• Головна
  • Как кременчугские клезмеры «зажигали» в Умани на Рош а Шана (ФОТО)
16:37, 17 вересня 2015 р.

Как кременчугские клезмеры «зажигали» в Умани на Рош а Шана (ФОТО)

В Умань, на Рош а Шана, к цадику Нахману, я приезжаю уже в третий раз. Что движет мною, что ищу я и тысячи других паломников в эти дни в небольшом украинском местечке?

Незадолго до своей смерти цадик Нахман завещал похоронить его в Умани. Он обещал тогда, что каждый, кто придет к нему, не потеряет. Каждому, кто помолится на его могиле и даст копеечку на благотворительность (цдака) – он поможет.

Каждый, кто хоть немного знаком с учением раби Нахмана, знает, какое огромное значение придается этому празднику в брацлавском хасидизме. В Рош а Шана хасиды со всех концов земли стекаются к раби Нахману чтобы начать новый год вместе с ним. Паломники заполняют Умань чтобы накануне нового года помолиться на могиле цадика, а также принять участие в массовом кибуце – встрече-собрании хасидов во время праздника.

Когда брацлавский хасидизм распространился в Польше, накануне Рош а Шана многие хасиды пересекали российскую границу. Даже те, кто в начале прошлого века поселился в земле Израиля, нередко предпринимали длительное, дорогостоящее и, нередко, опасное путешествие в Умань.

Раби Нахман учил: на Рош а Шана следует ехать к праведнику. И вот почему: в Рош а Шана на Небесах выносится приговор относительно всего предстоящего года. Цадик с трепетом предстоит перед Всевышним и молится за каждую душу. Как бы мы ни старались, невозможно достичь чистоты помыслов без помощи настоящего праведника. Раби Нахман учил: для каждого приговора, декрета или обвинительного заключения существует средство, которым их можно смягчить. Ибо приговор может быть смягчен лишь у своего источника, а каждый источник занимает свое особое место во Всеобъемлющем Разуме. Поэтому, тот, кто хочет изменить каждый приговор, сделав его милостивым и милосердным, должен подняться к каждому из этих источников по отдельности. И сделать это без цадика – главы, чрезвычайно трудно.

Многие люди не могут получить очищение в течение года, даже сам раби бывает не в силах заступиться за них перед Всевышним и исправить их. Однако в Рош а Шана он может им помочь, ибо врата открыты, изливается милосердие Творца и благодать в эти дни.

Рош а Шана – это время когда соединяются воедино все наши внутренние просьбы и пожелания, высказанные в течение года. В этот единственный день все наши упования выходят наружу и изливаются в мольбе и молитве, в наших просьбах о том, чтобы в наступающем году Всевышний уготовил всем только счастье и процветание.

Впервые, после долгого запрета, массовое паломничество в Умань состоялось в 1989 году. Около 750 паломников со святой Земли получили от советских властей официальное разрешение провести праздник в Умани. Могилу цадика Нахмана оцепили и тщательно охраняли сотрудники  КГБ, многих хасидов не подпускали близко и даже отправляли назад.

Может показаться странным, что люди покидают Землю Израиля, чтобы провести праздник на Украине. Если бы речь шла о США, Англии, Франции, Австралии, или любой из стран диаспоры, куда занесла судьба брацлавских хасидов, то все выглядело бы логичным. Но покидать в праздник Святую Землю? Чтобы понять, с чем это связано, следует учесть высокий статус праведника. Как учил раби Нахман, святость могил праведников подобна святости Земли Израиля. Поэтому «тот кто едет на могилы праведников, отправляется из Святой Земли в Святую Землю». Земля Украины освящена могилами тысяч праведников и обильно полита кровью мучеников.

Еврейские мудрецы говорили: в Новолетие открывают три книги – одну для совершенных праведников, другую для совершенных грешников и третью – для всех остальных людей. Праведникам немедленно подписывают и скрепляют печатью решение о продлении жизни, злодеям – смертный приговор, а дела всех остальных людей откладываются до Дня Искупления (Йом Кипура), чтобы они могли раскаяться. Тех, кто связан с праведниками, записывают вместе с ними.

Когда-то в еврейских местечках Украины было много скрытых праведников – «нистарим».

Еврейская традиция, восходящая к Талмуду, считает, что мир держится на присутствии в нем 36 скрытых цадиков. Эти люди делают добро втайне, нередко юродствуя.  Даже их соседи не знают об этом. Но если этот минимум отсутствует, то мир погибнет. На иврите число 36 образуется двумя буквами: «ламед» (30) и «вав» (6). И сегодня действительно, таких людей называют «настоящими ламед-вавниками».

В Умани судьба свела меня с интересным человеком – Элиягу Хаимом Малинским, которого все зовут «дедушка Омэйн» и считают «мешуга а кадош» - «святым чудиком». Он появился в Умани как-то «вдруг» и неизвестно откуда. Хасиды рассказывают, что реб Элиягу надолго куда-то исчезает, потом вновь появляется, никто не знает, где он живет и чем промышляет. Но всегда истово молится, всех благословляет, помогает нуждающимся и делает пожертвования.

Из скудных сведений об этом «юродивом хасидском старце» известно только, что  когда Элиягу Хаим был маленьким, он часто убегал в лес и разговаривал с «Татеню» – Богом, молился за весь мир, за всех ушедших, живущих и должных родиться.

Реб Элиягу рассказывает, что его мама – Голда бас Мыниха бас Маргулис-Коган-Малинская, была настоящей праведницей, потому что любила всех людей, молилась и просила за всех. Она ложилась на землю в лесу, или на братскую могилу под Шепетовкой, где немцы расстреляли её маму, отца и сестер, и так она могла часами лежать, рыдая и проливая слезы молиться.

В двухлетнем возрасте маленький Элиягу «утонул» в бочке с дождевой водой. Играя на улице, захотел детским ведёрком набрать воды из бочки. Подставил табуретку, наклонился и, не удержавшись, нырнул в бочку и утонул. Его спас отец, кинувшийся искать мальчика, когда внезапно пошел проливной ливень. Бог вернул Элиягу к жизни. После этого случая он всю жизнь по-особому чувствует Творца.

«И из огня, и из воды, и в самолетах, когда отказывали моторы, и в смертельных болезнях, и даже в клинической смерти, многократно Всевышний спасал меня» - говорит Элиягу Хаим.

«Однажды спросил маму, как мне разговаривать с Татеню? Она сказала: Через совесть! Слушай совесть, она тебе всё откроет. И если кого-то обидел, проси прощения у того, кого обидел, и у совести. А если кто-то в беде, молись за него».

И Элиягу убегал в лес, и разговаривал с совестью, и учился молитве, навзрыд рыдая и крича к Богу.

Он тогда еще не ведал, что в брацлавском хасидизме эта практика уединенной молитвы носит название «итбодедут».

Элиягу Хаим вдохновенно произносит: « Я живу в Огне, уже живу в Огне, уже живу в Огне день и ночь. И вы будете жить в Огне! Омэйн!»

Раби Нахман из Брацлава говорил: « Мой огонь будет гореть до пришествия Мессии».

Хасиды в Умани говорят, что реб Элиягу может видеть человека насквозь, заранее всё о нем зная. Мне он тоже открыл глаза на многие вещи, казалось бы, лишь вкратце, коснувшись определенных тем. Благословение «скрытого цадика» и его «омэйн» я получил.

Записал и слова незамысловатой песенки, сочиненной реб Элиягу Хаимом Малинским:

Каждый мой Омэйн – для всех ушедших / Каждый мой Омэйн – для всех живущих / Каждый мой Омэйн  - для всех убитых / Каждый мой Омэйн – для всех грядущих. Я Омэйном души собираю / воедино, в цельного Адама / И с моим Омэйном каждый станет / Настоящим, праведным хахамом (мудрецом) /  И да будет так! И так да будет! Омэйн! Омэйн! Омэйн!

Цадик (праведник) — в иудаизме, и особенно в хасидизме, — благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога. Изначально цадикам не отводилась особая роль в религиозной иерархии. Ими могли быть обычные люди, которые соблюдали заповеди Торы. Согласно легендам цадику нельзя было причинить вред, ибо он находился под непосредственным покровительством Бога. Цадик, как бы, освящал ту землю, на которой жил, поэтому служил талисманом места, отвращая от города наказание Бога. Цадики обладали различными способностями, имели особый дар целительства и особую силу молитв.

В отличие от христианских монахов и аскетов, еврейские цадики жили в миру (хотя нередко и странствовали) и обзаводились семьями.

Каждый раз, в Рош а Шана Умань превращается в место, куда приезжают и клезмеры – еврейские музыканты. Зажигательная еврейская музыка здесь везде, хасидские танцы на улицах - до упаду. Каждый верит – раби Нахман и другие цадики заступились за него перед Всевышним!

Да удостоимся мы в этом году – и все последующие годы – быть записанными в Книгу Жизни. Омэйн! И пусть наступит геула – полное освобождение и избавление от зла и греха!

 Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1Как кременчугские крезмеры зажигали в Умани на Рош а Шана (ФОТО) (фото) - фото 1

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#рош а шана #умань #евреи
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...