• Головна
  • Владимир Высоцкий в Кременчуге
12:00, 17 липня 2015 р.

Владимир Высоцкий в Кременчуге

Об украинских еврейских корнях великого поэта и актера Владимира Семеновича Высоцкого известно далеко не всем.

В 1918 году в Киеве была популярна поговорка: "Сахар Бродского, чай Высоцкого, Россия — Троцкого". 
Высоцкие в дореволюционное время считались одним из наиболее известных еврейских купеческих родов и занимались поставкой, расфасовкой и продажей чая.
Прадеды — Шлёмо Высоцкий, Лейба Бульковштейн и Мордко Бронштейн — а также двоюродный дед поэта — Лейб (Леон) были людьми набожными и посещали синагогу.
Вольф Шлёмович Высоцкий имел три высших образования, владел тремя языками, сделал детям брит-милу, а бабка, Дарья Алексеевна, была на самом деле Деборой Евсеевной, в девичестве — Бронштейн. Предки её — из Полтавской губернии. 
Говорили в семье на идиш. Род Высоцких происходит из местечка Селец, что под Брестом. 
Дед Высоцкого — Вольф Шлёмович (Владимир Семенович), не унаследовал бизнес родственников — в 1911 году он приехал из Бреста-Литовского в Киев получить образование. Учился в юридическом, коммерческом институтах, а позже окончил еще и Киевский институт народного хозяйства. Там же, в Киеве, познакомился с Ириной Алексеевной — будущей медсестрой, жгучей брюнеткой с горящими глазами.

В советские времена отец Высоцкого, чистокровный обрезанный еврей, от еврейства дистанцировался, да и сам поэт свое происхождение не афишировал. Написал только однажды в шутку: "Жили-были евреи Высоцкие / Неизвестные в высших кругах".
В 1915 году у молодой семейной пары родился сын Семен — отец поэта. Вскоре в Киев переехал и брат Владимира Семеновича, Леон (Лейб) - изобретатель фруктовых ароматов, специальных растворов для покрытия кожи, красителей и мыла без жиров. 
Революционные потрясения заставили братьев искать свое место под солнцем — надо было кормить семьи. 
Они создают мастерскую театрального грима, которая во времена НЭПа превратилась в косметическое предприятие. 
Но в 1928 году НЭП закончился. На предприятии Высоцких был поставлен крест. В 1932 году семья распалась. 
Владимир Семенович со старшим сыном Семеном уехал в Москву (где мальчика ожидала военная карьера). А Ирина Алексеевна с младшим сыном осталась в Киеве. Ей пришлось освоить профессию косметолога. 
Вскоре Ирина Алексеевна стала одной из самых знаменитых мастериц Киева, работая в престижном салоне красоты на Крещатике и обслуживая жен, дочерей и любовниц высокопоставленных советских чиновников. 
Владимир Высоцкий во время каждых гастролей в Киеве навещал бабушку.

Далеко не многие знают, что пути певца пролегали и через Полтавщину, где когда-то жили предки его бабушки — Деборы. 
Город Кременчуг стал одним из немногих в Украине (еще — Киев и Одесса), где Владимир Семенович пополнил золотой архив своих многочисленных домашних, "кухонных" концертов. 
Любительская фонограмма записи, сделанная 14 июня в Кременчуге, теперь бережно хранится у коллекционеров... 
А на доме, по ул.1905 года, висит мемориальная доска, на которой написано: "В этом доме в 1975 году останавливался поэт и певец В.С. Высоцкий".

Однажды, в середине 70-х годов прошлого века, партийные комсомольские активисты Кременчуга решили пригласить Высоцкого в Кременчуг на гастроли. Замысел, по тем временам, очень смелый. И хотя звездных гостей здесь всегда хватало, но ожидание самого Высоцкого еще больше сплотило местную молодежь и долго удерживало возвышенную атмосферу в городе. 
Ездили к поэту в Москву, упрашивали, уговаривали. Он сначала и слышать не хотел. Исходя из собственного опыта, не очень верил, что разрешат выступление, да и время не мог никак выкроить: гастроли, съемки, встречи, записи... 
Наконец, Высоцкий нашел "окно" и пообещал приехать на пару деньков. 
Окрыленные известием организаторы начали подготовку. 
В ЦК комсомола республики получили поддержку, договорились с руководством городского дворца культуры, чтобы на несколько дней там отменили запланированные мероприятия. 
Репертуар согласовали — все песни патриотические, на тему войны, без "крамолы"... 
Афиш по городу не расклеивали, распространили 10 тысяч билетов из расчета на десять концертов, в основном среди молодежного актива. Но, что тут началось! Отовсюду посыпались звонки с просьбой выделить места — из Полтавы звонили, из Харькова, Днепропетровска, Киева, Донецка... 
Но чем меньше оставалось времени до приезда Высоцкого, тем напряженнее и удручающей становилась атмосфера. 
Поэта встретили в аэропорту Борисполя. Он прилетел со своим продюссером Яковом Безродным и еще одним молодым актером, который должен был играть в фрагментах на темы песен о войне. 
На следующий день должен был состояться первый концерт. Но, из обкома партии позвонили первому секретарю кременчугского горкома Михаилу Козенко, с резким вопросом: "Что это вы там себе надумали, кто вам позволил?!" На что Козенко отпарировал: "Если вы хотите отменить концерты — отменяйте. Но тогда поднимайте милицию и объясните людям, в чем причина...". 
После этого в Полтаве немного успокоились — концерты не отменили. И Михаил Козенко, чтобы перестраховаться, поспешно провел заседание бюро горкома партии, и на всякий случай "впаял" инициаторам концертов выговор, чтобы доложить "наверх", что "меры приняты". 
Но, к сожалению, власть этим не ограничилась. Уже перед началом первого концерта организаторов срочно вызвали в приемную секретаря горкома, с гневной тирады которого можно было понять одно: концертов — не будет. Как оказалось позже, ему звонил сам секретарь ЦК партии по идеологии — Евгений Маланчук... 
Один из организаторов концертов, первый секретарь Кременчугского горкома комсомола — Николай Гусев, взял на себя смелость сообщить неприятную новость Высоцкому. 
Поэт, увидев Гусева, сразу обо всем догадался: "Чего такой кислый пришел?". Узнав, что ЦК партии запретил концерты, Владимир Семенович горько усмехнулся: "Да что же они из меня шпиона аргентинского делают?" 
Когда неприятные эмоции немного улеглись, Гусев осторожно и ненавязчиво пригласил Высоцкого к себе домой на чай. Шли пешком через центр, потом по набережной, вдоль Днепра. 
Дорогой гость расспрашивал о городе, интересовался его историей. Некоторые люди, хотя и с осторожностью относились к личности Владимира Семеновича, все же узнавали знаменитость и оглядывались: "Неужели он?". Две молодые девушки остановились, а Гусев, не сдержавшись, сказал: "Да, да, это он!" 
Придя домой к комсомольскому работнику, сели за стол. 
Высоцкий не стал пить кременчугское пиво, только чуть пригубил и похвалил местный хмельной напиток. 
Незаметно дело дошло до самого интересного — набежавшие было кременчужане — друзья Гусева попросили известного гостя спеть. "Нет, извините, я сейчас не настроен, да и гитары под рукой нет...", — попытался отказаться артист. Тогда один из комсомольских активистов мгновенно сел в машину и привез инструмент из отеля. А Николай Гусев, не колеблясь, достал новый магнитофон "Днепр", к которому и сам не успел еще привыкнуть, поэтому настраивать звук ему помогал Владимир Семенович. 
Впоследствии пленку передадут в музей Высоцкого. Кстати, на этой любительской записи слышна ремарка певца: "Коля, тише, тише...". Когда дошла очередь до песни "Кругом пятьсот", или "Дорожная история", гости попросили вместо "МАЗ" спеть ... "КрАЗ". А он в ответ: "Да как-то неудобно, что в дороге ваш КрАЗ застрял...". Наконец, Высоцкий согласился: "Да можно и КрАЗ, все равно рифмуется..." И запел по просьбе: "Дорога, а в дороге КрАЗ, который по уши увяз ..." 
За столом артист говорил о разном, вел себя сдержанно. Он говорил, что, в отличие от Украины, в России, особенно за Уралом, ему никогда не запрещали выступления. А на Дальнем Востоке партийные начальники даже лично возили его на корабли, подводные лодки. Затем, появлялись замечательные песни на эти темы. Что касается Полтавщины, то все удивлялся, как его вообще осмелились пригласить в провинциальный город над Днепром. 
Впоследствии к товарищеской беседе присоединился заместитель председателя горисполкома Соколов. Немного подвыпив, просто в лоб, спросил: "Володя, ты вот скажи, а зачем тебе эта Марина Влади?" Тот спокойно ответил: "Ну, каждый человек кого-то любит. Вот и я увидел ее и - погиб..." 
С момента сорванного концерта прошло два дня. За это время певцу организовали прогулку на катере, показали Кременчугскую ГЭС. Ему понравился Днепр и он даже удивленно воскликнул: "Никогда не думал, что Днепр — такая большая река..." 
Перед отъездом дорогих гостей первый секретарь Кременчугского горкома комсомола вызвал бухгалтера, чтобы как-то рассчитаться, заплатить москвичам. Они же, мол, не виноваты, что концерты не состоялись. И хотя это были незапланированные расходы, организаторы постарались оформить все, как положено. Выдали им около тысячи рублей на троих, за что они расписались в ведомости. Провели в Борисполь, еще множество раз извинялись и, наконец, распрощались. 
Позже, с ревизионной финансовой проверкой, в Кременчугский горком комсомола приехала заведующая сектором из ЦК комсомола Украины. Очень принципиальная женщина была. После ее "налетов" бывало, что и первых секретарей снимали с работы. 
Поэтому у Николая Гусева неспокойно было на душе - что сказать, чем прикрыть такие расходы? К счастью, все обошлось. Посмотрев финансовые документы, добралась к фамилии Высоцкий, перевернула лист и ... пошла дальше. Интересной показалась и история, связанная с билетами на не состоявшийся концерт Высоцкого. Организаторы мероприятия объявили, что все, кто хотят, могут сдать билеты и забрать деньги обратно. Но произошло неожиданное: более половины людей оставили их себе на память. 
Уже позже, после смерти Владимира Семеновича, кременчужане пригласили выступить во Дворце культуры КрАЗа артистов из Театра на Таганке - с условием, что приобретенные на Высоцкого билеты будут бесплатным пропуском на спектакли. Однако сколько именно человек воспользовались этим предложением, организаторы не проверяли...

Касаясь происхождения поэта, следует сказать, что Высоцким, всё же, их еврейство аукнулось. Сын Владимира Семеновича, Аркадий, женился на еврейке, нажил детей, хотя потом развелся. Дети вместе с матерью уехали в США и там стали религиозными. Наташа (Наама) Высоцкая, внучка Владимира Семеновича, вышла замуж за хасида-хабадника — Шломо Теплицкого — под хупой, с раввином и музыкантами-клезмерами, как положено. Видать, прадед — Шлёмо Высоцкий, праведник был, не зря так много молился.
Забавно попалась на этой теме Зоя Богуславская, хорошо знавшая поэта, когда в картине "Андрей и Зоя" сказала про Высоцкого, что он был "интеллигентный мальчик из интеллигентной еврейской семьи с Украины". Никак с его талантом она это не связала, а связала с порядочностью. Но что-то такое читалось между строк, что-то такое всем, будто бы, послышалось, и автор фильма не удержался и задал-таки этот вопрос напрямую:
— Вы что, хотите сказать, что талантливый человек обязательно должен иметь еврейскую кровь? 
— Не обязательно, — удивилась в свою очередь Богуславская, — вот у Пушкина была арапская. Тоже сошло.

Ощущал ли себя евреем сам Высоцкий? 
Двоюродная сестра поэта - Ирэна Алексеевна Высоцкая, как-то писала: "Мы с Володей иногда говорили о нашем еврействе". Но до чего договорились, неизвестно. Неоткуда было взяться еврейским переживаниям, если на то пошло. Отец поэта, с которым у сына близких отношений не сложилось — человек советский, кадровый военный, фронтовик, о своей национальности даже не заикался. 
И если поэтическому таланту и творчеству еврейская кровь помогла, то с еврейским самоосознанием всё было гораздо сложнее.

Факт еврейства Высоцкого известен мало. Можно допустить, что он скрывался вполне намеренно. 
Для статуса русского национального гения подмоченная биография — ни к чему. Над биографией поэта теперь работают старательно. А вякает кто не в тему — могут и по рукам и по морде. 
Высоцкий догадывался, что его после смерти будут так или иначе кантовать: "Мой отчаяньем сорванный голос современные средства науки превратили в приятный фальцет". И это тоже... 
Алкоголь работает на образ? Работает! Хороший друг? Работает! Донжуан? Тоже! Папа-еврей. Папа — еврей?! Объявить, что Высоцкий — еврей — это как-то даже неприлично, что ли, и даже сверх кощунственно. И, в некотором смысле, небезопасно. 
Принять факт еврейства в биографии Владимира Семеновича общество не готово.
Без преувеличения добавлю, что Высоцкий, пожалуй, лучше других выразил и проиллюстрировал советскую эпоху. И хотя у отечественной культуры его никто не отнимает, но и, испортив многим праздник, вворачивать, что он наполовину еврей — как-то, согласимся, бесчеловечно. 
Вот евреи — вечно им чего-нибудь присвоить надо! Ша, ша! Уже никто никуда не идет! Мама Высоцкого — Нина Максимовна Серёгина, переводчица, происходила из русских крестьян. 
Высоцкий остаётся "русским" поэтом и великим мировым гением. Он рождён русской женщиной. 
И вообще, наверное, настоящим евреем может быть только тот, кто себя им ощущает, кто хранит традиции и живет ими, пусть даже ты трижды происходишь от самих Ротшильдов с Бродскими. 
Всё остальное — суета, болтовня и домыслы.

Автор статьи у могилы В.С. Высоцкого на Ваганьковском кладбище. 2011 г.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#владимир высоцкий #кременчуг
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...