• Головна
  • Паровозных дел город – Кременчуг
15:45, 20 липня 2015 р.

Паровозных дел город – Кременчуг

Мало кто сегодня знает, что центром создания железнодорожной системы юга Российской Империи был выбран самый крупный город Полтавской губернии — Кременчуг. 

Значительным прорывом стал грандиозный по тем временам проект — сдача в эксплуатацию, 7 апреля 1872 г., моста через Днепр, который довершил создание транспортного коридора, соединившего северную столицу с югом Империи.

Классик русской литературы, Нобелевский лауреат, Иван Алексеевич Бунин, в романе "Жизнь Арсеньева", написанном в эмиграции во Франции, в приморских Альпах в 1927-1929 годах, очень лирически и живописно описал город Кременчуг, в котором побывал в начале ХХ века:
"...Только что выехали из Кременчуга, вечер. На вокзале, на станции в Кременчуге, на платформе, в буфете — множество народу, южная духота, южная толкотня. В вагонах — тоже. Больше всего хохлушек, всё молодых, загорелых, бойких, возбужденных дорогой и жарой, — едут куда-то "на низы", на работы. Так волнуют горячим запахом тела и деревенской одежды, так стрекочут, пьют, едят и играют скороговоркой и ореховыми глазами, что даже тяжело...
... Длинный, длинный мост через Днепр. Красное слепящее солнце в окне справа, внизу вдали полнота мутной желтой воды. На песчаной отмели множество совершенно свободно раздевающихся догола и купающихся женщин. Вон одна скинула рубашку, побежала и неловко упала грудью в воду, буйно забила в ней ногами.
... Уже далеко за Днепром. Вечерняя тень в пустынных горах, покрытых скошенной травой и жнивьем. 
Почему-то думал о Святополке Окаянном: вот в такой же вечер он едет верхом по этой долине впереди небольшой дружины — куда? Что думает? И это было тысячу лет тому назад, и все так же прекрасно на земле и теперь..."

В то время большое влияние при дворе имел гофмейстер Абаза, ратовавший за скорейшее строительство и ввод в эксплуатацию частных железных дорог.
Он-то, в содружестве с бароном Унген фон Штернбергом, и подписал 24 августа 1868 г. концессионный договор с Российским правительством на строительство железнодорожной линии от Харькова до Кременчуга.
Официально движение на участке Полтава — Кременчуг длиной 110 верст было открыто 1 августа 1870 года.

В семидесятых годах XIX столетия Кременчуг обрастает инфраструктурой, необходимой для обслуживания железнодорожного сообщения. 
15 марта 1871 г., на станции открыты небольшие мастерские, для текущего и промывочного ремонта паровозов, позднее ставшие локомотивным депо станции Кременчуг. 
В те времена железнодорожное сообщение, подвижной состав представляли из себя необычайно прогрессивное, новое и сложное дело. 
Юг Империи остро нуждался в квалифицированных кадрах, способных управлять и обслуживать железную дорогу. 
1 августа 1878 г. было освящено и открыто первое железнодорожное училище Харьково — Николаевской железной дороги в Кременчуге, ныне Кременчугский техникум железнодорожного транспорта.

Однако самым значительным прорывом стала сдача в эксплуатацию моста через р. Днепр, 7 апреля 1872 г., который соединил Кременчуг и Посад Крюков. Больших трудов это стоило всем участникам грандиозного по тем временам проекта. 
Дело в том, что набожные евреи, которые составляли значительную часть проживающих в регионе, были категорически против строительства моста именно в этом месте. Мост не только «разрезал» Крюков, но и продолжался железнодорожной веткой через старинное еврейское кладбище (находилось в нынешнем районе под названием "Кострома". Сегодня еврейского кладбища не существует, лишь скромная мемориальная плита, у будки путейца, на ж/д переезде напоминает об этом). Еще долго ортодоксы-хасиды протестовали: путешествуя железной дорогой, выходили из поезда и объезжали святое место, где было похоронено множество праведников, на бричках, подводах, садясь вновь на поезд только на следующей станции.

С того времени более чем на десять лет развитие транспортной системы было приостановлено, императорскому дому было не до того. 
Внезапная смерть в Италии наследника престола — Николая Александровича. Его родного брата, Александра Александровича, начинают срочно обучать управлению государством, но времени оказалось катастрофически мало. 
Насильственная смерть Императора Александра Второго застала всех врасплох, глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства овладели правящим классом. Неподготовленный в должной мере император Александр Третий был возведен на престол 2 марта 1881 года.

Только со второй половины восьмидесятых годов XIX в. развитие транспортной системы южного региона получило свое продолжение. 
18 мая 1885 г., по распоряжению Комитета министров и Казны было начато строительство участка Кременчуг — Ромны длиной 200 верст. 
1 ноября 1887 г. открыто движение поездов на участке Кременчуг — Ромодан — Лохвица (150 верст). 
1 октября 1888 г. окончено строительство участка Лохвица — Ромны. Началось регулярное движение поездов между станциями Кремечуг и Ромны. Харьково — Николаевская дорога получила выход на Либаво — Роменскую магистраль.

Но, 17 октября 1888 г., произошло непредвиденное — на перегоне Тарановка — Борки Курско — Харьково — Азовской железной дороги, произошло крушение императорского поезда, в котором царь Александр III с семьей возвращался из Крыма.

Это была одна из крупнейших железнодорожных катастроф того времени. Сразу решили, что это был теракт. 
В конце прошлого века Харьков слыл террористическим центром Российской Империи. Позже эту версию отвергли. 
Трагедия произошла из-за неполадок на железной дороге. Деревянные вагоны упали с высоты четырнадцать метров. Не пострадали — единицы. В их числе — царская семья. 
За несколько минут до трагедии императорский поезд проехал Тарановку. Шел со скоростью около 60 км/ч. По одной из версий, разошлись рельсы. Ни один из пятнадцати вагонов не уцелел. Катастрофа "отвлекла" императора от обеда. Рухнувшую крышу государь Александр держал на своих плечах — пока из поезда выносили раненых. Не посчитал это "не царским делом". 21 человек погиб. Александр, царица и все наследники отделались синяками и царапинами.

Все события того дня запечатлел придворный фотограф императора — Алексей Иваницкий. Раненых вывозили с места происшествия до глубокой ночи. Говорят, младшего сына царь сам вытягивал из-под обломков. Из окна вагона выпала его дочь. 
Владимир Деркач, стрелок военизированной охраны ЮЖД: «В то время, когда мы сидели за обеденным столом, буфетчик царский наливал мне кофе. Вдруг пол ушел из под ног и я улетел куда-то вниз. Во время падения вагона буфетчика раздавило насмерть. Там же была в этом вагоне царская собака. Ее тоже раздавило, а остальных не тронуло».

Сейчас на месте крушения стоит часовня. Зажигаются лампады. Поставить свечу или помолиться может любой путник — дверь открыта круглые сутки. До войны напротив часовни стоял храм Христа Спасителя. Императрица Мария Федоровна велела построить его сразу после катастрофы. По роскоши и величию храм уступал только московскому. Пять тысяч золотых из царской казны, плюс пожертвования из Турции и Австро-Венгрии. Старожилы вспоминают, что в солнечную погоду позолоченный купол было видно с Холодной горы. В войну храм был взорван. Всё, что нашли под обломками — сейчас хранится в местном школьном музее. Остатки напольной плитки и драгоценные иконы из мозаики — из двадцати уцелели только две. Здесь же — вещи из царского поезда. Всем, кто помогал выносить раненых, императрица раздала деньги и посуду.

Серьезные изменения, конечно, претерпело после катастрофы и железнодорожное ведомство, в первую очередь в Южном регионе Империи. 
В конечном итоге, в 1891 г. управление Харьково — Николаевской железной дороги было переведено из Кременчуга в Харьков.

Министерство Путей Сообщения.

Управление Харьково-Николаевской Императорской железной дороги:

Начальник IX уч. службы пути, военный инженер штабс-капитан Вячеслав Осипович Поплавский (ст. Кременчуг); 
Начальник депо, инженер Петр Иванович Фисенко; (ст. Кременчуг); 
Помощники его: — инженер Николай Степанович Берченко (ст. Кременчуг); 
Ромуальд Иванович Бретшнейдер (ст. Кременчуг); 
Ревизор службы движения Юлий Арсеньевич Загарин (Александровская ул., д. купца Поддерегина).

Начальник ст. "Кременчуг", двор. Станисл. Осип. Хржонц; 
Помощники: Александр Казимирович Фон-Милло; 
Константин Васильев. Никитин (здание станции); 
Петр Александрович Цырман (Харчевая ул., д. № 16); 
Кассиры: Илья Васил Шокин и Вас. Николаев. Дом (здание станции).

Начальник Кременчугского отделения Кременчугского жандармского полицейск. управл. Императорской железной дороги ротмистр Владимир Сергеевич Старов (Училищн. ул., д. Вязьмитинова).
Участковый врач при железнодорожном ведомстве Лука Осипович Врублевский (Училищн. ул., д. Вайнлуда).

Начальник ст. "Крюков" дв. Митроф. Андреев. Остроградский; 
Помощники: мещ. Людвиг Карлович Фельшау и Осип Цезаревич Сикоркий; 
Кассиры: грузовой кассы — Александр Иванович Андрушкевич, пассажирск. кассы — Надежда Васильевна Опрятова; 
Ревизор службы тяги — Сигизмунд Робертов. Эндржиевский (все в здании станции). Врач Ромуальд Петров. Тычинский (Крюков, Волков пер., д. Краснокуцкого). Фельдшер Даниил Денисов. Московец (Крюков, Екатеринославская ул., соб. дом).

Начальник Крюковских вагонных мастерских кол. сов. Николай Дмитриев Михайлов (здание мастерских), помощ. кол. секр. Петр Павл. Костюченко (Екатеринославская ул., д. Московца).

Техническое железнодорожное училище Н.-Х. ж. д. (Харчевая ул., д. управления дор.).

Начальник кол. сов. Василий Андреев. Рутовский (зд. учил.); 
Законоучит. протоиер. Федор Дмитриев. Архангельский (п. Крюков, д. церкви); Преподаватели: Виктор Платонов. Гуляев (Харчевая ул., д. Резникова); 
Михаил Дмитриев Сакин (Александровская ул., дом Покровской церк.);
Александр Михайлов. Платунов (Зелено-Константиновская ул., д. Тулупова); 
Степан Яковлев. Жуков (Марьинская ул., д. № 26); 
Помощн. надзир., поруч. Николай Сергеев. Надеждин (Зелено-Константин. ул., д. Тулупова); 
Врач Лука Осипович Врублевский (Училищная ул., д. Вайнлуда).

Кременчуг перестал быть центром паровозного дела, но вплоть до начала 90-х годов прошлого, ХХ столетия, в парке депо Кременчуг— пассажирский стояли старые махины-паровозы, дрезины, довоенные вагоны-цистерны и повидавшие виды теплушки. 
Мы мальчишками частенько любили бегать на вокзал, исподтишка залезать вовнутрь черных громадных паровозов и мечтать о далёких путешествиях.

В 70-х, в здании вокзала был довольно-таки приличный, по тем временам, ресторан, где по вечерам, иногда, играл ансамбль.

А в дальнем тупике, на станции Кременчуг, стоял пассажирский вагон, переоборудованный под видеосалон, где по вечерам, за плату, на зашарпаном, часто ломавшемся магнитофоне-касетнике "Электроника-ВМ-12" крутили боевики с Брюсом Ли, Шварценегером, Чаком Норрисом и взрослую эротику.Частенько милиционеры с дружинниками забредали туда. Билет, помнится, стоил 1 руб.

В июле 2014 года, возле Белгородского терминала станции Харьков-Пассажирский, открылся Музей истории и техники ЮЖД. На открытой площадке представлена экспозиция локомотивов и прочей техники, эксплуатировавшейся на ЮЖД в различные исторические периоды.

Станция Кременчуг в середине 90-х годов

Паровозных дел город – Кременчуг (фото) - фото 1

Паровоз СО 17м -2332. 50-е гг. ст. Кременчуг

Паровозных дел город – Кременчуг (фото) - фото 2

Паровоз Су 96-92. 30-е гг. ст.Кременчуг

Паровозных дел город – Кременчуг (фото) - фото 3

Храм Христа Спасителя в Борках, на месте крушения императорского поезда

Borki_cathedral

После круше́ния импера́торского по́езда 17 (29) октября 1888 года

Russian_imperial_train_crush1888

 Вокзал станции Кременчуг

foto_627

Кременчуг. Мост через р.Днепр

foto_591

Привокзальная площадь ст.Кременчуг

photo_815

Памятник Ленину и Сталину на площади кременчугского железнодорожного вокзала после развенчания культа личности Сталина. В 50-х годах памятник исчез в одну из ночей. Дальнейшая его судьба неизвестна.

photo_1343

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#паровозные дела #железная дорога #кременчугский вокзал
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...