиль Кроль; ученый, мещ. Фридель Свет.
"Хаи-Адам" (Солдатская ул., соб. дом). Староста, вакансия; казначей, мещ. Израиль Левин; ученый, мещ. Вульф Бунер.
"Бейс-Яков" (Александровская ул., д. Пинкуса). Староста, мещ. Шлиома Пинкус; казначей, мещ. Израиль Столпер; ученый, мещ. Янкель Герштейн.
"Рейсен" (Павловская ул., д. Рафаловича). Староста, мещ. Давид Туровский; казначей, мещ. Герш Либерман; ученый, мещ. Зельман Златопольский.
"Эц-Хаим" (Елинская ул., д. б. Лосьева). Староста, мещ. Мордко Микулинский; казначей, мещ. Иона-Хаим Фидельман; ученый, мещ. Мордух Шапира.
"Эйн-Яков" (Констан.-Зеленая ул., соб. д.). Староста, мещ. Абрам Львов; казначей, мещ. Арон Бродский; ученый, мещ. Борух Магид.
"Бейс-Лейба" (Констант.-Зеленая ул., д. Лейбы Бережинского). Староста, мещ. Рефуел Бережинский; казначей, мещ. Янкель Баран; ученый, куп. Лейба Бережинский.
"Бейс-Израиль" (Павловская ул., д. Каплана). Староста, мещ. Овсей Гилер; казначей, мещ. Пинхос Фишман; ученый, мещ. Сендер Найдич.
"Бейс-Гурария" (Александровская ул., д. Зельмана Гурария). Староста, куп. Мендель Готман; казначей, мещ. Беньямин Грозубинский; ученый, купец Зельман Гурарий.
"Поалей-Цедек" (Елинская ул., д. Неймана). Староста Иосель Кокш; казначей, Израиль Лекарь, ученый мещ. Давид Добрушкин.

Молитвенные школы (хедеры и бейт-мидраши):

В доме Лавровского (Солдатская ул.). Староста, мещ. Бениамин Альперович; казначей, мещ. Абрам Заморин; ученый, мещ. Юдка Дашевский.
В доме Родкина (Почтовая ул.). Староста мещ. Сруль Краснов; казначей, мещ. Шлема-Юдев.Ноткин; ученый мещ. Лейба Гуревич.
В доме Ямпольского (1 части). Староста, мещ. Мордух Зельцер; казначей, мещ. Шмуль Коган; ученый, мещ. Шимон Каминский.
Талмуд-Тора (Павловская ул., дом еврейского общ.)
Старшины: Абрам Израилев. Зеликман, Симон Яковлевич Ямпольский, Борох Вульф Берков. Виленский, куп. Абрам Моисеевич Эйзлер и Абрам Петрович Флейшиц.
В доме Гольдштейна (по Ямпольской ул.). Староста, мещ. Залман Кенигман; казначей, мещ. Шай Морозов; ученый, мещ .Мордехай Заславский;

В посаде Крюкове:

"Синогога". Правление: Староста, мещ. Рафаил Слуцкий;
казначей мещ. Иосель Немировский; ученый, мещ. Алтер Верховский.
Молитвенные дома:
"Сфарад". Староста, купец Шая Гальперин; казначей, мещ. Эля Коган; ученый, куп. ОйзерТаланкер.
"ХАБАД". Староста, купеч. сын Борох-Бер Кроль; казначей куп. Липман Рахмилевич; ученый, мещ. Лейзер Мордухович; Херсонская ул., д. Акульшина.

Частные еврейские училища:
Женские: 1) Меерович (Херсонская улица д. Акульшина). 2) Лившиц (д. Живова Преображенская улица).
Мужские: 1) Либина (Павловский пер. д. Вязьмитиной). 2) Ломбард ( Красная площадь д. Фидельмана). 3) Иайсиловского (Александровская ул., д. Гуревича).

Город Кременчуг, как уже подчеркивалось, тесно связан с Мителер Ребе, вторым Ребе ХАБАДа, который прожил здесь два года (дом находился на Городовой ул.), после ухода из материального мира его отца - Алтер Ребе, и даже существовала вероятность, что духовный центр движения ХАБАД будет основан именно в нашем городе, однако потом, как известно, Мителер Ребе избрал своей резиденцией местечко Любавичи, которое дало еще одно имя всему течению хасидизма, основанному ребе Шнеуром-Залманом из Ляд.

В 2011 году, в канун празднования дня рождения Мителер Ребе, крупные меценаты, члены Попечительского Совета еврейской общины г. Днепропетровска - Александр Урих и Давид Шульман, подарили кременчугской синагоге, которая носит название «ХАБАД РОР», новый Свиток Торы, и это стало, по-истине, великим праздником для кременчугских евреев, которые в годы советской власти были лишены возможности легально молиться, полноправно посещать синагогу. Единственный старинный, чудом сохранившийся в семье раввина Аврума Циперштейна, свиток Торы, бережно хранился и передавался евреями из поколения в поколение. Со временем буквы в нем стерлись.

Завершение написания нового Свитка Торы и праздничные акафот (танцы со Свитком) состоялись в большом зале синагоги, причем новый Свиток для наших евреев был написан сойфером Авраамом Саламоном, отцом Главного раввина Кременчугского региона - Шломо Довида Саламона, а последние буквы были вписаны приглашенными на праздник посланниками Любавического Ребе из разных городов Украины, бизнесменами-меценатами Александром Урихом и Давидом Шульманом.

Вечер продолжился банкетом, организованным Менахемом-Мендлом Гольдшмидтом, в честь его дедушки, раввина Шолома Дов-Бера. Гостями церемонии были многие члены Попечительского Совета Днепропетровской иудейской общины, а также посланники седьмого Любавического Ребе: Меир Стамблер, Мойше Вебер, Шолом Нахшон, Элиша Барам, Иосиф Любарский и др.

Свиток Торы

59737_977562332267575_1144734070559204603_n

Здание, в котором до революции находилась одна из кременчугских частных синагог (бывш. Мариинская улица, теперь ул. Воровского). Сегодня в здании находится пункт приема макулатуры (р-н оптового рынка).

10393698_977565508933924_7256664505996036248_n

Кременчугские евреи

Религиозная жизнь еврейской общины Кременчуга, фото-1

Кременчуг. Главная хоральная синагога

11535931_977568902266918_958432905816484474_n

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#евреи кременчуга
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...