• Головна
  • В 2013 году в колонях Полтавщины досрочно освободили более тысячи человек
19:02, 17 січня 2014 р.

В 2013 году в колонях Полтавщины досрочно освободили более тысячи человек

По информации Полтавской ОГА, в 2013 году в учреждениях исполнения наказаний Полтавщины было условно-досрочно освобождено 1352 осужденных.

Замену неотбытой части наказания более мягким применили к 295 осужденным.

В течение отчетного периода из учреждений исполнения наказаний области «на свободу с чистой совестью» вышли 2202 человека, из них выехали за пределы Украины – 14.

За прошлый год оформили и выдали 263 паспорта.

Справка: по состоянию на 16.01.2014 года, в учреждениях Полтавской области содержится 4967 осужденных и заключенных. Из них в Кременчугской воспитательной колонии содержится 175 несовершеннолетних правонарушителей, а в Надержинщинской исправительной колонии № 65 – 449 осужденных женщин.

На учете в уголовно-исполнительной инспекции находится 4327 осужденных, не связанных с лишением свободы.

А вот информация, которая, возможно, заинтересует родственников граждан, отбывающих наказание в местах не столь отдаленных.

В Общественную приемную по правам человека правозащитной организации «Донецкий Мемориал» обращается немало граждан по вопросам применения условно-досрочного освобождения (УДО). У них часто возникают вопросы, в связи с отказом администрации колоний предоставлять документы осужденных в суд для решения вопроса об их условно-досрочном освобождении. Всегда ли такие отказы законны? Обоснованно ли администрация мотивирует такие отказы?

Ответ: Прежде всего, следует уточнить, кто и при каких условиях может инициировать рассмотрение вопроса о применении УДО. Раньше это было прерогативой только администрации колонии. После внесения изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины в январе 2010 года, статья 107 о правах осужденных дополнена пунктом, согласно которому сам осужденный может «обращаться к администрации с просьбой внести представление о его условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким».

Обращение с просьбой рассмотреть вопрос о представлении к УДО осужденному лучше сделать письменно – и администрация обязана будет дать ему письменный ответ на такое обращение. Это особенно важно, если она отказывает в представлении к УДО.

В любом случае, администрация обязана будет официально рассмотреть обращение. А в случае отказа она письменно обязана мотивировать свое решение. Если ее мотивы основаны на законе – она так и сделает. Но нам известно много случаев, когда администрация отказывается давать какие-либо письменные ответы на запросы осужденных – дескать, незачем вам это. Некоторые работники даже угрожают неприятными последствиями для тех, кто настаивает на письменном ответе.

Для чего необходимо получить решение (в т.ч. отказ) администрации в письменном виде?

Во-первых, тогда можно получить четкое представление об аргументах администрации. Во-вторых, тогда можно обжаловать такое решение.

Но как быть, если администрации не желает давать письменный ответ на обращение осужденного?

Согласно п. 13 ст. 134 УИК Украины, осужденный может обжаловать наложенное взыскание. Кроме того, ст. 107 УИК Украины предоставляет ему право обращаться с жалобами. Однако не имея письменно сформулированной причины наложения взыскания осужденный лишается возможности верно сформулировать свои возражения, аргументы и составить жалобу. Таким образом, отказывая осужденному предоставлять письменные ответы на его письменные обращения, администрация незаконно лишает его возможности обжаловать решения администрации, с которыми он не согласен.

Отказ администрации колонии давать письменный ответ по поводу отказа в представлении к УДО можно обжаловать вышестоящему начальству или в прокуратуру. Но если все же письменный отказ получен – осужденный (или его представитель, если получит от осужденного соответствующую доверенность) может его обжаловать как вышестоящему начальству (например, в областное управление пенитенциарной службы), так и в прокуратуру или в суд. Далее.

Часто администрация сам факт применения УДО называет льготой, т.е. чем-то таким, чем администрация будто бы поощряет (награждает) осужденного за его поведение, и делает это исключительно по своему усмотрению. Это, мягко говоря, не так.

В ст. 81 Уголовного кодекса Украины сказано, что:

- к лицам, которые отбывают наказание в виде ... лишения свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;

- условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено, если осужденный добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление. Очевидно, что никаких формулировок о том, что это льгота, в кодексе нет. Скорее, УДО можно рассматривать как право осужденного – при соблюдении им некоторых условий – быть представленным к УДО.

Сложным и часто спорным является оценка доказательств исправления осужденного. Как объективно оценить, действительно ли он доказал свое исправление?

Законодательство не достаточно совершенно, и дает довольно широкий простор для толкований и оценок. Вместе с тем, эти толкования меры исправления осужденного администрацией не должны выходить за рамки закона и здравого смысла.

К сожалению, бывают случаи, когда администрация отказывала в представлении к УДО, потому, что осужденный не смог доказать исправления трудом «на протяжении всего срока отбывания наказания». Удивительно, что при этом прокуратура не усматривала нарушений закона. А между тем, в Уголовном кодексе Украины сказано, «если добросовестным поведением и отношением к труду доказал свое исправление». Поэтому требование «на протяжении всего срока отбывания наказания» является самодеятельностью администрации, не основанной на законе. Нередко осужденный не работает, потому что администрация не обеспечила его работой. Ответственность за неработу «на протяжении всего срока отбывания наказания» в таком случае возлагать на осужденного не корректно.

Много проблем возникает и с тем, как учитывать взыскания и поощрения. П. 14 ст. 134 УИК Украины определяет, что если «в течение шести месяцев после отбытия взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он признается не имеющим взысканий».

Нередко администрация, отказывая в предоставлении к УДО, учитывает взыскания, вынесенные более полугода назад, иногда – 2-3 или даже 5 лет назад.

Оправдано ли это? С точки зрения здравого смысла, вряд ли. Если человек не имеет взысканий, скажем, два или три года, это что-то, да говорит о его отношении к отбыванию наказания. Да и закона, обязывающего администрацию учитывать взыскания более, чем полугодичной давности, нет.

Наоборот, есть четкая формулировка п. 14 ст. 134 УИК Украины, приведенная выше. Учитывать давно снятые взыскания – это тоже самодеятельность администрации.

Конечно, администрация вправе оценивать меру исправления осужденного и использовать для этого определенные критерии. Но эти критерии не должны быть искусственными, надуманными. Поэтому аргументы о том, что взыскания 2-3-х летней давности будто бы свидетельствуют о том, что осужденный не стал на путь исправления, выглядят довольно неестественно. И уж совсем издевательски звучат иногда встречаемые причины отказов – «поскольку мало поощрений». То есть взысканий нет, есть поощрения, но вот для УДО их …. мало. Учитывая высокую коррупционноемкость процедуры УДО, за такими фантастическими и неестественными мотивами отказов несложно предположить истинные мотивы отказов. По таким основаниям отказы в предоставлении к УДО можно обжаловать в суд. Если это сложно делать самому осужденному – он может дать доверенность кому-то на воле – адвокату или родственнику.

Подытоживая, можно сказать осужденным: если хотите выйти по УДО – доказывайте свое исправление поведением и добросовестным трудом. Если же, по Вашему мнению, администрация учреждения действует несправедливо и необоснованно – пробуйте защищать свою позицию в суде или с помощью прокуратуры.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...